КАК СТАНОВЯТСЯ ПАТРИОТАМИ?
Патриотизм — одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Он является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития.
В последнее десятилетие в Казахстане произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие нашей культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно казахстанского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
Важное значение имеет воспитание в семье. Здоровые семейные отношения как между супругами, так и правильное и постоянное общение с детьми — это «киты», на которых держится воспитание подрастающего поколения. Тогда ребенок будет расти грамотным, веселым и жизнерадостным. В данное время мы, родители, мало уделяем внимания своим детям. Мы уже забыли, что такое прочитать ребенку сказку перед сном, рассказать какую-нибудь историю или на досуге, когда есть свободное время, рассказать что-то поучительное о жизни своей. У всех сейчас острая нехватка времени, некогда элементарно сходить с сыном или дочерью в спортивный зал, в кинотеатр, на пляж. Ребенок предоставлен сам себе.
Воспитание детей дошкольного возраста также имеет огромное значение. Именно в этом возрасте малыши начинают постигать, что такое «хорошо», а что такое «плохо», учат стихи о маме, о земле, о Родине. И вот именно в этот момент ребенку нужно прививать и патриотическое духовное воспитание. Изучать Гимн, знать значение Флага и Герба. Знать и гордиться символикой правового государства.
Также одной из целей патриотического воспитания является взращивание уважения к старшим, к людям труда. Простые истины — уступать место старшим, здороваться со взрослым человеком и многие другие — актуальны будут всегда. А мы стали о них забывать.
Раньше в школах традиционно проводились линейки, где сообщались все новости, говорилось о героических поступках того или другого ученика, о сделанных добрых делах или отчитывали двоечников и прогульщиков, награждались отличившиеся ребята, это было все поучительно. Надо вернуть эту практику в педагогическую деятельность.
Сейчас, глядя на современную молодежь, все чаще у меня вызывают беспокойство так называемые приверженцы нетрадиционных религиозных течений. Девочки в хиджабах, юноши в коротких штанах и с бородкой… Куда это годится? Мы — светское государство, нельзя забывать об этом.
В трудовом воспитании тоже много упущено. Раньше на уроках труда мы мастерили, готовили, учились гвозди забивать. Сейчас никто этого не хочет делать. Даже полы в классах моют уборщицы. А ведь надо детей самих приучать к чистоте, труду и порядку. Труд облагораживает человека, как бы банально это ни звучало.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Ерболат ДАУЛЕТКАЗИЕВ,
почетный работник образования
Республики Казахстан