Как пришел ЭСОП

kak prishel esop scaled Общество

Проект электронного билетирования, реализуемый в сфере общественного транспорта г. Атырау, относится к области цифровизации и направлен на повышение эффективности управления автобусных перевозок, обеспечение прозрачности движения финансовых средств и улучшение качества сервиса. О трудностях и первых результатах проекта по внедрению электронного билетирования – в беседе с директором ТОО «Smart Qala» Болатом Жамашовым.

ЭСОПов опыт

Система ЭСОП – электронной системы оплаты проезда – под брендом Smart Qala стала притчей во языцех у горожан. Но в целом можно констатировать, что период апробации программы электронного билетирования фактически завершен, и наступило время широко применить уже наработанный опыт. А это, как ни крути, вещь более чем ценная, нежели теоретические выкладки. И надо отдать должное тем, кто стоял у истоков этого проекта. Ведь в Атырау сумели внедрить этот проект фактически за один год, тогда как в Алматы он растянулся на три года, а в столице – на два.

– Атырау – это первый город областного значения, где проект электронного билетирования запустился без каких-либо государственных субсидий и внедрен дифференцированный тариф, – начал беседу Болат Жамашов. – То есть это не тендер, не бюджетный проект, не дотация, как в столице Нур-Султане, а чисто инвестиционные деньги. Сейчас все регионы страны смотрят на Атырау и изучают, что сделано у нас. На данный момент эта система внедряется в г. Семее Восточно-Казахстанской области. И акимат Семея желает пойти по стопам Атырау, переняв имеющийся опыт.

История транспортной карты История

На сегодня в областном центре количество тех, кто пользуется картами проезда, перевалило за 140 тысяч человек, из которых 90 тысяч – стандартные и 57 тысяч – социальные. А количество пользователей мобильного приложения Smart Qala/Avtobys выросло c одной тысячи до более 10 тысяч с момента запуска дифтарифа.

– Плюс мобильного приложения в том, что телефон всегда с собою и к нему можно привязать любую банковскую карточку, – поясняет директор Smart Qala. – Все вначале опасались за безопасность банковских карточек, боялись скачивать приложение Smart Qala. Но, извините меня, когда вы, допустим, совершаете покупки в ApplePay, не задаетесь же этим вопросом и оплачиваете их. Если приложение Smart Qala/Avtobys находится в этой системе, то значит мы прошли всю сертификацию в интернет-магазинах Play market и App Store. Кроме того, нас еще контролирует Нацбанк, как платежную организацию, оказывающую услуги населению.

В настоящее время запущен Telegram-бот, с помощью которого, введя номер транспортной карты, можно узнать историю своих поездок, суммы и сроки списания денежных средств и баланс транспортной карты. Сроки изготовления транспортных карт сократились с 15 до 3 дней.

Как утверждает наш собеседник, изготовление карт проезда, между прочим, обошлось в приличную сумму для ТОО «Smart Qala». Себестоимость карты «Стандарт» – 700-800 тенге, а продается по 500 тенге. Так, в себестоимость каждой транспортной карты входит цена микрочипа, его программирование, стоимость пластика, процесс изготовления, доставка, зарплата работников, налоги. На сегодня пополнение транспортной карты осуществляется через платежные терминалы Qiwi-кошелек, платежные приложения Kaspi Gold и Сбербанка. Есть контакты Call-центра, если возникли вопросы по оплате проезда.

Такие разные пассажиры

По словам Б. Жамашова, ТОО «Smart Qala» стало все меньше и меньше тратить инвестиционных денег, и недавно проект стал покрывать заработную плату работников компании. Получилось это благодаря внедрению дифференцированного тарифа, которое привело к увеличению транзакции (оплат) по электронному формату почти в два раза. Связано это не столько с увеличением пассажиропотока, сколько с открывшейся прозрачностью финансовых потоков. Пассажиры стали активно пользоваться транспортными картами и мобильным электронным приложением для оплаты проезда, исключающими в идеале возможности для пользования теневым налом. Хотя некоторые кондуктора до сих пор хитрят, принимая 80 тенге, зная, что в этом случае отпадает необходимость ее пробивать, выдавая проездной билет.

– Абсолютно избежать зайцев, конечно же, невозможно, – продолжает Б. Жамашов. – В мировой практике число таких пассажиров доходит до 20 процентов, 25-30 процентов – это пассажиры, реагирующие на мнение толпы и контроль, и только половина платит регулярно и сознательно. Если в обществе есть культура, развито самосознание граждан, их коллективная ответственность и налажен определенный контроль, то вышеназванные 25-30 процентов быстро склоняются к тому, чтобы без лишних терзаний и предупреждений заплатить за проезд.

Кондуктор, не спеши…

– Болат, с чем были связаны перебои в работе ЭСОП на первом этапе внедрения?

– Понимаете, когда мы 11 октября текущего года подключили дифференцированный тариф, в системе начались сбои. Почему? Вы же понимаете менталитет нашего народа, делающего все самое необходимое в последний момент. С 11 октября в системе началось пополнение просто бешеными темпами, других слов не могу подобрать. И, скажем открыто, ее накрыло волной, и система, физически не справившись с таким потоком оплаты, захлебнулась. Правда, эту ситуацию мы выправили быстро. Кстати, этим моментом воспользовались кондуктора, заработав хорошую «наличку» и выставив нас перед народом обманщиками. Из-за чего даже пришлось отключить функцию пополнения на мобильных валидаторах у кондукторов автобусов.

Что касается пропажи денег с карточек, то, как признается собеседник, при запуске дифтарифа это явление носило массовый характер, но с запуском Telegram-бота можно отследить историю 60 последних транзакций. На сегодня борьба с нерадивыми кондукторами у ТОО «Smart Qala» отошла на второй план. Этим все больше занимается либо руководство автопарков, либо контролеры, призывая население быть более ответственными в выборе оплаты проезда, соблюдая при этом законность.

Где крыша дома своего?..

Болат Жамашов посетовал на то, что из-за нежелания кондукторов работать совместно, приходилось выдерживать натиск населения на арендуемый бэк-офис в одном из бизнес-центров города. Таким образом, кондуктора оказали медвежью услугу ТОО «Smart Qala», указав месторасположение офиса, где находился административный персонал. В принципе, людям было все равно, куда идти, но они хотели лишь получить ответы на животрепещущие вопросы по электронному билетированию. Наверное, это был один из просчетов, когда вначале не был налажен эффективный канал коммуникации с населением. И 20-30 посетителей на каждый кабинет, включая бухгалтерию компании, было нормой в первый месяц внедрения дифтарифа. Из-за постоянного столпотворения хозяева бизнес-центра, привыкшие к респектабельности и деловой тишине, попросили представителей «Smart Qala» найти другую крышу над головой. Но найти в Атырау помещение для компании, работающей с населением, а тем более – с социально незащищенными гражданами, было делом не из легких. Многие владельцы бизнес-центров и офисных комплексов провожали руководство компании до дверей с обещаниями в лучшем случае подумать до понедельника. Пришлось обратиться за поддержкой к руководству автобусного парка «Аtyrau Аvtopark», которое посодействовало нам и нашло офис на выезде из города.

Бесплатное приложение

За выстраивание обратной связи с населением руководство Smart Qala особую благодарность выразило городским властям, оказавшим всемерную поддержку проекту. В настоящее время жители города могут оформить именные карточки и получить консультации в ЦОНах по проспекту Сатпаева, 23, по ул. Баймуханова, 16 «а» и в помещении ТОО «КОЖД» в мкр. Нурсая, дом №11.

В планах Smart Qala – дальнейшее усовершенствование мобильного приложения Smart Qala/Avtobys путем введения дополнительных сервисов для удобства пассажиров. Болат Жамашов рассказал о некоторых нюансах оплаты через Bluetooth, СМС-оплаты для абонентов сотового оператора Activ/Kcell.

– В частности, абоненты Beeline уже год могут пользоваться этим сервисом, – говорит он. – А что касается оплаты через Bluetooth, то его процедура такова. Пассажир, к примеру, зайдя в автобус, включает Bluetooth на телефоне и получает на смартфон Push-уведомление о необходимости оплаты проезда. Дав свое согласие на оплату через мобильное приложение Smart Qala/Avtobys, он оплачивает проезд если, конечно, к нему привязана его именная банковская карта. Что тут скажешь? Удобно и быстро. Также в планах внедрить данные персональных транспортных карт в мобильные приложения. И тогда для пользователей отпадет необходимость постоянно носить с собой транспортную карту – она будет вбита в мобильном приложении Smart Qala/Avtobys. Эти ранее анонсированные сервисы оператор проекта планирует запустить в ближайшее время.

Тимур КАЗИЕВ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна