Общество

«КАЧАТЬ ПРАВА» ИМЕЕМ ПРАВО

Как говорят ученые, мы живем в обществе тотального потребления, каждый день что-то покупаем, будь то товары или услуги. На этом фоне вопросы гарантии качества приобретаемых товаров и услуг становятся первостепенными. Однако сплошь и рядом можно услышать о том, что нарушаются права потребителей. Что делать и куда идти, если однажды вы захотите заявить о своих правах?

Как показывает практика, люди элементарно не знают, как защитить свои права. А нарушения подобного рода встречаются в самых различных сферах — от торговли продуктами питания или бытовой техникой до предоставления туристических услуг.
Осмелимся утверждать, что сегодня многие недобросовестные предприниматели в первую очередь заинтересованы в том, чтобы получить сиюминутную прибыль. Да и качество предоставляемой продукции, и, соответственно, здоровье своих же сограждан их мало интересуют. Некоторые продавцы даже имеют наглость пойти на открытый обман.

злоуПОТРЕБЛЕНИЕ
правом
В нашей стране первый Закон о защите прав потребителей был принят в 1991 году, а в 2010 году свет увидел уже ныне действующий. Таким образом, сегодня потребители имеют все возможности отстаивать свои права, если их кто-нибудь вздумает нарушить.
Даже если клиент заплатил 50 тенге, его права уже защищены законом. А если они нарушены, он может обратиться в суд. На практике же потребители, начав судебный процесс, зачастую не заканчивают его, сходя с дистанции на середине.
Как отметил юрист Нурлан Темирбаев, наш народ ленивый, он не хочет ходить по различным инстанциям, и скорее он выбросит некачественный товар и купит новый.
— Потребители не в курсе, что даже на базаре, а не только в супермаркетах, им должны предоставить чек. И что они имеют право потребовать для ознакомления сертификат и накладные при приобретении бытовой техники, — подчеркнул он, — то есть получить право на полную достоверную информацию о приобретаемом товаре.
Пожалуй, самые распространенные случаи нарушения прав покупателей происходят в процессе возврата или обмена товара. Причем, стоит отметить, что сложнее вернуть или заменить качественный товар, чем некачественный.
Нередко происходит следующая ситуация: покупатель пытается вернуть или обменять не подошедший или разонравившийся ему товар, а продавец ссылается на то, что на товаре сорвана бирка, и, возможно, покупатель каким-то образом мог уже воспользоваться товаром.
В этом случае каждому покупателю необходимо знать, что по Закону он имеет право в течение двух недель после покупки вернуть или обменять любой непродовольственный товар ненадлежащего качества, а продавец обязан его принять. Это положение действует на все виды и категории непродовольственных товаров, кроме лекарственных средств, изделий медицинского назначения, нательного белья, чулочно-носочных изделий, животных и растений.
— Часто бывает, что недобросовестные продавцы на входе в магазин вешают объявление: «Товар возврату и обмену не подлежит» — это утверждение является незаконным, и никакого правового характера в себе не несет, — подчеркнул Нурлан Темирбаев.
Он также пояснил, что незаконным является также и утверждение продавцов о том, что товар, купленный по акции или со скидкой, не подлежит возврату и обмену.
Вместе с тем, бывают случаи, когда люди, зная, что у них в «запасе» есть четырнадцать дней, когда можно вернуть товар, почему-то решали, что эти две недели купленной вещью можно пользоваться, а потом уже вернуть. Это недопустимо, возвращаемый товар не должен быть в употреблении.

Защитите
потребителя!
Не каждый житель нашего города знает о существовании обществ защиты прав потребителей, куда можно обратиться за советом.
К примеру, одним из этих активных общественных объединений в нашей стране является РОО «Национальная лига потребителей», которое представляет интересы потребителей перед органами государственной власти, а также занимается правовым просвещением. Национальная лига потребителей была создана в 1995 году и сегодня объединяет 107 организаций, защищающих права потребителей в Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане и Узбекистане. Из всех жалоб потребителей, поступающих в агентство, 41% претензий к качеству товаров, 29% — к качеству услуг. На третьем месте по количеству жалоб — сфера жилищно-коммунального хозяйства и строительства.
С момента открытия представительства РОО «Национальная лига потребителей» в Атырауской области, то есть с января нынешнего года, «обиженные потребители» подали 5 заявлений.
К примеру, на днях в представительство Национальной лиги потребителей обратилась постоянная читательница нашей газеты, домохозяйка Роза Сабырова. Дело в том, что вначале этого месяца она приобрела в рассрочку 6 дверей в крупном строительном магазине.
— Подписав все нужные документы, я заказала автотранспорт, чтобы доставить товар домой, и двери загружали в грузовик поздно вечером, да еще в спешке, — отметила она.
В конечном итоге, приехав с покупкой домой, покупательница обнаружила, что ей привезли другие двери. На следующий день огорченная женщина позвонила в магазин, потребовав, чтобы двери поменяли. Ей объяснили, что ошибка с товаром произошла по вине кассира, так как она перепутала наименование товара. Были многочисленные споры, но проблема так и не была решена.
В офисе Национальной лиги Розе Сабыровой помогли грамотно составить претензию на руководство строительного магазина. И вот буквально на днях Роза смогла отстоять свои права, а договор купли-продажи дверей был расторгнут.
Счастливый конец этой истории можно подытожить тем, что большинство наших проблем, как потребителей, происходит из-за элементарного незнания законов и собственных прав. Разве мы не заслуживаем, чтобы каждый раз, делая покупку, нас обслужили по «высшему разряду»? Конечно, заслужили, потому что потратили деньги, которые мы заработали собственным трудом.

Асель АППАЗОВА,
фото Ануара
Абилгазиева

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button