ИЗУЧАЙ КАЗАХСКИЙ С «ПРИКАСПИЙКОЙ»

УРОК ПЕРВЫЙ
Современный казахский ал¬фавит состоит из 42 букв: 15 букв для передачи гласных:
а, ә, о, ө, ы, i, у, ұ, ү, э, и, ю, я, е, ё;
25 для передачи согласных:
б, в, г, ғ, д, ж, з, й, к, қ, л, м, н, ң, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ, һ.
Из них присущие только казахскому языку звуки ә, ө, ұ, ү, i, ғ, қ ң, h. В казахском языке ударение большей частью падает на последний слог слова.
Согласные звуки в слогах с твердыми гласными произносятся твердо (бал/ъ), с мягкими гласными произносятся мягко (бел/ь).
При обозначении принадлежности предмета употребляются не только притяжательные местоимения, но и особые притяжательные окончания:
менің ба-лам — мой сын.
Сенің дәптер-ің — твоя тетрадь.
В казахском языке нет предлогов. Значение русских предлогов большей частью передается посредством послелогов, а также в форме косвенных падежей.
Балалар үшің — для детей.
Мұратқа алдым — купил для Мурата.
Если перед существительным стоит числительное, то окончание множественного числа в существительном не употребляется.
Бес студент — пять студентов.
Он оқушы — десять учеников.
Числительные и прилагательные в функции определения перед существительными не изменяются ни в числе, ни в падеже.
Жақсы кітап — хорошая книга.
Жақсы кітаптар — хорошие книги.
Жақсы кітапты — хорошую книгу.
Yш оқушы — три ученика.
Yш оқушыға — трем ученикам.
Екінші бөлме — вторая комната.
Екінші бөлмені — вторую комнату.
В казахском языке категория рода отсутствует. Поэтому одно и то же прилагательное, местоимение или порядковое числительное, в зависимости от смысла предложения, может переводиться на русский язык в мужском, женском или среднем роде.
Екінші көше — вторая улица.
Екінші орын — второе место.
Екінші сынып — второй класс.
Именные части речи, в отличие от русского языка, изменяются по лицам. Спряжение именных частей речи происходит в единственном и во множественном числе.
Единственное число
1. Мен оқушымын.
2. Сен окушысьң, сіз оқушысыз.
3. Ол оқушы.
Множественное число
1. Біз оқушымыз.
2. Сендер оқушысьңдар, сіздер оқушысыздар.
3. Олар оқушылар.
Употребление личных местоимений (мен, сен, бiз, ол) перед спрягаемыми частями речи не обязательно. Поскольку в лич¬ных аффиксах содержится указание на соответствующее лицо. В казахском языке, в отличие от русского, вопрос кiм? (кто?) ставится только к существитель-ным, обозначающим человека, а ко всем остальным существительным, в том числе и к одушевленным, ставится вопрос не? (что?). Например: кiм? Әке (отец), не? Ат (лошадь).
Имя прилагательное, субстантивируясь, спрягается по лицам, принимает аффиксы принадлежности и склоняется:
1. Жақсымын 1. Көpiктiмiн.
2. Жақсысың 2. Көpiктiciң, жақсысыз көpiктiciз.
3. Жақсы 3. Көpiктi.
Причастие, стоя перед определяемым существительным, не изменяется ни в падеже, ни в числе. Если вы помните, то в русском языке причастие согласуется с определяемым словом в роде, числе и падеже.
Келген кici — приехавший человек.
Келген кiciлep — приехавшие люди.
Келген кiciнi — приехавшего человека.
Имена числительные, которые употребляются в предложении перед существительным в функции определения, не изменяются в числе и падеже.
Бip үй — один дом.
Бірінші үй — первый дом.
Бip үйде — в одном доме.
Бірінші балаға — первому мальчику.
Пусть наш первый урок не покажется вам нудным и сложным, мы ведь только в начале пути. Нескучных вам уроков!

Марина КУАНЫШЕВА