Общество

История не учит, она наказывает

Основной причиной гибели миллионов казахов во время Ашаршылық являлось принуждение кочевников к оседлой жизни без какой-либо подготовки. У них отобрали скот и отправляли жить преимущественно в безводные территории, не заботясь о пропитании людей. Такие сведения были озвучены в ходе научно-практической конференции «Қасіретті жылдар жаңғырығы», организованной областным советом ветеранов в стенах Атырауского университета имени Х. Досмухамедова.

Председатель областного совета ветеранов Мурат Утешев отметил,что важно сохранить память о безвинно убиенных людях и передать ее молодому поколению. Практически каждая казахская семья пострадала от геноцида. Чтобы избежать повторения этих событий, нужно знать и не забывать те страшные годы репрессии.

— Сначала Советы истребляли казахский народ голодом, следом была расстреляна вся образованная интеллигенция. Затем война поглотила сотни тысяч казахов. В мирной жизни началась новая напасть — освоение целины, на территорию Казахстана были переселены миллионы русских, белорусов, украинцев и многие другие народы. В результате в некоторых областях число коренного населения сократилось до трех процентов. Казахи потеряли источник жизни — свои земли и скот. А сколько людей попало под репрессивную машину и сгинуло, в том числе и в лагерях! И многие из них до сих пор не реабилитированы. Очень важно вернуть людям честное имя. В этом направлении большую работу проводят ученые-историки университета. Еще предстоит изучить много документов, белых пятен в нашей истории много. К примеру, на нашей многострадальной земле были открыты концлагеря АЛЖИР, Карлаг, у нас был Прорвалаг. Ученым-историкам университета предстоит открыть много новых сведений, желаем вам удачи в вашем важном деле, — отметил Мурат Утешев.

Профессор Атырауского университета Жамига Танатарова в своем выступлении отметила, что по поручению Президента Касым-Жомарта Токаева ученые-историки всех регионов Казахстана третий год ведут исследовательскую работу в составе созданных региональных комиссий по реабилитации жертв политических репрессий. Раскрывается много фактов.

— С 1925 года Советская власть начала реализацию политики оседлости в отношении казахов. В результате отсутствия какой-либо подготовки к этим мерам численность казахов сократилась на несколько миллионов человек. Действия Советов показывают, что была поставлена цель забрать казахские земли и переселить туда другие народы. В августе 1928 года началась конфискация скота у казахских баев, Советы отнимали скот, самих баев арестовывали и отправляли в тюрьму. По документам видно, что в так называемых колхозах ничего не строилось. Коренное население переселяли в безводные территории, обрекая их на верную смерть. Кочевку запретили, а для скота не было пастбищ, соответственно, кормов. К 1931 году пало сотни тысяч голов скота… Надо понимать, что в тот момент 80 процентов казахов вели кочевой образ жизни. Мы продолжаем работу с архивными документами и готовим монографии, — сообщила историк.

Мулла — американский шпион

Присутствующий потомок репрессированного деда Камза Габдуллин рассказал свою историю. Как оказалось, он долгие годы был в неведении о судьбе своего предка. Но поиски дали результат.

– Мой дед Акдраш (младший брат родного деда) был арестован в 1937 году по обвинению в шпионаже в пользу Америки. Его вызвали в аулсовет, откуда забрали, не дав проститься с женой и единственным сыном Шияпом. Он попал в барачную тюрьму, которая находилась в Авангарде (в здании бывшей инфекционной больницы). Как стало известно, в тюрьме они сидели впятером, три муллы — Даулетьяр, Мухамбетжан и Акдраш и двое молодых мужчин. У тюрмы стояла телега, прозванная «ажал арба», каждое утро в нее сгружали ослабевших больных арестантов и везли в неизвестном направлении. Однажды аксакал Даулетьяр сказал: «Мы слабы, завтра нас с Муханбетжаном заберет ажал арба, вы выживете, вас погонят в Сибирь, держитесь вместе!». Утром так и случилось, стариков на месте не было. Через два месяца трое арестантов оказались в густой тайге на Дальнем Востоке, где стоял трехметровый памятник Сталину. Только в 1960-е годы старожил с улицы Щербакова сообщил, что знал, куда сбрасывали еще живых людей. Возможны ли преступления страшнее?!

Моего родного деда Габдуллу забрали на финскую войну, он так и пропал. В 2015 году внук и правнук Акдраша, а также я побывали на Дальнем Востоке и нашли место захоронения деда. По документам стало известно, что его отправили строить Байкало-­Амурскую магистраль, но из-за слабого здоровья оставили рыбаком. Там он и погиб. В одно утро в бараке рабочих было обнаружено 45 замерзших тел, среди них был и Акдраш Аманжолов…

На каждого заключенного был заполнен документ со всеми известными сведениями, вплоть до указания размеров могилы для захоронения, — рассказал историю семьи Камза Габдуллин.

Батыр из Доссора Мырзагали Тыныбаев

Профессор Лескали Бердигожин ознакомил участников конференции с новыми архивными сведениями по проходившим народно-освободительным движениям в 1920-1930 годы.

— Советская идеология перевернула все с ног на голову, нам идеализировали чекистов, а казахских повстанцев преподносили врагами народа. По итогам комиссии 1992 года в 1929-1932 годы на территории Казахстана произошло 372 восстания, в которых участвовало 82 тысячи человек. А по итогам комиссии 2022 года в период с 1922 по 1933 годы произошло 566 востаний с участием более полумиллиона человек. В августе 1928 года был нанесен удар по казахским баям путем конфискации имущества и наложением непосильных налогов в виде мяса, молока, шерсти и шкур скота. Населению ничего не оставалось, оно было загнано в угол. Именно после этих действий Советской власти мужчины в возрасте 15-55 лет сели на коней. Новые сведения мы узнали благодаря открытию архивов полиции и комитета национальной безопасности. Лидерами этих движений в нашей области стали Коныскерей Кожахметов, Амангали Кенжеахметов, Ергали Аязбаев и Жумажан Жангозин и др. К примеру, Курмаш Кошанов с 1917 года, со дня создания Советской власти руководил освободительным движением в составе 60 повстанцев. По последним сведениям, на территории нашей области произошло 48 восстаний с участием 6139 человек. Из них 330 были расстреляны по приговору «тройки» ОГПУ, также много погибло на поле боя. На сегодня из них нереабилитированными остаются 182 человека.

Также мы нашли архивные документы по восстаниям мангистаусцев, так как часть наших поселений тогда относилась к соседней области. Дело в том, что советская власть решила не проводить конфискацию в Мангистау, учитывая особенности жителей. Но все непомерные налоги были наложены. Этого было достаточно, чтобы народ взял в руки оружие. Жители Кызылкоги, Доссора и Жилой Косы, тогда относившиеся к Мангистауской области, смело воевали, а их главным предводителем был житель аула №4 Доссора, председатель аулсовета Мыр­загали Тыныбаев. Он погиб в июне 1931 года в местечке Босаға во время сражения с войсками ОГПУ. В этой же схватке свою пулю находит известный чекист, утопивший в крови казахов Фетисов (до последнего времени в городе была улица с его именем). И таких архивных данных находится много, мы продолжаем эту работу, — отметил Л. Бердигожин.

В 17 лет – в Астраханлаг

 Краевед, председатель русского этнокультурного объединения «Былина» Андрей Кораблев в свою очередь рассказал о судьбе своего деда. Он был осужден в 1937 году на 10 лет, как шпион. 10 лет жизни он провел в лагере и ушел из жизни в 1973 году, не дождавшись реабилитации. Его честное имя было восстановлено лишь в 1988 году. Бабушка также является жертвой репрессий, она была переселена из Крыма в поселок Доссор. Их приютили местные жители, помогли выжить.

— Еще я бы хотел сегодня вспомнить о Жанибеке Бердиеве, который в 17-летнем возрасте был осужден на 8 лет. В заключении он находился в районе медколледжа, где находился Астраханлаг. Как он рассказывал, ему пришлось оговорить себя из-за перенесенных пыток и издевательств и расстрела перед глазами знакомого. Он отбыл наказание и в 1950 году сам доказал невиновность через суд. После чего посвятил свою жизнь тому, чтобы вытащить в свет список всех жителей, попавших под репрессии, создав комитет «Рух». Его мечтой было поставить памятник и стену памяти с фамилиями. Как говорил известный руский историк В. Ключевский: «История не учит, история наказывает», нам нельзя забывать эти горькие страницы истории, чтобы она не наказала нас повторно, — отметил Андрей Кораблев.

Бидон кумыса на выздоровление

Председатель чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах» Зелимхан Зубариев рассказал историю насильственного переселения чечено-ингушского народа 23 февраля 1943 года.

— Людей погрузили в товарные вагоны и повезли в далекий Казахстан, половина умерло по дороге. В чем была вина людей, живущих в высокогорье, которых из-за невозможности вывезти, обложив сеном, подожгли, а вырывавшихся расстреливали? Как стало известно, план переселения чеченцев и ингушей под названием «чечевица» был задуман за год до событий и реализован по пунктам. Берия лично руководил высылкой. На первом этапе в начале марта было отправлено 180 эшелонов с людьми, которых по прибытии выкидывали в степь. В директиве их размещения было написано: «За счет уплотнения местного населения». Казахи, сами пережившие страшные времена, приняли ссыльный народ с присущим им милосердием, не дали умереть. Могу с уверенностью сказать, что благодарность казахам за этот поступок живет в каждой чеченской и ингушской семье, передается молодому поколению. В основном наши люди были переселены в южные области, а в Атырау приехали уже по востребованию для работы в нефтегазовом секторе. Мои родители попали в Талдыкорганскую область, на ферму. Там жило 4-5 казахских семей. Отец познакомился с табунщиком по имени Макан, который кое-как изъясняясь (он не знал русского языка, отец не понимал еще казахского языка), пригласил его в гости. Отец пошел к нему, а он спрашивает, почему один пришел. Он сказал, что жена заболела. Перед уходом табунщик вручил ему бидон с кумысом, объяснив, что он целебный. Мама, каждый день употребляя его, действительно выздоровила. Доброта и сочувствие являются отличительной особенностью казахов. Казахская земля стала нам родной, на ней нашли покой мои родители, братья и сестры. Считаю, что все депортированные народы в благодарность за спасение должны знать казахский язык и чтить местные традиции. Это самая малость, чем мы можем отплатить за доброту, — сказал Зелимхан Зубариев.

В ходе конференции с докладами о последствиях принятых мер по насильственной оседлости казахов выступила профессор Жумазия Жумабаева, об истории лагерной системы Прикаспийского региона рассказала профессор Улжан Ахметова, о судьбах потомков репрессированных атыраусцев сообщила профессор Нагима Сармурзина. С некоторыми архивными данными о годах красного террора поделилась руководитель отдела Атырауского областного архива Райса Тастемирова. Профессор Шахман Нагимов сообщил о проводимых мероприятиях по увековечиванию памяти репрессированных атыраусцев.

Резюмируя работу конференции, ректор Атырауского университета Саламат Идрисов отметил важность встречи и проводимой работы по реа­билитации безвинно пострадавших жителей. «Это дань памяти жертвам террора и урок для будущих поколений», — подчеркнул он.

Алма ТУРГАНОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button