ИМАМЫ НА СТРАЖЕ ПОКОЯ

Борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом выходит на новый уровень. Сложившаяся ситуация требует новых, современных, эффективных решений. И большая ответственность в этом деле ложится на плечи именно официального духовенства, придерживающегося традиционных течений в религии. О том, как работают в этом направлении атырауские священнослужители, «ПК» рассказал имам Атырауской областной мечети «Имангали» Нурлан РАМАЗАНОВ.

 

— Расскажите, пожалуйста, как работает в этом направлении местное официальное духовенство?

— От имени мечети мы совместно с различными учреждениями посещаем учебные заведения, частные и государственные организации, больницы, поликлиники, проводим беседы. Кроме этого, аналогичные встречи мы проводим и в колониях, следственных изоляторах. Как правило, там встречаемся с молодежью, осужденной за террористические действия.

— Как реагируют заключенные на подобные беседы?

— Они слушают и, в основном, каются. Признают, что они заблуждались, попали под чье-то влияние, ненавидели Казахстан, считали, что наше общество неверное, с ним надо бороться, распространять ислам через оружие. Вот, например, в последний визит я разговаривал с таким молодым человеком, 1987 года рождения. Наши спецслужбы доставили его из Афганистана, где он воевал около двух лет. У него двое детей, жена, родители. Когда-то он уехал в Афганистан, думая, что там «шариатская» республика, там «настоящий джихад». Приехав туда, сильно разочаровался: многочисленные группировки, прикрываясь религией, преследуют свои различные цели. Кто за землю борется, кто за наркотики. Стало понятно, что никакой религии там вовсе нет. Но было уже поздно. Они вместе с земляками хотели вернуться домой, в Казахстан, но здесь их уже объявили террористами.

— Но их же не просто так объявили террористами…

— Конечно. Они туда поехали воевать с кафирами — неверными, устраивать джихад. И воевали. Сейчас мы им объясняем, что самый великий джихад — это приносить пользу родине, родителям, воспитывать детей, прославлять ислам добрыми делами и поступками.

— Беседы проводятся уже давно. Вводятся какие-нибудь новые меры?

— Да, конечно. Например, все областные мечети теперь постоянно на связи через skype, благодаря которой устраиваются онлайн-конференции с селами, с районами, отдаленными уголками, где не хватает знающих специалистов. Участие в конференциях принимают теологи, имамы, джамагат. Кроме того, во всех мечетях в целях безопасности установили видеонаблюдение. Через наш сайт проповеди ведем. Раздаем книги, прошедшие экспертизу.

— Как в настоящее время изменилась религиозная ситуация в целом?

— В последнее время она меняется к лучшему. В каждой мечети после намазов идут проповеди, объясняем прихожанам, в частности, молодежи, что да как, предупреждаем их о пагубном влиянии разных течений. Ежедневно около 200-300 человек нас слушают. Помимо этого, в классах 3-4 раза в неделю проводятся уроки, которые охватывают 50-70 человек.

— Вы сами замечаете, что молодежь стала прислушиваться к имамам в каких-либо спорных вопросах, относиться более уважительно?

— Изначально мы сразу не пытаемся переубедить их в каких-то спорных моментах, а делаем упор на объединение, уважение, моральные качества мусульманина. Если можно так сказать, сначала смягчаем их сердца. Приверженцев нетрадиционных религиозных течений, посещающих пятикратный намаз, много. Мы с ними работаем.

— В чем внешне проявляется нетрадиционность их взглядов?

— По-другому намаз читают, по-другому одеваются. Некоторые из них настроены агрессивно. С некоторыми персонально работаем. Замечаем, что такой один в уголке сидит, мы подходим, общаемся. Начиная с простых, нейтральных вопросов о делах, о семье, заводим разговор на тему религии.

— Идут на контакт?

— Идут, но не все.

— Но, тем не менее, в мечеть они приходят?

— Их лидеры, которые сидят за рубежом, внушают им, чтобы имамов не слушали.

— Для них мечеть и имам — это разделимые понятия?

— Да. Имамов не слушайте — заблудитесь, в огонь войдете. Читайте намаз, но их не слушайте. Убеждают, что в Казахстане «душат» веру, ислам. Понятия у «нетрадиционных» совсем другие. Разные течения, преследующие свои корыстные цели, одна из которых — нарушить мир и спокойствие в стране, не допустить ее расцвета. И большей частью за такими идет молодежь. Через Интернет, через книги они их просто вербуют. Мы их переубеждаем, что в Коране так сказано, Пророк делал так. И что мечети у нас строятся, и что они для всех открыты. Хоть с утра до ночи сиди в мечети и читай Коран — никто тебя трогать не будет.

— Они признают, что их взгляды деструктивны?

— Наоборот. Они убеждены, что на верном пути. А мы заблудшие. Некоторые пытаются даже переучить имамов, доказывая свою точку зрения.

— Как эти лидеры добиваются такого авторитета, что их слушаются беспрекословно, за ними идут?

— Через Интернет. В основном, в «сети» попадается молодежь, у которой в семье какие-то проблемы. Часто у родителей нет времени на детей, поговорить с ними, узнать их проблемы, что их тревожит. И тут вовремя поспевают эти секты, жалеют, уделяют желаемое внимание и начинают вербовать.

— Неужели «интернетовский дядя» авторитетнее, чем служитель мечети? Почему к материалам в сети больше доверия?

— У них сайтов очень много. Они же не будут сразу пропагандировать среди молодежи терроризм и экстремизм. Сначала притягивают к себе. Прикрываются авторитетными людьми. Например, были течения, которые прикрывались словами Абая Кунанбаева. Для казахов какой это авторитет! Это же целая психология.

Еще бывает так. Например, первый раз человек пришел в мечеть. А многие из джамагата по-другому читают намаз, нетрадиционно. Как новичок будет читать намаз? Как рядом стоящий человек, потому что имама, возможно, не видно. Он же не знает, что «сосед» придерживается нетрадиционных взглядов. Так и обучаются.

— Что вы посоветуете новичкам?

— Советуем не слушать никого. У каждого дела есть специалист. Не надо ходить обучаться к кому попало. Кто попало — не ученый, не знаток ислама. Надо изучать ислам у знающего специалиста, который действительно таким является. Имам, теологи. Любой может подойти и спросить у имама, что да как.

— Есть конкретные случаи, кого удалось переубедить?

— Периодически молодежь приходит к нам и говорит, что раньше они заблуждались на некоторые темы. Спасибо имамам, что глаза открыли.

— Насколько известно, с имамами тоже ведется большая работа по подготовке, по повышению квалификации.

— Да. Сельских имамов периодически собираем, проводим аттестацию.

— Прошедшие в начале июня пятидневные курсы повышения квалификации имамов дали результат?

— Несомненно. Поднимались разные темы. Не только в религиозной сфере, но и в сфере законодательства, психологии.

— Какие проблемы в вашей сфере необходимо решить в первую очередь?

— По-прежнему, нехватка специалистов. В четырех мечетях в области не хватает имамов. Мы отправили молодых людей обучаться в университет, планируется, что после окончания они приедут и займут эти места.

Также не хватает русскоязычных имамов, многим из прихожан легче и понятнее слушать проповеди на русском языке.

Но все эти проблемы решаемы. Хорошую поддержку и помощь нам оказывает областное руководство. Выдают квартиры имамам, транспорт для мечетей, способствуют в решении проблем вокруг заработной платы для священнослужителей. Все условия для плодотворной работы созданы. Нам остается только работать.

 

 

дата

Светская политика светского государства

 В 2013 году исполняется 10 лет со дня созыва по инициативе Главы государства Нурсултана Назарбаева I Съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане.

 

Нашему государству чуть более двух десятков лет, десятилетие из которых оно держит на своих плечах ответственность за мир, спокойствие и согласие в межконфессиональном плане. Начальник отдела межконфессиональных отношений, магистр религиоведения международного центра культур и религий Агентства по делам религий республики Диляра Дарыбаева проследила период становления и развития Астанинского межрелигиозного форума.

Религиозное и культурное многообразие складывалось в сердце Евразии в течение длительного исторического периода. На протяжении веков на казахстанской земле вместе жили и трудились представители разных народов и этносов. Казахстанцы по сей день бережно хранят традиции и верования всех этнических групп. Заложенная историей традиция уважения, толерантности, дружественности казахстанского народа сохраняется и передается из поколения в поколение.

С обретением независимости в Казахстане начался активный процесс возрождения духовных традиций: произошел значительный количественный рост конфессиональных институтов, возрос уровень религиозности населения.

Эти процессы стали следствием проводимой государственно-конфессиональной политики, направленной на обеспечение свободы совести, духовного возрождения, сохранение и укрепление гражданского мира и межконфессионального согласия.

Начало XX века для человечества ознаменовалось множеством проблем, связанных с нарастанием ареала конфликтов и столкновений на межрелигиозной и межкультурной почве, возникали очаги новых угроз и вызовов.

В международной интеграции и глобализации вопрос мирного сосуществования и диалога разных религиозных и этнических культур становился все более важным. Эти обстоятельства, в свою очередь, явились предпосылкой для активного изучения сути факторов данной проблематики и поиска новых подходов и принципов, способствующих дальнейшему развитию современного мира.

Нурсултан Назарбаев, осознавая возрастающую роль религии в обществе, а также реальную угрозу со стороны террористических организаций, в 2003 году выдвинул беспрецедентную идею о проведении межрелигиозного форума духовных лидеров в столице Казахстана — Астане.

В данном контексте следует отметить, что Казахстан, по инициативе своего Президента, первым в истории современности занялся продвижением межрелигиозного и межцивилизационного диалога.

Инициатива казахстанского Президента была поддержана религиозными лидерами, руководителями шиитского направления в исламе, организациями протестантской церкви, индуизма, даосизма, синтоизма и многими другими.

Таким образом, благодаря Главе государства Нурсултану Назарбаеву, поддержке глав зарубежных государств и лидеров мировых и традиционных религий на казахстанской земле были успешно проведены четыре Съезда лидеров мировых и традиционных религий.

Астанинский межрелигиозный форум позволил странам мира по-новому осмыслить важность диалога как средства преодоления противоречий, показал, что установление межрелигиозной гармонии — это задачи национального и мирового масштаба.

На четырех проведенных Съездах религиозные лидеры и духовные авторитеты со всех уголков земли за одним столом встречались и обсуждали наиболее актуальные проблемы. Всего в работе форумов приняли участие более 135 делегаций религиозных конфессий мира, а также главы международных организаций, действующие политики, известные эксперты.

 

Подготовила Найля ОСМАНОВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна