ИГРЫ КОЧЕВНИКОВ

Казахский народ всегда славился своими играми. Многие народные состязания перешли в разряд спортивных и по ним стали проводиться республиканские и международные соревнования.

Самыми своеобразными и в то же время полузабытыми в наши дни являются игры, связанные со сватовством, свадьбой, ценность которых состоит не только в том, что в них наиболее полно проявляется духовная культура народа, ярко раскрываются его фантазия, тонкий юмор. Посредством таких игр свадебный обряд превращался в удивительное представление, в своего рода театр, где на суд зрителей выставлялась изобретательность одной и изворотливость другой стороны, которые волею судеб должны стать родственниками. Само собой разумеется, что во всех этих обрядах с играми народ хотел видеть своих джигитов смелыми, сильными и ловкими.

Наиболее популярная игра — «Кыз-куу» — «Догони девушку». Игра в прошлом входила в свадебный обряд. Задача жениха состояла в том, чтобы догнав на коне впереди скачущую верхом невесту, показать не только быстроту, ловкость, но и подтвердить свою любовь, свое право на нее. Более поздняя по времени спортивная игра «Кыз-куу», вероятно, — прямое отражение этого обряда.

В игре кыз-куу участвуют два наездника — девушка и джигит. Устанавливаются две отметки — старт и финиш. Наездник должен стоять у первой отметки, а наездница — позади, на расстоянии десяти шагов от него. По сигналу ведущего наездница должна помчаться по направлению ко второй отметке. Когда она достигает наездника, он устремляется вслед за ней. Если наезднику удается ее догнать, ему предоставляется право обнять и поцеловать девушку. Достигнув рубежной линии, они скачут в обратном направлении, но теперь наездница пытается догнать джигита и если ей это удается, она стегает джигита плеткой. Выработать лучшие человеческие качества в степных условиях можно было только участвуя, например, в аламан-байге — скачках на дальние расстояния, «жорга жарысе» — скачках на иноходцах, «кокпаре» — состязаниях двух соперничающих групп всадников за овладение тушей забитого козла, «джигит жарысе» — соревнованиях двух всадников на быстроту седловки и прохождения определенной дистанции, игре «жаугашты» — погоне за условным неприятелем с целью осадить его плетью; а также в «аударыспаке», где противники перетягивали друг друга из седел; «жамбы ату» — стрельбе из лука, «кумис алу» — подъеме монеты на полном скаку, и, наконец, в борьбе «казахша курес».

Поскольку игры были не только забавой, но и средством развития жизненно важных навыков, подобно тому, как наши далекие предки включали в свои ритуальные обряды всевозможные пляски, охотничьи и бытовые сценки для передачи подрастающему поколению посредством игр и танцев своего житейского опыта, в степных условиях старались с помощью игр воспитывать юношей физически здоровыми, в духе уважения к старшим, приверженности к народным традициям.

Кокпар — игра с участием группы всадников. В начале игры все они выстраиваются на одной заранее вычерченной линии. На расстоянии примерно 50-60 шагов бросают кокпар (тушу козленка). По сигналу ведущего игроки стартуют. Кто первым возьмет кокпар, тот должен оторваться от всех остальных. Отставшие, в свою очередь, должны постараться догнать лидирующего и отобрать у него кокпар. Так продолжается до тех пор, пока участники игры не достигнут финиша. Кто первым доедет до него с кокпаром, тот и становится победителем, а кокпар он оставляет себе. Каждый регион имеет свои правила игры в кокпар. Когда в кокпар играют два аула или две группы, выигрывает тот аул или та группа, игрок которой первым достигнет финиша. Для желающих продолжить игру приносят другой кокпар. Так иногда кокпарчи, увлекшись игрой, на несколько дней отлучались от родного аула. А в некоторых местах условием игры является проведение ее до наступления ночи.

Конные скачки байга — очень известная и хорошо развитая игра в наше время. Обычно различают несколько видов этой игры: той — жарыс, где участвуют 1-2 годовалые жеребята, кунан — жарыс для 2-3 летних жеребят, топ — байга, 3-4 летние кони. Самое сложное из них  аламан — байга. Это состязание на длинной дистанции. Обычно количество игроков не ограничивается. До начала игры устанавливают дистанцию скачки. Игроки должны четко знать отметку старта и финиша. В начале игры все выстраиваются на одной линии. По сигналу ведущего скачки начинаются. Кто первый достигнет финиша — становится победителем байги. Ему по праву вручают щедрые призы и подарки.

В советское время очень популярной была детская игра алшы — игра в альчики. В этой игре могут принимать участие дети в возрасте от 5 до 10 детей. Вам потребуется достаточное количество альчиков (асыков). Из них вам нужно будет выбрать самый крупный и перекрасить его в красный цвет. Этот асык будет «ханом». Вначале с помощью считалочки выберете ведущего. Он должен собрать все асыки в горсть, затем бросить их перед остальными игроками, сидящими по кругу. После — внимательно посмотреть, какой стороной выпал «хан». Если «хан» выпал стороной «бук», «шик» или «тайки», то ведущий должен указательным пальцем, при помощи большого пальца, выбить близлежащие асыки. Выбитые асыки он забирает себе. Не забывайте, что «хана» можно выбить лишь самым последним асыком, который выпал той же стороной, что и сам «хан». Если ведущий случайно заденет другие асыки рукой или асыком, то право вести игру переходит к другому игроку. Если «хан» выпадает стороной «алшы», то каждый из вас должен постараться заполучить его себе. Тот, кому попадет «хан», и будет победителем. Следующую игру начинает победитель.

Еще одна очень популярная детская игра такия тастамак (тюбетейка-невидимка). В игре принимают участие несколько детей. Вначале всем нужно сесть, образуя круг. Обходя этот круг с внешней стороны, ведущий незаметно оставляет тюбетейку позади кого-нибудь из детей и убегает. Если игрок, за спиной которого оставили тюбетейку, заметил это, то он должен догнать ведущего, а ведущий должен постараться занять место игрока в круге. Если игроку так и не удается догнать ведущего, то он должен будет показать свое искусство, например, спеть песню, рассказать стихотворение или станцевать.

Марина Куанышева