ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ В КРЕПКОЙ СЕМЬЕ
Традиционные основы казахской семьи претерпевают различные изменения в связи с развитием самого общества. Сегодня в иных семьях поменялись даже социальные роли. Если раньше отец семейства, муж доминировал в связи с тем, что порой был единственным кормильцем, то в связи с ростом благосостояния, большими возможностями для получения образования в обществе все больше женщин с высшим образованием, отличных профессионалов. У них, соответственно, престижная, хорошо оплачиваемая работа. Но природой так заведено, что детям, ради которых порой и создаются семьи, нужны оба родителя. Как совместить традиционные устои семьи в условиях глобализации?
В Атырауском государственном университете имени Х. Досмухамедова состоялась областная научно-практическая конференция на тему «Национальные ценности: традиционная семья в условиях глобализации», организованная общественным объединением «Акпарат» совместно с комиссией по делам женщин и семейно-демографической политике при акиме области и клубом «Кыз Жибек», действующим при университете.
Как и предполагает формат мероприятия, заранее в высшие и средние учебные заведения были направлены информационные письма, в результате для участия в конференции и публикации сборника конференции поступило свыше 30 докладов. Особую активность проявили Жылыойский и Кызылкогинский районы, а также преподаватели колледжа транспорта и коммуникаций, медицинского колледжа. Все доклады после обсуждения на секционных слушаниях, прошедших в первой половине дня, будут освещены в сборнике.
Конференцию приветственным словом открыла заместитель акима области, председатель комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при акиме области Айгуль Ажгалиева, подчеркнув, что в современном обществе семья продолжает оставаться главной ценностью. Задача сегодняшнего дня — сохранить традиционные устои семьи в условиях глобализации. Профессор кафедры общей и национальной педагогики Роза Каражигитова в своем докладе остановилась на казахских традициях, воспитывающих в человеке находчивость, развивающих кругозор. К примеру, молодая невестка в первые дни проживания в новой семье должна дать имена всем братьям и сестрам мужа, отмечая особенности характера либо внешности. Например, если у золовки длинные волосы, то сноха может обращаться к ней по имени «Сулу шаш» либо «Алтын шаш», что означает златовласая. Если у невестки узкий кругозор, вряд ли она сможет подобрать красивые имена. Таким образом, умению адаптироваться в новой среде гармонично можно обучиться, переступив порог казахской семьи. Можно предположить, что развивая таким образом коммуникабельность, у молодой девушки не будет проблем с адаптацией в дальнейшем и в трудовом коллективе. Или, к примеру, как только первенец начинает говорить, ему рассказывают о предках рода — «Жеті ата», чтобы сын знал свою родословную, своих предков до седьмого колена. Таким образом, традиционный обряд предостерегал молодых от кровосмешения близких родов. Доцент кафедры общей и народной педагогики университета имени Х. Досмухамедова Айдар Сабыров подчеркнул, что с обретением независимости в детских дошкольных учреждениях в образовательную программу были внедрены принципы национальной педагогики. Цель — воспитание подрастающего поколения в духе любви к Родине, поклонения родной земле, в которой покоятся несколько поколений предков рода. В этой связи большое внимание уделялось воспитанию девочек, будущих жен и матерей, на которых возлагалась функция формирования гармоничной личности.
Теолог Канат Жумагул свое выступление начал с вопроса: «Если государство начинается с семьи, то откуда берет начало сама семья? Естественно, с взаимного и добровольного решения девушки и парня вступить в союз. С момента принятия брачных обязательств у супругов появляются и обязанности». Чаще всего молодые парни, выбирая спутницу жизни, обращают внимание в первую очередь на ее внешность. Но великий Абай всегда подчеркивал, что необходимо, прежде всего, обращать внимание на воспитание девушки, ее родословную. Перед свадьбой в казахском народе принято соблюсти ряд ритуалов. К примеру, «cөз салу», когда девушка принимает ухаживания парня. Далее, когда дело идет к свадьбе, «құда түсу» — сватовство, которое также включает в себя многие элементы. Все эти обряды являются свидетельством уважения как к молодой девушке, так и к ее семье. В своих хадисах Пророк Мухаммед (мир ему!) призывал мусульман относиться к своим женам с большим уважением, и сам в повседневной жизни относился к женам, как к равным себе. В исламе, к примеру, строго запрещается проявлять насилие по отношению к женщине, к жене. В Коране строго прописано о необходимости создания всех условий для матери, которая ухаживает за новорожденным ребенком. Отцу семейства вменяется в обязанность решение вопросов материального обеспечения. Но в наши дни отдельные отцы семейства годами не работают, взвалив семейные вопросы на плечи женщин. Также нельзя повышать голос в присутствии детей, так как с детства у них формируется страх.
В ходе конференции был продемонстрирован видеофильм, снятый студентами вуза, в котором интервьюеры поделились своим мнением о современной семье. Многие сошлись во мнении, что именно семья остается единственным пристанищем для людей, поскольку в ней любого его члена воспринимают таким, какой он есть, и только близкие люди могут поддержать в трудную минуту.
Участники конференции после обсуждения докладов приняли соответствующие рекомендации.
Гульжан ЕЛЕШЕВА