ФИИР: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ

Период кризиса необходимо использовать для развития инфраструктуры.

 

Нурсултан НАЗАРБАЕВ,

Президент Казахстана

 

Продолжается Неделя из индустриальной жизни страны. Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития предусматривает запуск нескольких сотен проектов. Понятно, что они будут нуждаться в адекватном объеме электроэнергии и современной транспортной системе. В рамках ГП ФИИР уже завершены такие проекты, как расширение Атырауской ТЭЦ на 75 МВт, выдача мощности Мойнакской ГЭС, строительство подстанций в Алматы и Алматинской области, Уральской ГТЭС. Формирование современной логистики предполагает Программа по развитию транспортной инфраструктуры Казахстана до 2020 года.

 

За последние годы в стране приняты системные меры, направленные на удовлетворение растущих потребностей экономики, на стабильное энергоснабжение, на безопасное и быстрое передвижение продукции в пределах страны и за рубеж.

 

Энергетическая сила

Индустриализация предусматривает запуск нескольких сотен проектов, которые будут нуждаться в адекватном объеме электроэнергии. Поэтому Глава государства поручил Правительству в рамках новой индустриальной политики в качестве одного из приоритетов развивать энергетику. ФИИР предусматривает реализацию 13 электроэнергетических проектов, из них 9 направлены на строительство энергопроизводящих предприятий с суммарной мощностью более 3 200 МВт.

Часть из объектов уже введена в эксплуатацию. Это новые мощности Атырауской ТЭЦ, газотурбинные электростанции в городе Уральске и на месторождении Акшабулак, восстановлены блок № 2 на Аксуской ГРЭС и 8-й энергоблок Экибастузской ГРЭС-1. Также построены трансформаторные подстанции в Алматы и Алматинской области, подстанция 500 кВ «Алма». В стадии активной реализации находится проект по строительству 3-го энергоблока Экибастузской ГРЭС-2, модернизация Шардаринской ГЭС и Национальной электрической сети. Ряд из этих проектов финансируется Банком развития Казахстана. Совместно с корейскими партнерами началось строительство первого модуля Балхашской ТЭС мощностью 1 320 МВт.

Один из прорывных проектов ПФИИР — Мойнакская ГЭС. Она позволяет обеспечить возросшие объемы энергопотребления в южном регионе Казахстана. В декабре 2011 года Президент страны в ходе общенационального телемоста «Сильный Казахстан построим вместе!» дал разрешение на запуск первого гидроагрегата ГЭС. А уже 26 мая 2012 года с участием Главы государства состоялась официальная церемония ввода в эксплуатацию 2-го гидроагрегата Мойнакской ГЭС.

Современное технологическое оборудование, используемое на станции, обеспечивает максимальную автоматизацию и безаварийность процесса. По проекту гидроэлектростанция может производить до 1 027 млн кВт/час электроэнергии в год.

АО «Мойнакская ГЭС» при плане выработки электроэнергии в 2012 году 491,518 млн кВт/час фактически реализовано 501,394 млн кВт/час, план исполнен на 103%. ГЭС стабильно работала в осенне-зимний период, что обеспечило покрытие суточной и недельной неравномерности нагрузки Алматинской энергосистемы.

 

Для опережающего развития

Модернизацией же существующих объектов преследуется цель повышения их мощностей, надежности, снижения нагрузки на экологию и обеспечение электроэнергией растущих потребностей отечественной экономики.

В целом необходимый объем инвестиций в электроэнергетику в период с 2012 до 2030 года оценивается не менее чем в 9,5 трлн тенге. Источниками финансирования инвестпроектов станут кредиты и собственные средства инвесторов, возмещаемые за счет предельных тарифов и механизмов создаваемого рынка мощности, а также за счет инвестиционной составляющей тарифов на услуги электросетевых компаний. По некоторым проектам предполагается задействовать бюджетные средства.

Характер проблемных вопросов развития отрасли предполагает комплексный подход. С одной стороны, необходимо стимулировать энергопроизводителей к активной работе по реконструкции и модернизации своих предприятий. С другой — мотивировать потенциальных инвесторов к вложению капитала в строительство новых мощностей.

Возобновляемые источники энергии, так же как и энергосбережение, — новое для Казахстана. В последнее время было много потрачено на его институциональное становление, аналитическую работу. Создаются условия для развития ВИЭ, реализуются первые проекты. За последние 5 лет в стране запустили 6 малых ГЭС и 2 ветроэлектростанции. До 2015 года планируется запустить еще 8 ветропарков суммарной мощностью 368 МВт и 11 малых ГЭС на 110 МВт. Это без учета тех возможных проектов, которые сейчас обсуждаются с иностранными инвесторами.

В целом энергетика — одна из базовых отраслей, от эффективной деятельности которой зависит состояние всей экономики страны. Поэтому очень важно, чтобы именно эта сфера получила опережающее развитие.

 

Транспортный потенциал

Другой важной составляющей ФИИР является формирование современной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей расширение возможности экономического роста Казахстана и удовлетворение потребности населения в транспортных услугах. Эти цели заложены в программе «Развитие транспортной инфраструктуры Казахстана до 2020 года». Государственная инициатива ориентирована на повышение конкурентоспособности транспортной системы Казахстана и реализацию транзитного потенциала страны, создание новых рабочих мест, а также повышение уровня безопасности и качества обслуживания на транспорте. Предусматривается внедрение национальных стандартов качества, в соответствии с которыми будут не только оказываться услуги пассажирских перевозок, но и строиться новые автовокзалы, автостанции, железнодорожные вокзалы, аэродромы, а также реконструироваться уже существующие.

Так, к 2020 году запланировано строительство новых 9 автовокзалов и 61 автостанции в районных центрах, 733 пунктов обслуживания пассажиров в селах и аулах, 1 104 стоянки такси в городах. Как ожидается, будут приведены в соответствие со стандартами 34 автовокзала и 138 автостанций, проведены ремонтные работы 300 железнодорожных вокзалов, планируется также реконструировать 14 аэропортов страны.

Кроме этого, программа развития транспортной инфраструктуры включает в себя дальнейшее развитие сети автомобильных дорог. Так, в период с 2013 по 2020 годы планируется охватить ремонтными работами 21 390 км (в том числе реконструкцией — 11 390 км) дорог республиканского значения, предстоит завершить реконструкцию 6 международных коридоров. Один из важных проектов — строительство международного автодорожного коридора Западная Европа — Западный Китай, общая протяженность которого составляет 8 445 км. С начала текущего года уложено 377 километров автомагистрали.

Наряду с этим предусматривается активное строительство новых железнодорожных линий общей протяженностью порядка 2 300 км, а также электрификация существующих железнодорожных участков (1 400 км).

Особое значение в реализации программы занимает развитие инфраструктуры по проекту SILK WIND (Китай — Турция, Восточная Европа). Так, планируется развитие станции Достык, создание сухого порта в СЭЗ «Хоргос — Восточные ворота». Кроме этого, в планах — развитие паромного парка и строительство 3 сухогрузных терминалов в морском порту Актау. Также одной из задач программы является увеличение транзитных перевозок через Казахстан к 2020 году в 2 раза, а к 2050 году — в 10 раз.

 

Мария БУРКАЕВА,

«Казахстанская правда»

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна