мастера Садира 2

Фантазии мастера Садира

Каждое произведение Садира Карибая — это одухотворенный полет фантазии, выраженный в мастерстве художника. В этом смогли убедиться зрители на открытии персональной выставки художника в музее декоративно-прикладного искусства им. Ш. Сариева, приуроченной к 60-летию мастера.

На открытие выставки собрались художники, друзья Садира Карибая, студенты.

Заместитель руководителя управления культуры, архивов и документации Азамат Джолаев поздравил художника с открытием выставки, пожелав творческих успехов, и наградил благодарственным письмом.

На вернисаже представлены картины разных направлений и стиля, написанные смешанной техникой, здесь и супрематизм, реализм, кубизм, графика и многое другое. Художник словно хочет пропустить через себя все богатство и разнообразие стилей, и в этом проявляется талант мастера. Тем не менее, художник признался, что теперь хотел бы работать в одном узком направлении.

— Я получаю удовольствие от работы и считаю, что академизм в искусстве — это фундамент, но художнику нужно развиваться, осваивать новые формы, — говорит член Союза художников Республики Казахстан Садир Карибай. — Главное для меня — не копировать, у меня нет повествовательности в работах, мои картины написаны на монументально-философском уровне, — говорит мастер. — Мы — поколение, выросшее на книгах, мой разнообразный жизненный опыт: комсомольская стройка, служба в армии, работа в Сибири, учеба в России, затем в Шымкенте, все прочитанное, услышанное, увиденное хочется выплеснуть на картины. Мне хочется, чтобы зритель, глядя на мои работы, размышлял. У меня нет цели подать зрителю готовое произведение для созерцания. Ни в одной из представленных мной картин нет реализма.

Привлекает внимание зрителей одна из последних работ художника под названием «Қола ғасыры» («Бронзовый век»). По его словам, она затрагивает тему г. Атырау, Западного региона. Мастер не объясняет заложенного в произведениях смысла, а потому их нужно просто увидеть. Интересно выполнение необычной объемной картины «Монопласт 6», в такой технике художники редко выполняют работы. Здесь Садир Карибай изобразил Махамбета на коне. Пласты, наложенные друг на друга и создающие объем картины, изображают коня, силуэт лица Махамбета, прямая линия по диагонали — стилизованная домбра. Картина замешана на современном дизайне, знаках, символах. Визитной карточкой художника является его ранняя картина «Сон». Здесь — наша история, богатство земли: икра, металл, кошма, даже волны металлические. Художник передает свое восхищение богатством родной земли, доставшейся нам от предков, и эта земля нас кормит и находится в наших руках.

В картинах Садира Карибая порой проскальзывает недосказанность, словно художник предлагает зрителю пофантазировать вместе с ним, пофилософствовать. Зрители подолгу останавливаются перед каждой картиной художника с необычными композициями, замысловатыми петроглифами, в его произведениях — глубокий смысл. И нам очень сложно до конца распознать всю философию мастера. Но каждая картина притягивает взор, завораживая необычной манерой исполнения и яркостью красок. Просто зритель должен воочию их увидеть и найти что-то свое, близкое и родное в полотнах мастера.

Жанат ШАЯХМЕТОВА