ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ АНПЗ

Европейские стандарты АНПЗ Общество

Два миллиона 400 тысяч тонн сырья в год будет перерабатывать Атырауский нефтеперерабатывающий завод после модернизации. Стоимость нового комплекса глубокой переработки «черного золота» — один миллиард 700 миллионов долларов.

Такие цифры были озвучены в ходе недавней рабочей поездки министра нефти и газа Республики Казахстан Сауата Мынбаева, посетившего Атырауский НПЗ.

Министр сообщил, что после завершения реконструкции Атырауского, а также Шымкентского и Павлодарского заводов с 2015 года наша страна полностью обеспечит внутренний рынок светлыми нефтепродуктами. А к 2023 году, когда заводы выйдут на максимальную мощность переработки сырья, Казахстан впервые из импортера станет экспортером высокооктанового горючего. О том, насколько востребованы будут светлые нефтепродукты у наших ближайших соседей, думаю, говорить даже не стоит. Важно здесь то, что Казахстан станет независим от внешних поставщиков стратегического сырья. Плюсом станет и постепенный уход от продажи сырой нефти, поскольку бензин, авиационное и дизельное топливо — это уже продукты переработки с высокой добавленной стоимостью.

— Строить комплекс будем международной командой, — рассказывает заместитель директора китайской компании «Синопек-Инжиниринг» Чжэн Фуцян. — Сюда вошли японские, китайские и казахстанские компании. Возводится он по французской технологии — на сегодня самой передовой в мире. Планируем затратить на проект 41 месяц.

Согласившись на внушительные расходы, наша страна, как уже было отмечено выше, преследует сразу несколько стратегических целей. Главная — решить топливный вопрос. Высокооктановый бензин с маркой «Сделано в Казахстане» в настоящее  время покрывает только 60 процентов потребностей отечественного рынка, а недостающий дефицит завозится из России. Любой сбой в соседней Федерации, связанный с работой заводов или изменением тарифной политики, моментально отражается на казахстанском рынке.

Далеко ходить не надо. У всех в памяти топливный кризис осени прошлого года и длинные очереди на заправках. В ряде областей бензин или пропал вовсе, или заметно подорожал, или отпускали его исключительно по талонам. Злую шутку преподнесла зависимость от импорта, когда Россия  остановила поставки из-за планового перехода заводов к новым стандартам. А казахстанские автолюбители, оставшиеся без популярного горючего марки АИ-92, ставили машины на стоянки либо заливали в баки АИ-80-й, гробя двигатели. Дефицит отразился на стоимости бензина — она выросла. Следом, как в таких случаях водится, выросла стоимость продуктов, услуг. Сегодня бензин на заправках есть. Не исчезал он даже в октябре, когда сразу два отечественных завода простаивали. Но, как все понимают, мы постоянно балансируем на тонкой грани.

Уйти от этой зависимости и поможет модернизация казахстанских заводов. В той перспективе, о которой сообщил Сауат Мынбаев.

— Проект создания комплекса глубокой переработки нефти направлен на получение бензинов и дизтоплива по стандарту Евро-5. Он позволит получать большое количество — 1 миллион 700 тысяч тонн дополнительного высокооктанового бензина. С прекращением производства экологически менее безопасного бензина стандарта АИ-80. Комплекс глубокой переработки позволит увеличить глубину переработки до 85 процентов, — говорит первый заместитель генерального директора Атырауского НПЗ Кайрат Уразбаев.

Между тем, сегодня глубина переработки сырья на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе — всего 50 процентов. Иными словами, лишь из половины нефти вырабатывают бензин. Остальное — это мазут, газойль, печное топливо, почти не востребованные на внутреннем рынке. Да и стоимость их в разы меньше, чем цена бензина. Это делает переработку нефти для ее владельцев низкорентабельной. Им выгоднее отправлять сырую нефть за границу: перекачал — получил свои дивиденды и по новой качай.

— Комплекс глубокой переработки позволит сократить экспорт темных нефтепродуктов за границу, что происходит сегодня, и где они используются в качестве сырья для получения бензина, дизтоплива. То же самое мы будем производить у нас в Казахстане, — поясняет Кайрат Уразбаев.

Как пояснили в заводской лаборатории, эффект модернизации почувствуют  не только автомобилисты, но и все без исключения казахстанцы.

Для примера: сейчас у нас содержание бензола в бензине около пяти процентов. А с вводом комплекса содержание бензола снизится до одного процента.

— И все мы прекрасно знаем, что бензол — канцерогенное и токсичное вещество, которое очень негативно влияет на организм, на окружающую среду, — рассказывает специалист по аналитическому контролю АНПЗ Раушан Иманалиева.

Но это вещество тоже будет востребовано. Одновременно с комплексом глубокой переработки нефти на заводе идет строительство нового производства ароматических углеводородов. Где, по информации департамента нефтехимии и технического регулирования Министерства нефти и газа, будет производиться 133 тысячи тонн бензола и 496 тысяч тонн параксилола в год.

Эти продукты ароматики готовы покупать у нас Россия, Китай, Европейский союз.  Правда, спрос будет и внутри страны. В Атырауской области по поручению Президента страны приступают к сооружению газохимического комплекса, где будет вырабатываться миллион 250 тысяч тонн полиэтилена и полипропилена.

Пластические массы, впервые полученные в Казахстане, в свою очередь, послужат исходным сырьем для выпуска тысяч наименований готовой продукции. Мы не всегда об этом задумываемся, но без них наша жизнь просто немыслима. Пластмассы — это и одноразовая посуда, и пакеты, и эта ручка, и даже эти сложные панели автомобиля.

Все новые производства будут тесно интегрированы в единую цепочку нефтехимической промышленности, ориентированной на выпуск готовой продукции. Комплексы в Атырау — фундамент индустрии.

Работу на строительных площадках уже получили две тысячи человек. Алтынбек Ескужиев — один из них. Запущенная модернизация обеспечила его  работой.

— Мне повезло. По программе «Занятость — 2020» меня направили на бесплатные  курсы. Овладел новой специальностью, и теперь я — рабочий завода, — говорит Алтынбек Ескужиев, работающий стропальщиком на возведении одного из новых комплексов завода.

Впрочем, опытные кадры всегда востребованы. Уже начался отбор высококлассных специалистов для обслуживания новых установок нефтехимических производств.

— Мы сейчас производим сборку и монтаж колонного оборудования, технологического оборудования, поступающих к нам из Китая, Италии, Франции. Но мы не просто собираем оборудование, но и одновременно изучаем его, чтобы впоследствии, когда инвесторы уйдут, обслуживать самостоятельно, — рассказывает механик Самат Алдабергенов.

Постоянную работу на новых комплексах получат более 400 человек. Они будут снабжать страну ароматическими углеводородами, полиэтиленом и полипропиленом, популярным высокооктановым горючим. Помимо Атырау, по новым стандартам начнут работу Шымкентский и Павлодарский нефтеперерабатывающие заводы. В целом модернизация трех НПЗ обойдется государственной казне более чем в шесть миллиардов долларов.

— Эта модернизация позволит решить главную проблему: замену морально устаревшего оборудования, — говорит директор департамента развития нефтяной промышленности Министерства нефти и газа Республики Казахстан Куандык Калмурзин. — Второе: увеличить глубину переработки нефти. Тем самым, увеличится количество вырабатываемых светлых нефтепродуктов — бензина и дизельного топлива. Сейчас мы выпускаем Евро-2, а  будем после модернизации выпускать горючее по стандарту Евро-4, Евро-5. Объем переработки нефти в Казахстане с нынешних 15,4 миллиона тонн будет увеличен до 19 миллионов.

Не стоит сбрасывать со счетов и еще один момент. В период строительства комплексов на АНПЗ и газохимического предприятия в районе Карабатана десятки казахстанских предприятий получат выгодные заказы. Как заявил в Атырау председатель ассоциации «KAZENERGY» Тимур Кулибаев, в ближайшее время все закупки предложено перевести в единое правовое поле, упростив процедурные вопросы для участия в тендерах казахстанским производителям. Приоритетное право при развитии сервисных и инфраструктурных проектов получат компании, работающие в регионах нефтедобычи. Иными словами, в нашей области. А это значит, что рабочие места будут создаваться не только на строительных площадках, но и на многих предприятиях, получивших заказы. Кстати, теперь это закреплено в  подписанном между ассоциацией «KAZENERGY» и акиматом Атырауской области меморандуме о сотрудничестве. От имени «KAZENERGY» меморандум подписал председатель ассоциации Тимур Кулибаев, от имени нашей области — глава региона Бактыкожа Измухамбетов.

— Прежде всего, это поможет нам решить вопрос казахстанского содержания на региональном уровне. Главное, чтобы в проекты привлекались наши местные рабочие, были задействованы атырауские предприятия.  Немаловажно и то, что в контрактах будет предусматриваться выделение средств на развитие социальной инфраструктуры региона, — прокомментировал значение подписанного меморандума Бактыкожа Измухамбетов.

Для нас же, рядовых людей, реконструкция АНПЗ — это европейские стандарты бензина и дизельного топлива. А это — наменьший вред и нашему здоровью, и экологии региона.

Виктор СУТЯГИН

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна