ЕСТЬ ОТ ЧЕГО ЗАЩИЩАТЬ
Приближается такая долгожданная и любимая всеми детьми пора — лето, а с ним и летние каникулы. И начинаются они с замечательного праздника — Дня защиты детей. Часто можно слышать вопрос: «А от чего защищать детей?». В таких случаях стоит напомнить, что, к сожалению, факты насилия над детьми, безответственного отношения к ним родителей, использование детского труда, убегающие из дома дети, дети-сироты и попрошайки — печальные реалии сегодняшнего дня. Вот на борьбу с этим и должны направить свои усилия мы, взрослые. Об этом наше интервью с главным специалистом департамента по защите прав детей Атырауской области Анарой КАЮПОВОЙ.
— Каковы цель и задачи департамента по защите прав детей?
— Нашей целью является формирование нравственных приоритетов и духовных ориентиров в обществе, а также создание эффективной системы межведомственной координации по вопросам защиты прав детей.
Работа департамента направлена на создание условий для гармоничного развития личности ребенка на основе соблюдения всех законных прав, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан и Конвенцией о правах ребенка.
— Какими формами социальной защиты охвачены дети-сироты, бывшие воспитанники школ-интернатов после выхода из их стен?
— Дети, оставшиеся без попечения родителей, — это особая категория детей, которые нуждаются в солидной поддержке, большом внимании. Если, к примеру, ребенок из семьи после школы, а, возможно, и до ее окончания уже определился с выбором профессии, то ребенку-сироте сделать это сложнее. И даже поступив учиться, такие дети нуждаются в поддержке. Так что, благотворительная помощь оказывается и будет оказываться таким детям и впредь. В 2011-2012 учебном году благотворительная помощь была оказана 99 студентам, обучающимся в профессиональных лицеях №№1, 2, 4, 6, 7, 10, трех колледжах, десяти студентам высших учебных заведений. В 2012-2013 учебном году стипендию получают 60 студентов со 2 по 4 курсы. Мы встречаемся, беседуем с учащимися профессиональных лицеев, студентами колледжей, высших учебных заведений, чтобы лучше узнать об их нуждах и проблемах, выявить тех, кто оказался в затруднительном положении.
На особом контроле у департамента выпускники детских учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В вопросах трудоустройства, решении жилищного вопроса мы стараемся оказывать содействие.
В 2011 году по области профессиональные лицеи и колледжи окончили 45 студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 11 выпускников по ходатайству департамента устроены на работу.
По области 216 воспитанников из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлены на очередь для получения жилья. За последние два года при взаимодействии департамента с местными исполнительными органами 52 воспитанника обеспечены жильем.
Мы открыты для детей и всегда готовы принять, выслушать любого. В 2012 году в департамент поступило 75 заявлений, из них в 13 содержались просьбы об устройстве на работу, в 27 — по вопросам с получением образования и 35 — по проблемам семьи и брака. Все они были рассмотрены и в результате 32 заявления были удовлетворены департаментом, а 43 — при участии местных исполнительных органов.
— Стоит цель — реализовать право каждого ребенка жить и воспитываться в семье. Насколько в нашей области уменьшилось количество детей, воспитывающихся в сиротских учреждениях?
— По сравнению с прошлым годом данное число уменьшилось на 6 процентов. На сегодняшний день в них воспитываются 168 детей. В основном в отношении многих детей оформляется опека либо попечительство, есть случаи возвращения в родные семьи.
— Хорошая форма устройства ребенка в семью — это патронатное воспитание. Насколько развита она в нашей области? Расскажите о тех, кто взял детей на патронатное воспитание.
— Предварительный выбор ребенка для передачи его по договору патронатным воспитателям осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью, по согласованию с органом опеки и попечительства. Патронатные воспитатели являются законными представителями воспитанников, осуществляют возложенные на них договором обязанности по воспитанию и образованию ребенка. Договор о передаче детей на воспитание прекращается по достижении воспитанниками 18 лет. В данное время по Атырауской области на патронатное воспитание передано 20 детей. Соответственно, увеличилось число патронатных воспитателей по сравнению с прошлыми годами. И в этом большую роль сыграли различные мероприятия информационно-пропагандистского толка. К примеру, акция «Қуан, сәби», работа Школы приемных родителей. В текущем году нашим департаментом совместно с областной прокуратурой, департаментом внутренних дел и с управлением образования была проведена совместная проверка и организован рейд с посещением патронатных и опекунских семей. Мы интересовались установившимися взаимоотношениями, успеваемостью детей, организацией их досуга, бытовыми условиями. Познакомились с удивительными людьми, которые не жалеют ни сил, ни душевного тепла на детей. Всяческого уважения заслуживает Калы Гумарова из Индерского района, которая дважды брала детей, с которыми у нее нет родственных связей, на патронатное воспитание. Одна из ее воспитанниц, или лучше сказать, дочерей, уже вышла замуж, другая девочка учится в колледже, а мальчик — в школе. Недавно она взяла еще двух детей из интерната. Безусловно, в таких семьях, где устанавливаются хорошие, доверительные отношения, присутствует определенный родительский контроль, дети получают хорошее воспитание. И своевременный совет, подсказка старших могут оградить ребенка от опрометчивого поступка, принятия неверного решения.
— Что департаментом делается по поддержке детей-инвалидов?
— По плану или совместно с прокуратурой, управлением образования специалисты департамента проверяют коррекционно-образовательные учреждения, изучают деятельность организаций образования с коррекционно-развивающим обучением, изучают состояние дел по вопросу выплаты пособий по инвалидности, по потере кормильца воспитанникам организации. По заданию Комитета по охране прав детей МОН РК проводилась республиканская акция на тему «Детство без жестокости», в рамках которой на базе городской медико-психолого-педагогической консультации был проведен «День открытых дверей». Здесь принимали родителей с детьми, у которых проблема с речью, памятью, письмом. Они получили консультативную помощь специалистов. За этот год по обращению родителей детей-инвалидов удовлетворено 13 заявлений, есть дети с ограниченными возможностями, которые устроены в массовый класс по инклюзивному образованию.
— Имеются ли общие данные по количеству детских интернатных учреждений и их специализации?
— В нашей области действуют два образовательных учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых воспитываются 168 детей. В сфере здравоохранения — одно, в котором воспитываются 27 ребят, в социальной защите — одно, в нем воспитывается 21 ребенок. Всего же по области в интернатах воспитываются 216 ребят, которым, конечно же, будет приятно в День защиты детей получить подарок или веселый сказочный, незабываемый праздник.
— Какая работа ведется с неблагополучными семьями, в которых воспитываются дети?
— Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы — главный момент в профилактике семейного благополучия. Совместно с областной прокуратурой, комиссией по делам несовершеннолетних города, управлением образования, департаментом внутренних дел проводятся рейды с целью выявления неблагополучных семей, держим их на контроле. Служба поддержки семьи при Центре адаптации несовершеннолетних также неоднократно проводила рейды. Были выявлены 15 неблагополучных семей, в которых воспитываются 34 ребенка. Выяснилось, что у десяти ребят из 34 нет свидетельств о рождении. К тому же оказалось, что и у самих родителей нет удостоверений личности.
— Что, на ваш взгляд, самое важное во взаимоотношениях взрослых и детей?
— Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успехи ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени он проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать возникающие проблемы в воспитании детей. Если между ребенком и родителями не удается установить теплые доверительные отношения, то не надо стесняться обратиться за помощью к психологу. В общеобразовательных школах региона работают 297 школьных психологов.
Главное, взрослым всегда надо помнить, что очень важно заслужить у ребенка авторитет, быть в его глазах примером, образцом. Ведь наши дети — отражение нас.
Наталия УРАЗГАЛИЕВА,
фото из архива «ПК»