ЕРЛАН КАРИН: У НАС ВСЕ ЕЩЕ ФРАГМЕНТАРНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОБСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

120505 10 Общество

Все ли мы знаем об истории своего народа или в нашей памяти сохранены лишь отрывочные файлы о джунгарах, гражданской войне, репрессиях, Великой Отечественной и развале Союза? Представителям среднего, да и большинства старшего поколения ближе второе. А вот нынешним 20-летним, не считая особо одаренных и буквоедов, и эта информация представляется каким-то далеким явлением, происходившим не с нами и неведомо где. Иначе как объяснить, что некоторые даже не могут четко ответить, кто с кем воевал, и кто за что погибал…

О проблеме белых пятен в истории и способах преодоления исторического нигилизма мы поговорили с известным политологом, секретарем НДП «Нур Отан» Ерланом КАРИНЫМ.

— В последнее время в обществе стали обсуждаться темы, о которых ранее говорилось шепотом, за плотно закрытыми дверями хрущевских кухонь. Слышны заявления о необходимости восстановления исторической справедливости, поиске ответов на вопросы, беспокоящие душу казахского народа. Недавно прошло заседание дискуссионно-интеллектуального клуба «Аманат», где обсуждалась тема голодомора 30-х годов и в котором вы принимали участие. Как вы считаете, нужны ли современному казахстанскому обществу подобные публичные обсуждения?

— Уверен, нужны. И придавать актуальность нужно не только вопросу голодомора, но и другим темам. Дело в том, что у нас сегодня в обществе сложилось некое фрагментарное представление об истории. Вместо целостной картины нашего прошлого, мы имеем какие-то эпизодические вставки. Образно говоря, мы находимся в состоянии человека, вышедшего из комы и пытающегося вспомнить, где он и кто он. Почему-то мы не просто не знаем, но особо и не пытаемся узнать свое прошлое. При этом речь не идет о том, чтобы уйти с головой во вчерашний день. И Президент страны об этом говорит, подчеркивая, что нельзя жить своим прошлым. Но, по крайней мере, мы обязаны помнить об истоках, а тем более, не забывать трагические периоды нашей истории.

— Это важно, в первую очередь, для молодого поколения.

— Конечно. Ведь они должны знать цену свободе и независимости, которые мы обрели, и понимать, что за них мы заплатили немалой ценой человеческих судеб и жертв. Памятуя об этом, мы не будем забывать об особой ответственности за свои слова, поступки, действия.

— Сегодня, когда мы говорим о необходимости восстановления исторической справедливости, наверное, важно учитывать, какие последствия это вызовет. И, прежде всего, в политическом плане. Ведь иногда раздаются призывы призвать к ответу Россию, как правопреемницу СССР. Не приведет ли это к ненужному ни нам, ни нашим соседям напряжению отношений?

— Слава Богу, в нашем обществе есть трезвое понимание и здравое отношение к этим вопросам. Тогда как в некоторых странах, вроде со стороны благие шаги воссоздания исторической памяти часто оказываются всего лишь попыткой, чтобы лишний раз кого-то задеть, в чем-то упрекнуть.

— То есть, это можно назвать политической спекуляцией?

— Да, это в чистом виде политическая спекуляция, которая не имеет ничего общего с действительно искренним желанием воссоздания исторической картины прошлого, формирования целостного исторического сознания и патриотического воспитания молодежи.

Даже обсуждая и изучая тему массового голода в Казахстане в 20-х и 30-х годах прошлого столетия, я считаю, что нас должно беспокоить не столько принятие каких-то политических заявлений или документов, сколько то, что об этой теме нет ничего в тех же школьных учебниках. И это действительно проблема. Какое у детей должно быть понимание прошлого, если в некоторых учебниках по истории Казахстана для старшеклассников, которые я специально приобрел, теме голодомора посвящен не раздел, не глава, а… один абзац! Сложится ли верное представление об этом периоде у детей? Вряд ли. Причем речь идет о недавнем периоде нашей истории, а не событиях тысячелетней давности. Крупнейшей гуманитарной катастрофе, беспрецедентной в истории человечества трагедии, когда в мирное время погибли миллионы человек, в учебниках посвящают несколько строк…

— Помнится, такое отношение к нашей истории было в учебниках советских школ, по которым мы учились. Мы лучше знали о тонкостях политической борьбы мировых держав, вроде США, Великобритании и об их колониях, нежели о том, что творилось за нашими окнами всего несколько десятилетий назад…   

— Хотя можно было бы уже сейчас, по прошествии 20 лет независимости Республики Казахстан, дать развернутое изложение исторических процессов. Для того чтобы люди поняли масштабы этой трагедии, можно было привести свидетельства очевидцев, фотографии, архивные документы. И такой подход необходим не только к теме голодомора. Мы действительно страна, немало пережившая за несколько десятилетий. Репрессии, голод, испытания ядерного и биологического оружия, которые коснулись не только Семипалатинского региона, но и многих других регионов Казахстана, в том числе и Атырауской области. На нашей территории происходили тысячи исторических потрясений, которые уносили жизни сотен тысяч людей, и последствия которых мы ощущаем до сих пор, а мы позволяем себе так легкомысленно относиться к этому.

— Осенью прошлого года министр образования Бахытжан Жумагулов призвал историков подготовить качественно новый многотомник по истории Казахстана. Тогда он обратил внимание ученых на необходимость «целостного осмысления огромного исторического наследия, места Казахстана в современном мире и будущем развитии цивилизации». Возможно, в новом издании будут восполнены эти пробелы. Вот только дойдут ли эти данные до школьных парт…

— Говоря о проблемах истории, я, прежде всего, учитываю то, как мы это преподнесем детям. Сможем ли мы правильно объяснить им, почему происходили те или иные процессы. Мне бывает очень сложно отвечать на вопросы своих детей, потому что они не получают базовых знаний у себя в школе. Или получают их в разных вариациях. Вот, к примеру, тема декабрьских событий 1986 года преподносится в одних учебниках как «декабрьские события», в других — как «национально-освободительное восстание». Я не призываю к тому, чтобы все подчинялось одной «генеральной» линии, но ведь должна быть какая-то общая концепция в освещении этих исторических тем.

— Последствия по-разному усвоенного предмета тоже легко предсказать.

— Конечно, сегодняшняя неразбериха завтра может стать источником уже политизированных споров. Конечно, кто-то может возразить мне, мол, есть более важные проблемы сейчас, нежели какие-то «мелкие» разногласия в учебниках. Однако нужно учитывать то, что завтра молодые люди, воспитанные на разных оценках и подходах, впадут в пучину разногласий. И вместо того, чтобы как раз-таки решать насущные проблемы общества, будут заниматься политизированными дискуссиями, от которых никто не выиграет.

— За последние 20 лет «разгула» плюрализма мнений в учебниках по истории, мы, наверное, уже заложили мину замедленного действия в головы молодого поколения.

— Кстати, первые отголоски разносторонней подачи предмета и отсутствия системного подхода в его изучении уже проявились. Речь идет об интервью одного известного эксперта, под заголовком «Казахи не боролись за независимость». Такие заявления появляются из-за эпизодического знания своей истории.

— Но ведь некоторая часть общества действительно думает о том, что независимость нам досталась просто так, после развала Союза.

— На самом деле это не так. Приведу такой пример. Во время одной из поездок в США, я получил доступ к одному из крупнейших архивов мира в Гуверовском институте войны, революции и мира, являющегося политическим исследовательским центром и входящим в Стенфордский университет. Там есть копия письма председателя КГБ СССР Семичастного (Владимир Семичастный возглавлял КГБ в 1961-1967 годах — Ред.), в котором он докладывает руководству Советского государства о нарастании антисоветской деятельности в Казахской ССР. В том же письме отмечается о локальных протестах и проявлениях недовольства среди студенчества и интеллигенции. Это было еще в 60-х годах. То есть, определенное недовольство копилось уже давно, разные подпольные движения создавались в 60-70-е годы советского периода. Причем речь идет о разных организациях, выступавших за расширение гражданских прав, свободу слова. Поэтому надо четко сказать, что борьба за независимость никогда не прекращалась, начиная с Сырыма Датова, Кенесары, алашординцев, она продолжалась все эти времена.

— Поднимая подобные темы, акцентируется внимание общества на существование белых пятен в истории. При этом, наверняка, нужно обратить внимание и на идеологическую составляющую…

— Естественно. Глава государства, говоря об этом, отметил важность понимания того, что многие принципы и ценности, которыми мы сегодня живем, — единство, согласие, толерантность, — закладывались в эти драматические периоды истории. Эти периоды дороги и важны для нас, потому что показывают, как люди разных этносов и разных религиозных взглядов в сложнейшие минуты испытаний протягивали друг другу руку помощи и только поэтому выжили. Благодарность многих поколений разных этносов к казахскому народу берет начало именно в эти периоды лихолетья, когда мы пережили голодомор и репрессии. Получается, что годы невероятных испытаний стали источником тех ценностей, которые советская пропагандистская машина попыталась стереть. Но память народа не поддается корректировке. Об этом нужно говорить, и это может стать той основой, на которой мы можем воспитывать подрастающее поколение.

— Сегодня общество находится в роли пассивного наблюдателя, ожидая, какую еще тему «подкинут» для обсуждения сверху. Это касается всех сфер жизни. Зато потом, получая результат того, что кто-то принял за нас решение, мы умеем выражать бурное недовольство…

— На самом деле бездействие и равнодушие очень сильно мешают развитию общества. Взять ту же тему голодомора. Почему нужно было дождаться выступления Президента, чтобы развернуть дискуссии и начать активный «поиск истины». Привычка ждать «отмашку» касается и сообщества ученых, и представителей других гражданских институтов. Мы сами должны поднимать какие-то темы и искать пути решения, будь-то вопросы исторического или бытового характера. Как бы это ни банально звучало, с этого начинается демократия.

— И то верно — ждать у моря погоды и того, что наши проблемы решит государство, стало чуть ли не нашей сущностью. Но будем надеяться, что поколение молодое и дерзкое все-таки разберется в перипетиях истории, сделает верные выводы и будет достойным наших предков. Ну и мы постараемся не отстать от молодежи. Спасибо за интервью.

 

Беседовал

Ринат Кульмагамбетов

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна