ДУША ДО КИЕВА ДОВЕЛА
Из традиционной поездки по святым местам вернулась группа атыраусцев-паломников. Они уже много лет совершают путешествия по Золотому кольцу, знакомятся с культурными памятниками России. А вот на этот раз наметили маршрут на Украину, а главная цель путешествия — Киево-Печерская лавра, которая, пожалуй, самое привлекательное место для православных христиан, центр памятников зодчества, книгопечатания, просветительства и духовности.
Киево-Печерская Лавра возвышается на высоких холмах правого берега Днепра. Как явствует из документов, монастырь Киево-Печерская Лавра был основан в 11 веке и застраивался в течение 9 следующих веков. Название «Печерская» происходит от слова «пещеры», которые были найдены на этой территории и в которых селились первые монахи. Лаврой обычно называют крупные монастыри, которые напоминают своими размерами и постройками небольшие городки, имеющие свои улицы («лавра» с греческого языка буквально означает «улица»). Монастырь был основан во второй половине XI века преподобными Антонием и Феодосием. Обитель поддерживали киевские князья. Так, сын Ярослава Мудрого Святослав Ярославич подарил Лавре землю между Старым монастырем и Берестовым. Тут был заложен Успенский собор, вокруг которого при следующем игумене Стефане сформировался Новый монастырь. На его территории, огражденной сначала деревянной, а потом каменной стеной, возник архитектурный ансамбль — каменные Троицкая надвратная церковь и трапезная, деревянные кельи и хозяйственные сооружения, больница с церковью св.Николая. Огражденное пространство между Новым и Старым монастырями было частично занято огородами и садами, а частично — жильем монастырских ремесленников и челяди. А другой сын, Изяслав, подарил большой участок земли, который впоследствии получил именование Верхней лавры. Основной архитектурный ансамбль Киево-Печерского монастыря сложился уже в конце XII веке. Рядом с монастырем, в загородной резиденции князя Владимира — крестителя Руси в селе Берестовом в начале XII века была построена церковь Спаса.
С 12 века в Киево-Печерской Лавре сохранилась лишь одна церковь, над воротами главного входа в Киево-Печерскую Лавру, и ее называют «Надбрамна» (или Надвратная). Это просто чудо, что она сохранилась, поскольку на монастырь в течение всей истории совершались многочисленные набеги, он перенес разрушительные пожары и другие ненастья.
Играя значительную роль в объединении восточнославянских земель, являясь духовным, социальным, культурным и просветительским центром, Лавра пользовалась заслуженной славой не только на Руси, но и в Польше, Армении, Византии, Болгарии и других странах. Независимость монастыря от княжеской власти (в отличие от других обителей) способствовала тому, что в конце XI в. он стал не только самой авторитетной, большой и богатой религиозной организацией страны, но и центром летописания, школой живописи и медицины, графики, архитектуры, прикладного искусства, книгопечатания. В Лавре жили и работали известные летописцы, писатели, ученые, художники, врачи, книгоиздатели. Именно здесь около 1113 г. летописец Нестор составил «Повесть временных лет» — основной источник наших знаний о Киевской Руси. В 16-17 ст. Киево-Печерский монастырь утвердился как один из центров христианской культуры. В 1615 г. в Лавре была основана типография, вокруг которой объединялись известные писатели, ученые-богословы, художники. В лаврской типографии вышли в свет роскошно оправленные и украшенные гравюрами жития святых Евангелия, акафисты, Псалтыри, буквари, календари, произведения по истории церкви. Типографию учредил известный учёный и просветитель архимандрит Лавры Елисей Плетенецкий в 1615 г., и с этого времени она начала регулярно печатать книги. Первым ее изданием был «Часослов» (1616- 1617 г.г.) — учебник для обучения грамоте. Среди других изданий – «Лексиконъ славеноросскій» Памви Беринди (1627 г.) — первый в славянском мире словарь церковно-славянского языка на 7000 слов и имен с переводом и объяснением на старорусском языке. Очень популярным был «Синопсис» (1674 г.) Инокентия Гизеля, использовавшийся как учебник истории. В 1631 г. митрополит Петр Могила открыл здесь школу, что содействовало распространению просвещения на Украине. Киево-Печерская Лавра была центром просвещения на южно — русских землях, вожделенным местом паломничества не только православных христиан, и униаты благоговейно преклоняли колени у лаврских святынь. Монастырь стал своеобразной академией православных иерархов. До начала XIII века из числа его иноков в разные пределы Киевской Руси было назначено 50 епископов. С 1171 г. печерские игумены носили титул архимандрита.
После присоединения Киева к Московскому государству Лавра продолжала получать льготы от высшей власти. До конца XVIII в. она продолжала расширять свои владения, став крупнейшим на Украине церковным землевладельцем, — ей принадлежали сотни тысяч десятин пахотных и лесных угодий, а также несметное количество сельскохозяйственных предприятий, где работали 76 тысяч крепостных. Одновременно в Лавре велось грандиозное каменное строительство.
Гетман Иван Мазепа огородил ее каменной стеной. После большого пожара в 1718 г. сгоревшие деревянные здания были заменены каменными, а каменные были отремонтированы и расширены. В середине XVIII века Иоганн Шедель и Степан Ковнир обогащают лаврский ансамбль домом наместника, Ковнировским корпусом, самой высокой в России Большой колокольней, колокольнями на Ближних и на Дальних пещерах. Таким образом, в середине XVIII ст. сформировался уникальный архитектурный ансамбль Лавры, который в основном сохранился до нашего времени. Киево-Печерская Лавра стала крупнейшим монастырем на всей Руси. На ее территории находится около ста сооружений, 42 из которых являются уникальными. Невзирая на всевозможные исторические потрясения: войны, пожары, землетрясения, Лавра осталась общерусской святыней и оплотом. Типография Лавры оставалась одним из самых мощных киевских издательств, заметное место в искусстве занимала иконописная мастерская. После октября 1917 г. все имущество церковных и религиозных обществ было национализировано, Печерская Лавра, по сути, была ликвидирована, был создан музей. Огромный ущерб архитектурным и историческим ценностям был нанесен в годы Великой Отечественной войны.
В июне 1988 г., в связи с празднованием 1000-летнего юбилея Крещения Киевской Руси и согласно постановлению Совета Министров УССР, новосозданной церковной общине Лавры была передана территория Дальних пещер со всеми наземными строениями и пещерами; в 1990 г. передана территория Ближних пещер. В 2003-2004 годах был восстановлен Свято-Успенский собор, взорванный в годы Великой Отечественной войны. Вблизи Экономических ворот стоит церковь Спаса на Берестове — главный храм бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Он построен в начале XII в. Название храма происходит от названия княжьего села Берестовое, окружённого берестяным лесом. Берестовое с Х в. было резиденцией киевских князей. В Берестове в 1113 г. киевский князь Владимир Мономах написал известный юридический документ «Устав о резах», который отменял холопство за долги и уменьшал налоги за ссуду. Церковь Спаса была родовой княжеской усыпальницей Мономаховичей.
Сегодня архитектурный ансамбль Лавры состоит из трех групп, разных по объему: на относительно ровном плато находится Верхняя лавра, на склоне горы расположились сооружения Ближних пещер, а дальше, на возвышении, — группа зданий Дальних пещер.
Архитектурный комплекс Киево-Печерской Лавры и сегодня производит грандиозное впечатление. В солнечный день, рассказывают наши паломники, отблески многочисленных куполов и звонниц Киево-Печерской Лавры даже слепят глаза. И что особенно тронуло душу наших земляков, что каждый храм, каждый монастырь удивляет своей уникальной красотой и особенным духовным строем. Да и другие соборы, которые им посчастливилось посетить в этой поездке, дышат историей, вобрали в себя мастерство и дух их созидателей: строителей, художников, архитекторов.
Как рассказывают участники поездки, вернулись они духовно обновленными, с хорошим настроением. Хотя ночевать в помещениях, отнюдь не претендующих на «звездность», трястись по далеко не первоклассным дорогам не так уж и легко. А потом еще и расстояния. Но они все претерпели ради ощущения причастности к истории, к высокой нравственности, святости, получения облегчения от своих недугов (ведь в составе группы немало пожилых и инвалидов, и они говорят, что, омывшись в лечебных источниках, почувствовали заметное облегчение (может, не в источниках, а в вере в то, что они помогут — главный секрет?!). Приятно им было узнать, что помощь бедным и больным была важнейшей составляющей монастырской жизни. Примером истинного заступника притесняемых и обиженных был игумен Феодосий, который велел построить при монастыре особый двор для увечных, хромых и слепых и отдавал им десятую часть монастырских доходов. Кстати, такая традиция и сейчас во многих монастырях, которые посещали наши паломники в прежние свои поездки. Их встречали, приглашали к скромной трапезе, давали кров. А их ведь тысячи приезжают и приходят. Правда, и сами паломники помогают в работе на огороде, приготовлении пищи.
Атыраусцы поразились тому, сколько в истории Киево-Печерской Лавры примеров молитвенного подвига и служения людям! Наши земляки рассказывают, что их одолевали сомнения: «Сможем ли мы ощутить те духовные нити, которые связывают нас с трудами и духовным подвигом преподобных Антония и Феодосия, преподобного Сергия Радонежского? Почувствуем ли свет их Веры и Любви к ближнему? Протянем ли руку помощи тому, кто в ней нуждается?». И тут же получали подтверждение, вспоминая, сколь фактов спонсорства и поддержки имеют место быть и в нашем городе сегодня, в наше стремительное время. Да и сами их поездки, собственно, стали возможными благодаря меценатам. Хотелось бы назвать фамилии этих добрых людей, стремящихся помочь людям получить духовную и физическую подпитку, но, как дающие истинно от чистого сердца, они пожелали остаться неназванными.
— Это уже тринадцатая поездка паломников по святым местам, — рассказывает ветеран и, собственно, инициатор посещения святых мест Наталия Агапова. — Мы побывали в уютных, зеленых, красивых городах — Полтаве, Воронеже, Киеве. Посетили несколько монастырей. И каждая обитель дарит незабываемые ощущения от красоты мест, чудесных архитектурных сооружений, царящей здесь особой миротворной, благостной атмосферы. Как начали маршрут от Уральской епархии, так не прекращали восхищаться. Каждый храм по-своему красив, действительно, чувствуется, что вложили люди в их сооружение всю свою душу.
Наши земляки прикоснулись к миру духовности, красоты. И с огромной радостью вернулись домой. Ибо нигде не бывает так хорошо, как дома. Двадцать лет идет наша страна путем свободы и развития. И мы гордимся её достижениями, все возрастающим авторитетом в мире. И тем, что каждый человек вправе иметь свою веру, соблюдать свои традиции, изучать свою культуру. И жить мирно в нашем общем доме.
Подготовила Любовь МОНАСТЫРСКАЯ