Общество

ДУХОВНЫЙ ПУТЬ

В Законе «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», принятом в прошлом году, упоминается, что Республика Казахстан признает историческую роль ислама ханафитского направления в развитии культуры и духовной жизни народа. Какова сегодня роль этого направления в Исламе? Об этом в интервью с Нурали Кайранбаевым, главным специалистом департамента по делам религий Атырауской области.

— Не секрет, что действующие на территории республики многочисленные религиозные течения придерживаются различных мазхабов?

— Все мечети Казахстана, которые подчиняются Духовному управлению мусульман Казахстана, придерживаются мазхаба имама Абу Ханифы и действуют в рамках этой религиозно-правовой школы. Это признак единства, согласия, дружбы, гармонии в нашей стране. Следуя по одной дороге, есть шанс не заблудиться и не потеряться в пути. Тем более, если эта дорога всем известна и по ней прошли многие поколения людей. Также и мазхаб Имама Абу Ханифы, который на протяжении нескольких столетий был причиной мира, тишины и согласия на территории современного Казахстана, и по сей день является гарантом стабильности в нашем государстве.

— Каким образом и по какой причине появились мазхабы?

— Что касается истории мазхабов, то она берет истоки с времен начала распространения ислама. При жизни достопочтенного пророка Мухаммада (с.а.с) религиозные  вопросы решались непосредственно самим пророком. Позже, во времена четырех справедливых халифов на возникшие религиозные вопросы решения выносил специальный совет, который состоял из асхабов (сподвижники Пророка). Со временем границы ислама расширились. Разные народности с разными вероисповеданиями принимали ислам. В тот период, вместе с тем, появилась угроза единству и сплоченности среди мусульман по причине возникших политических групп и религиозных течений, таких как хариджиты, шииты, мутазилиты, джабариты и мурджиты.

Во времена табиинов (последующее поколение асхабов) по причине изменения условий жизни и общества  появились разные точки зрения в вопросах шариата. В конце эпохи табиинов и начала времени ученых-муджтахидов также появлялись разные точки зрения в вопросах иджтихада (выведение правовых норм непосредственно из основ шариата). И вот в такой сложной ситуации простому народу было необходимо придерживаться мнения определенного муджтахида, так как участились случаи вступления в полемику обычного верующего, который не обладал глубокими знаниями в исламских науках. Также для обеспечения порядка, безопасности государства, справедливости в обществе, для равноправия среди граждан необходимо было придерживаться мнения одного ученого-богослова и его мазхаба.

Ученые мусульмане прилагали все усилия для сохранения наследия пророка Мухаммада. Так, например, в период табиинов были образованы специальные научные круги, которые глубоко занимались изучением науки фикх (исламское право). Эти кружки появлялись в каждой стране. Опираясь на Коран и Сунну, они создавали основу закона шариата и его теорию для того, чтобы наука фикх применялась на практике. Из таких школ до нас дошли и сохранились четыре мазхаба: мазхаб имама Абу Ханифы, имама Малика, имама Шафии, имама Ахмада ибн Ханбала. Эти четыре имама являются опорой ислама. Все они были своего и последующего поколения несравнимо богобоязненны, набожны и благочестивы.

Выдающийся исламский ученый имам ан-Навави, живший в середине XIII века, в своей книге «Шарх ал-мухаззаб» о мазхабах этих имамов пишет: «Человек, не являющийся муджтахидом, должен избрать мазхаб, по которому будет следовать. Ни в коем случае он не имеет права следовать за своими страстями, также он не имеет права следовать мазхабу кого-либо из сподвижников, несмотря на то, что те были грамотнее. Причина этого в том, что эти люди не занимались классификацией фикха, установлением его правил и основ, ни у кого из них нет своей, установившейся, правовой школы. После сподвижников пришли имамы, которые пошли их путем и развили законы шариата, они стали решать проблемы до того, как те происходили. Этими великими учеными были имам Абу Ханифа, имам Малик, имам Шафии, имам Ахмад».

Сами же муджтахиды не заявляли: «Я создам мазхаб, следуйте по моему пути, мой путь самый верный». Напротив, однажды имам Абу Ханифа сказал: «Мы считаем этот путь наиболее правильным, но если найдутся более верные мнения, то дорога им открыта». Но это не означает, что у имамов  были сомнения в своих мазхабах. Это показывает нам пример уважения имамов друг к другу, взаимопонимания, толерантности и скромности.

— Расскажите о нашем мазхабе, а именно, о мазхабе имама Абу Ханифы? В чем его особенности, что его отличает от других мазхабов?

— Что касается мазхаба имама Абу Ханифы, то его школа является продолжением труда выдающегося ученого Ибрахима ан-Нахаий из Ирака. Его школа так и называлась «Иракский фикх». Однако в свое время его имя было в тени, а Абу Ханифа стал причиной возрождения учения ан-Нахаий. Таким образом, имам Абу Ханифа и его последователи приложили все усилия для развития этой научной методики фикха, в результате чего до настоящего времени это учение не потеряло свою актуальность. Это наследие доказало свою жизнеспособность, актуальность, соответствие канонам, выработало механизмы практического применения священных текстов.

Еще одна особенность мазхаба Абу Ханифы в том, что он придавал важное значение обычаям и традициям местного населения, которые не противоречили основам шариата. Наряду с этим,  прежде чем буквально понимать религиозные тексты, он придавал значение причинам возникновения этих вопросов. Такая позиция полностью соответствует Корану и сунне Пророка. И это, соответственно, послужило одной из причин принятия ислама другими народностями, и в частности, широкого распространения мазхаба Абу Ханифы.

Сегодня последователи этого мазхаба составляют около половины всего мусульманского населения земли. Он распространен в Турции, Ираке, Сирии, Ливане, Афганистане, Пакистане, Индии, Китае, Албании, Боснии. Большинство мусульман государств Центральной Азии и России также придерживаются этого мазхаба.

— Получается, что за каждым мазхабом стоял один человек?

— Нет, напротив. Например, имам Абу Ханифа не действовал исключительно по собственному усмотрению. Для образования и усовершенствия одной религиозно-правовой школы (т.е. мазхаб) трудились тысячи учеников и последователей этой школы. Из числа наиболее известных его учеников являются Абу Юсуф, Зуфар, Дауд ат-Таи, Асад ибн Амр, Яхия ибн Закарийа и другие. Эти ученые — последователи имама, тоже вносили свой вклад в развитие мазхаба, придерживаясь основных принципов имама.

Также особенность мазхаба имама Абу Ханифы заключается в том, что все его решения принимались на специальном совете, где сам имам и его ученики делились своими мнениями. Этот совет состоял из сорока ученых, который назывался как «академия фикха». В результате дискуссий и глубокого анализа всех мнений участников выносили решение, которое  подтверждали письменно. Разногласия по вопросам права вызывали интересные дискуссии. Со временем сложился этикет разногласий, поддерживающий плюрализм мнений в мусульманской общине. Такой пример совещания берет свое начало от Пророка Мухаммада и его асхабов.

Гульжан ЕЛЕШЕВА,

фото Амангельды

МУТИГУЛЛИНА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button