ДРЕВНЯЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА, ОСТАВШАЯСЯ В ИСТОРИИ ВНУТРЕННЯЯ КОЛОНИЯ
С приходом новой системы управления социально-экономическое и политико-правовое состояние Казахстана в середине XIX века находилось в затруднительном положении. Тот период для Казахстана был ознаменован новым общественно-политическим статусом. После отмены ханской власти, согласно реформам 1822-1824 годов, присутствие России в степи становится очень ощутимым. Однако данные реформы, изменив политический статус Казахстана, в то же время не затронули устоев общества.
Новые законодательные акты предоставили огромные полномочия чингизидам и султанам, освободили их от контроля и системы ограничения, тем самым разъединили их от основной массы населения. С падением авторитета народного судопроизводства была подорвана основа традиционной ханской власти. События XIX века сделали основную часть этнической территории казахов внутренней колонией России.
Несмотря на это, нельзя не отметить три фактора, являющихся предпосылкой для развития правовой системы Казахстана. Казахи испокон веков проживали на обширной территории Евразийского континента. Кочевые и полукочевые общества и объединения переселялись от Востока до Запада, а их пути проходили через евразийскую долину. В процессе великого переселения, а также во время распада и изменения среднеазиатских государственных структур их остальные частицы стали «свободно» населять обширную казахскую землю. Они привнесли свои собственные социально-культурные, демократичные, порядково-правовые традиции и обычаи. В этой необъятной степи военный дух и смутные времена давно исчезли, на их смену пришла мирная жизнь. Захватнические военные походы и нашествия, сохранение этнокультурного круга нашли свое продолжение в самоукрепляющих идеях казахского государства. Разбросанность казахской степи, взаимное разногласие постепенно переходят в мирные идеи, а также единство свободы, мира и языка очень повысило роль правовых положений в стране. Государственные структуры меняли свои образы, особенно тюркоязычные сообщества оставили в качестве наследия свои идеи о «свободе», «вольности» и «справедливости».
Как отметил академик Национальной научной академии Республики Казахстан Салык Зиманов: «Основная движущая сила, опора правовой системы казахского народа — это особая социальная категория «бий». Бий — это человек, который сумел объединить несколько особенностей политическо-правовой жизни и раскрыть его всесторонне. Он — главный проповедник справедливости, судья, умеющий быстро исправить нарушения в образе обычаев и традиций казахского народа; батыр, хорошо владеющий своим языком, как орудием правосудия; «универсальная личность и мастер на все руки», так сформировав понятие казахских биев, показывают, как важно место, которое они занимают в казахской правовой системе.
В десятитомной монографии «Древний мир права казахов» Салык Зиманов отмечает, что «русский исследователь А.Е. Алекторов, который хорошо освоил казахский язык и много работал среди казахов, с упоением описывал суд биев, сохранившийся до ХІХ века; по его словам, бии, сохранив древние традиции и обычаи справедливости суда, осуществляли демократию». Он также говорит о том, что «при рассмотрении судебных дел бии, а также совет старейшин считали своим долгом оспаривать все действия справедливо. После того как они рассмотрели доказательства двух сторон, по справедливому решению они объявляли, что это либо иное решение было выполнено по требованию».
В вышеизложенных источниках можно заметить, что решения по обоюдным высказываниям аксакалов, биев, родоначальников аула во времена казахского ханства были справедливыми и объективными.
По рассуждениям известного казахстанского ученого Н. Усерова, «нормы законов традиции и обычаев казахского народа уходят глубоко в древность. Это — сборник законов, который накапливался не один век, а множество столетий. Законы традиции и обычаев казахского народа появились издревле до формирования государственных структур, постепенно превращаясь в повседневные бытовые законы. Чтобы определить бытие и натуру какого-либо народа, для изучения истории создания и развития необходимо освоить законодательные нормы традиции и обычаев того же народа».
В 20-х годах XIX столетия царизм, добившись значительных успехов в своей политике, направленной на изживание старых патриархальных форм управления Казахстаном, приступил к окончательной ликвидации ханской власти, феодально-родовых съездов, к созданию новых форм управления, связанных «с политикой, направленной на присоединение Казахстана к России и превращение его в колонию».
Политика царской администрации, направленная на постепенную ликвидацию ханской власти, осуществлялась не только путем дискредитации ханской власти, но и постепенным отстранением хана от управления. Явное существенное ограничение ханской власти предусматривались еще в первой половине XVIII века в условиях присоединения Младшего жуза к России. В многочисленных царских грамотах и клятвах казахских ханов указывалось, что они имеют права на свободу, самоопределение ведения внешних сношений, но нужно отметить, что это условие не всегда выполнялись, хотя царское правительство ревностно следило за этим.
В целях реализации своих задач и полного подчинения Казахстана, колониальная Россия одновременно начала ликвидацию остатков политической независимости казахов. Она предположила работать в трех направлениях, чтобы осуществить следующие действия.
1. Увеличив число военных гарнизонов, ускорить строение крепостей, также в целях стабилизации укрепиться казачьими отрядами с военной точки зрения.
2. Для начала создали округа и окружные приказы, в том числе административные управленческие реформы, после этого внесли системы управления, осуществляющие ограничения политических прав казахского народа.
3. Полностью захватили казахскую землю, укрепили в экономическом плане за счет внесения налогообложения и разных монополий (рыболовство, вырубка леса, недропользование).
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В КАЧЕСТВЕ НАЛОГА
Политика натравливания, стимулирующая конфронтации между ханами и султанами, дала свои результаты. И мы видим в дальнейшем ослабление статуса ханов и их прямую зависимость от российского правительства. В последующие годы Российская империя путем силового нажима на ханов ограничивает их действия во внешнеполитической сфере, а вначале XIX века, как известно, в результате административно-правовых реформ ханская власть была ликвидирована сначала в Среднем, а затем и в Младшем жузах.
Такая совокупность действий раскрыла суть колониальной политики царизма в Казахстане. Для выполнения работ в таких направлениях царской империи вначале пришлось искать поддержку среди богатых казахских феодалов в лице местных султанов-баев. Без казахских вельмож колониальная Россия не смогла бы осуществить свои цели. Чтоб привлечь вельмож на свою сторону, Российская империя начала определять султанов и биев на административные места в качестве старшего правителя своей общины. Они были вправе превратить места зимовки и летовки в свою частную собственность, а также передавать их наследникам. К тому же правители и бии были освобождены от налогов, имели право собирать вещественные платежи, другие виды дани в пользу правительства.
В казахской степи решение судьбы человечества принимали султаны-правители в Среднем жузе, в Младшем — правящие султаны. Султанам присваивались к дополнению казачий отряд из двухсот человек, в их обязанности входили охрана султанов, и они служили в качестве местной военной полиции.
Некоторые султаны вообще не задумывались о судьбе казахского народа, в итоге превратились в слепое орудие царской власти. В целях увеличения объема налоговых платежей, установленных царской властью, они отбирали даже малые остатки у бедных. В народе, конечно же, это вызывало недовольство. Многие родовые общества выказывали свое недовольство по поводу взяточничества, писали и заявления. Однако их действия не были удовлетворены. В некоторых районах казахской степи происходили народные восстания против царской власти, а в других — совершались убийства султанов.
После этих случаев для регулирования судебных процессов было введено новое положение. Это новое положение привнесло огромные изменения в системе проведения судебных дел в Младшей орде, также в Средней. Царский военный суд рассматривал все судебные дела, в том числе и предательство, убийство, разбой, грабеж, взятие под арест русских, восстание против правительства. За материальный ущерб в размере двадцати сом серебром и за другие виды преступления в присутствии правящих султанов того же округа казахов судил гражданско-уголовный суд. Итак, издревне созданные суды биев казахской долины начали терять свою компетенцию при рассмотрении всех судебно-правовых проблем, «они под контролем оренбургских местных казахских правителей разбирали судебные дела казахов по своим традиционным обычаям, также применяли им наказание» (по материалам академика С. Сартаева и С. Созакбаева по истории государства и права Казахстана).
Внесение изменений царской России в казахскую судебную систему трансформировало правовую структуру биев. В итоге бии потеряли уважение представителей казахской общины. Одни из них являлись справедливым советчиком народа, другие пристрастились к взяточничеству.
Новая система управления казахской степи, а именно «Указ о сибирских киргизах», настолько изменила порядок, что правительство не смогло сразу внести свою новую систему. До создания окружных приказов в казахской среде проводились предварительные работы. Первичные данные о перестройке всполошили народ, вызвали опасение у людей. После предъявления претензий к этой системе управления казахи сплотились под знаменем Кенесары и гордо сражались за свою честь.
В 1831 году в Младшей орде была создана «дистанционная система» новой масштабной административной реформы. Младшая орда разделилась на тридцать два участка-дистанции. Главу дистанции определяло правительство, а старшин и султанов выбирали из местного начальства. Глава дистанции служил верным контролером и надзором царской власти. Их обязанностью было донесение о каких-либо противоречиях либо недовольстве местного народа властью. Постепенно отбирали плодородные земли тех родовых обществ, которые свободно кочевали от берегов Каспийского и Аральского морей. В эти местности начали ускоренно обустраивать русско-казачьих чиновников.
Царская власть не только отнимала у казахов их земли, но и запретила сенокос, лесорубку. Несмотря на то, что у казахов не было собственных земель, они продолжали платить специальные налоги за ее пользование. В 1837 году царская власть внесла постоянный налог в Младшую орду, который назывался «дань за очаг». Этот сбор взимается с каждого человека в размере 1 сом 50 тиын. Этим сбором занимаются дистанционные главы и начальство аулов. За правильное поступление налогов отвечают султаны-правители.
Если не было возможности платить дань за очаг, правительство забирало у простолюдинов скот, пшено, просо, ячмень и т.д. Налоги в виде имущества оценивались на ярмарке по себестоимости. Для бедного населения было нелегко собирать дань за очаг имуществом. Сборщики дани, правители-султаны, дистанционные правители продавали по розничной цене имущество (скот, просо, т.п.), собранное в качестве налогов, и отдавали царской власти в денежном эквиваленте, а прибыль оставляли себе.
В итоге народ начал возмущаться. Поскольку при сборе дани за очаг не учитывалось социальное положение каждой семьи. И богатый, и бедный платил один и тот же налог. Но, в конце концов, бедным пришлось продавать свои собственные вещи. А некоторые даже отдавали своих детей в рабство и получали хоть какую-то прибыль. За мальчика — 4-5 мешков пшена, за девочку — 3-4 мешка.
ДАЛЕКО ИДУЩИЕ ПЛАНЫ
Итак, колониальная политика царского правительства укрепила процесс феодализации казахского общества. Господствующая группа казахской общины и была орудием в руках колониальной политики.
Казахский народ оказался под гнетом двух видов: с одной стороны, свои же вельможи, с другой, колониальное правительство душило казахскую общину.
Одним из главных направлений реформ 1867-1868 г. г. было создание большой военно-бюрократической машины в Казахстане. Этот аппарат создавался из чиновников, привлекаемый различными льготами: более высокими окладами, двойными прогонами, высокой пенсией при уходе со службы.
Аппарат колониальной администрации, с некоторыми исключениями, формировался из малообразованных людей, главным образом офицеров, состоящих на действительной военной службе, и отставных офицеров, которые рассматривали свою службу как переходящий момент в их жизни и старались быстро разбогатеть за это время.
Одним из направлений реформ 1867-1868 г. г. было стремление царизма превратить Казахстан во внутреннюю провинцию империи и плацдарм для дальнейшего присоединения территории Средней Азии, что достигалось несколькими путями. Во-первых, царизм в конце 50-х — начале 60-х годов усилил координацию деятельности так называемых Оренбургской и Сибирской линий, откуда шло в основном присоединение Средней Азии и Южного Казахстана. Во-вторых, на территорию Казахстана было распространено действие так называемого военно-окружного управления 1864 года, разработанного под руководством военного министра Д.А. Милютина, которое разделило территорию Казахстана на несколько военных округов.
Царская колониальная Россия в целях осуществления своей политики начала превращать такой богатый край, как Казахстан, в свою неотъемлемую часть империи, подняло степень политики по ограничению родного языка, религии казахского народа. Это принесло казахскому народу не только угнетение и бедствие, Казахстан столкнулся с невосполнимой социальной и духовной утратой и проблемой — страну ждали нищета и голод.
СИСТЕМА ВОССТАНОВЛЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ
В заключение хочется сделать вывод. Социально-экономическое и политико-правовое состояние Казахстана во второй половине ХІХ века и в начале ХХ века было в затруднительном положении, позже власть Советов продолжила политику Российского царства, утвердила политику русификации. Декреты и основные правила советской власти основывались на социалистических законах.
С момента получения своей независимости Республика Казахстан заново восстановила историческую взаимосвязь, достигла исторической действительности. В этом направлении было осуществлено немало действий. К работам, выполненным на государственном уровне, можно отнести программы «О языках» и «Культурное наследие». Эти программы восполнили искаженные стороны нашей истории.
М. ГУБАЙДУЛЛИН,
старший преподаватель
Атырауского государственного университета
им. Х. Досмухамедова