Общество

ДОВЕРИЕ НАРОДА — ПРЕЖДЕ ВСЕГО

«Казахстан должен стать одной из самых безопасных и комфортных для проживания людей стран мира».

Из Послания Главы государства
Нурсултана Назарбаева «Казахстанский путь — 2050:
Единая цель, единые интересы, единое будущее»

Одним из приоритетов Стратегии «Казахстан-2050» Глава государства обозначил укрепление правопорядка и поддержание необходимого уровня безопасности наших граждан.

С этой целью реализуется комплексная программа модернизации правоохранительной системы, ежегодно увеличиваются объемы финансирования, укрепляется штатная численность, повышаются зарплаты. Например, по республиканскому бюджету на 2013-2015 годы предусмотрены средства на повышение доплат за специальные звания сотрудникам ОВД в размере 35 млрд. 322,5 млн. тенге.
При этом средний размер денежного довольствия с учетом повышения доплаты за специальное звание с 1 января 2013 года значительно увеличился.
Необходимой техникой оснащаются полиция и внутренние войска. Кроме того, реализуются меры по укреплению материально-технической базы правоохранительных структур. Решены вопросы усиления подразделений специального назначения, повышения их сотрудникам заработной платы, социального пакета. Доплаты за специальные звания и классные чины увеличены до размеров окладов за воинские звания.
Забота государства дает право народу не только надеяться, но и быть уверенным в своей защищенности в повседневной жизни, а также в экстремальных ситуациях.
Надо признаться, что сотрудниками полиции делается многое для этого, но, к сожалению, их результаты ниже ожиданий общества.
Например, во всем мире показатель уровня убийств на 100 тысяч населения является одним из базовых в оценке общего уровня физической безопасности населения. По данным ООН, из 207 государств, вошедших в рейтинг, Казахстан занимает сегодня 96 место с показателем 6,6 убийств на 100 тыс. населения. Соседняя Россия с показателем 10,2 занимает 72 строчку.
Согласно же отчету (Всемирного экономического форума) о глобальной конкурентоспособности за 2012 год, по показателю «надежность полицейских услуг» у нас также 96 место.
В соответствии с госпрограммой дальнейшей модернизации правоохранительной системы, наша страна по этому показателю к 20-му году должна занять не ниже 56 места, а доверие граждан к правоохранительным органам должно достигнуть 60%.
Но, если судить по результатам электронного голосования на портале Комитета правовой статистики, где работой полицейских удовлетворены пока только 10% граждан (не удовлетворены 77% (1601), воздержалось 13% (281), то работы у нас впереди — непочатый край.
Главное звено — это профилактическая работа, в которой особая роль отведена участковым инспекторам полиции. Однако, согласно результатам проведенного в столице в январе 2014 года анкетирования, в котором приняло участие более 3,5 тыс. респондентов, 70% из них не знают своего участкового инспектора, столько же ответили, что сходы населения не проводились, а 80% отметили, что не принимали участия в назначении своего участкового инспектора. Реальная жизнь участковых инспекторов разительно отличается от теории: они занимаются всем и вся, чем можно и чем нельзя потому что все им начальники, и все от них чего-то требуют. А ведь каждый сотрудник должен заниматься только своим делом.
Одной из основных причин снижения раскрываемости преступлений является отсутствие должной работы оперативных подразделений по раскрытию уже совершенных преступлений. Оперативные сотрудники не связаны неразрывной нитью со следователями и занимаются только своими внутренними показателями (заведение различных дел оперативного учета и т.д.). Формально они как бы в одной связке, но в голове у каждого из них свои инструкции и свои проценты, а они, как известно, всегда на первом месте.
На мой взгляд, необходимо переориентировать работу оперативных служб, направив ее на раскрытие уже совершенных, и в первую очередь тяжких и особо тяжких преступлений в тесном взаимодействии и под руководством следователей. Это требование и Указа Президента от 2010 года о слиянии двух этих служб. Его ведь никто не отменял, оно лишь приостановлено до принятия нового УПК.
Первый шаг мы сделали, потребовав полную регистрацию всех преступлений. Люди это уже ощутили. Следующим шагом должен стать отказ от последних и закостенелых наследий «палочной» системы в виде всяких процентов. Людям нужны конкретные дела, а не проценты. Надо избавить от них полицию. И тогда оперативные сотрудники будут нацелены не на гонку за процентами, а на реальную защиту пострадавших от преступления людей.
По официальной статистике, в Казахстане раскрываемость правонарушений возросла почти на 80%. Это касается особо тяжких преступлений — убийств, которых за последние 9 месяцев в республике было зарегистрировано 846. Ряд громких дел был раскрыт по горячим следам, и обвиняемые уже предстали перед судом.
В целях модернизации правоохранительной системы проводится и большая законотворческая работа. В данный момент Мажилис принял в работу проекты четырех кодексов. Предстоит большая и сложная работа, так как предлагаются принципиальные и кардинальные изменения.
22.01.2014 года Мажилис Парламента РК на пленарном заседании во втором чтении принял Закон «Об органах внутренних дел Республики», который среди обсуждаемых правовых актов вызвал наибольший общественный интерес.
Это особенно актуально, так как действующий Закон «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», принятый в 1995 году, работает уже 17 лет.
В ходе рассмотрения законопроекты были кардинально переработаны.
Например, применять оружие без предупреждения казахстанские полицейские в рамках нового законопроекта «Об органах внутренних дел» не смогут. Эта предлагаемая норма вызвала неоднозначную реакцию общества. Высказывались опасения, что, если стражи порядка будут применять оружие без предупреждения, то они создадут опасность для рядовых граждан.
Полицейские Казахстана получат дополнительные социальные гарантии. Законопроект дополнен специальной 6-ой главой о социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел и их семей. Со стороны Правительства данные предложения были поддержаны. В частности, сотрудникам ОВД предоставляются следующие социальные гарантии: это выплата денежных компенсаций для целевого арендного жилья ряду сотрудников криминальной полиции, следственной и оперативно-криминалистической деятельности. Также, если полицейские в связи со служебной деятельностью меняют место работы, то им выплачиваются пособия, покрываются затраты по транспортировке мебели и имущества.
Конечно, нельзя ожидать, что нововведения сразу дадут положительные результаты и встретят исключительно позитивную реакцию.
К примеру, с 1 ноября 2013 года в стране объединили дорожную полицию и патрульно-постовую службу. Теперь бороться с уличной преступностью и наказывать нарушителей Правил дорожного движения будет единый сотрудник ДВД — универсальный полицейский. Главная задача нововведения — исключить дублирование нарядов, сделать их более мобильными, оперативными, увеличить раскрываемость преступлений по «горячим следам» и, конечно же, снизить коррупцию. Не секрет, что сегодня контроль над соблюдением ПДД — процесс практически автоматический. Например, с помощью фотофиксаторов (они установлены в областях более пяти лет назад) только за превышение скоростного режима выявлено более 18 тысяч правонарушений. Общая сумма взысканных штрафов составила более 366 миллионов тенге. Если к этой цифре добавить правонарушения, выявляемые камерами Центра оперативного управления, а их более 16 тысяч, и камерами по методу «Безопасный двор» — это около 5 тысяч, то получается, что около 90% всех правонарушений выявляются без участия полицейских.
К сожалению, факты недоверия со стороны населения, коррупция, непрофессионализм продолжают иметь место.
Известно, что появление так называемого «универсального полицейского» уже на начальном этапе вызывало негативные оценки общественности и экспертов. Они опасались, что такое объединение повлечет за собой еще больший рост коррупции и хаос в работе правоохранительных органов.
Например, была надежда, что лихачей на улицах поубавится. В социальных сетях даже появились оптимистичные посты о том, что наконец-то в Казахстане полиция стала многофункциональной. Но спустя две недели у людей заметно поубавилось оптимизма, а в их высказываниях стало все чаще звучать недовольство.
Любопытна реакция и самих сотрудников полиции на первые три недели после структурной реорганизации МВД. Так, многие из них до сих пор не могут понять, зачем нужно было создавать новую службу «универсалов», считая, что каждый должен заниматься своим делом.
Немало тех, кто считает, что объединение ДПС и ППС было преждевременным, потому что вначале надо было подготовить профессионалов, которые знают все нюансы новой службы.
В связи с вышеизложенным, правоохранительными органами проводится глубокий предметный анализ первых итогов деятельности «универсальных» полицейских.
Надо заметить, что деятельность универсальных полицейских постоянно совершенствуется, исходя из необходимости. Так, например, 14 ноября МВД Казахстана внесло уточнение, согласно которому, дорожно-патрульной полиции все же разрешено использовать запрещенные сначала жезлы без ограничений, особенно на месте дорожно-транспортных и чрезвычайных происшествий, а также на загородных трассах. При этом полицейские должны включить маячки и дать команду остановиться. Стоять на дороге с жезлом категорически запрещено. Патрульные машины должны ездить по городу, чтобы фиксировать нарушения, а не стоять на определенных точках.
Важная деталь заключается в том, что на всех автомашинах полицейских будут установлены системы GPS — во избежание несанкционированного несения службы. Уже сейчас 50 процентов автотранспорта МВД закупает с системой видеофиксации. А в скором времени весь автопарк ведомства будет снабжен «всевидящим оком», фиксирующим поведение как граждан, так и самих полицейских. В этом году в республиканском бюджете заложили 250 миллионов тенге на покупку GPS-систем.
Еще одно новшество МВД порадует автовладельцев: разработан новый приказ о несении службы полицейскими, согласно которому они не имеют права без причины останавливать транспорт. Поднять жезл полицейский вправе только при нарушении ПДД, специальных отработках «Правопорядок» и на особых участках, где автовладелец совершил административное правонарушение.
По данным МВД, только за первый месяц работы строевых подразделений дорожно-патрульной полиции отмечены положительные результаты по раскрытию преступлений «по горячим следам» и сокращению времени обслуживания вызовов.
В результате принятых организационных мер и увеличения плотности нарядов полиции на дорогах страны за ноябрь 2013 года достигнуто снижение погибших людей в ДТП на 19,5% (с 282 до 227) по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.
Следует отметить, что реорганизация административной полиции путем присоединения дорожной полиции не повлекла за собой увеличения численности личного состава ведомства и увеличения административных расходов. На сегодняшний день по республике штатная численность строевых подразделений дорожно-патрульной полиции составляет около 12 тыс. единиц.
При этом за счет оптимизации из городов и населенных пунктов на загородные трассы для обеспечения дорожной безопасности дополнительно направлены свыше 500 полицейских. Между тем, с 1 ноября — момента создания универсалов — на 29% уменьшилось число преступлений, совершенных в общественных местах, в том числе на 41%, совершенных на улицах. Уже эти данные свидетельствуют больше в пользу нововведения. Таким образом, первые итоги больше обнадеживают, чем разочаровывают.

Еркин ШПАНОВ,
депутат Мажилиса
Парламента РК

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button