«Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий»
Андрей Дементьев
В сентябре исполнилось бы 80 лет известному педагогу Галимжану Бисеновичу Суюнбаеву. Невозможно представить его в этом преклонном возрасте. В памяти он остался молодым, сияющим, улыбчивым. Вот уже 20 лет его нет с нами. Яркий образ скромного человека отгоняет печаль, оставляя место светлой грусти.
«Учитель! перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!» – так мне хочется воскликнуть каждый раз, когда передо мной встает светлый образ моего любимого учителя физики Галимжана Бисеновича Суюнбаева. Я училась в школе им. Калинина, он преподавал физику в нашей школе.
…Он вошел в наш класс – приветливый, с доброй улыбкой, и к нему сразу потянулись наши детские сердца. Предмет физики, казалось, стал еще интереснее: так увлекательно объяснял он нам новую тему. Рассказывал просто, доходчиво, о сложном – доступным языком. Мы полюбили его. И полюбили физику! Но это, наверное, случилось после того, как он сам сразу полюбил нас. По-доброму относился к нам, вдохновлял нас, развивал интерес к предмету. Нет, он не был добреньким. Это был человек широкой души – мы это сразу поняли.
Пролетели школьные годы, но мы частенько встречались с моим любимым учителем на моей родной улице, он торопливо шагал после уроков из школы мне навстречу и непременно останавливался, живо расспрашивал о моих одноклассниках, интересовался, как у кого сложилась жизнь. Все его интересовало, все волновало.
Редкие человеческие качества характера заставляют вспоминать его со светлой улыбкой.
«Как быстро и грозно вертится Земля!
И школьные старятся учителя!»
Но Галимжан Бисенович оставался на редкость по-юношески подтянутым, легким на подъем, открытым, веселым. Думаю, это от того, что он, будучи человеком высоконравственным, не страдал такими пороками, как зависть, ложь, злословье, не терпел сплетен, не был высокомерен.
Он был богат добротой, у него были умное сердце и большая душа.
Мы встретились еще раз в исторический момент, когда он был назначен директором впервые открывшейся в нашем городе специализированной технической гимназии, увиделись в школе №17, где и разместилось возглавляемое им новое учебное заведение, но об этой его роли лучше скажут работавшие рядом с ним педагоги, знавшие его в то время лично и высоко ценящие его как Личность.
Известный педагог, Почетный работник образования, отличник просвещения Казахстана Виктор Александрович Рассухин:
– Наша школа №17 имела тогда самое большое здание, и в ней, в боковом крыле, размещалась вечерняя школа, и это крыло отдали вновь открывшейся школе. Галимжан Бисенович стал ее первым директором. Все организационные вопросы он решал собственноручно, руководил ремонтом помещения, вникал во все и вся, это он поставил школу на ноги. Он стоял у истоков школы, начав с нуля, вплотную занимаясь ремонтом и приобретая оборудование для кабинетов, ведь были голые стены вокруг! Мы работали в одном здании, и все происходило на моих глазах. Активно шла подготовка к новому учебному году, и первое, что стояло на повестке дня, это были, конечно, кадры. Вообще, когда человек начинает новое дело, он ведь все начинает на пустом месте. Так и у него было. И, знаете, у него было особое чутье на кадры. Он сам был трудоголиком и сумел подобрать таких же трудолюбивых учителей. И команда его сложилась хорошая. А ведь это был совершенно новый коллектив! И еще. Не особо много у нас примеров, когда директора сами ведут урок. А он был грамотным, толковым, хорошим предметником, настоящим физиком. Все физики города с уважением отзываются о нем за его профессионализм, глубокие знания, эрудицию, кругозор. Я был на его великолепных уроках, когда он проводил интереснейшие лабораторные работы. На своих уроках он успешно использовал метод В.Ф. Шаталова по применению опорных схем, и все эти пособия он рисовал сам. Это уже позже появились сделанные типографским способом. Предмет свой отлично знал и любил, выкладывался на уроках полностью.
Он был предан своему делу. У него был отличный контакт с детьми. Он каждого из них знал в лицо, по имени, фамилии. Уважительно относился к каждому ребенку, еще он способен был разглядеть потенциал ученика. А ведь он мог спокойно сидеть в директорском кабинете, не растрачивая свои силы! Это был такой человек, что хватало на все и на всех.
С гордостью рассказывал всегда про своих учеников, про их успехи. И таким счастливым казался тогда! Все-таки авторитет директора школы определяется тем, каков ты как учитель. И здесь он был на высоте! Галимжан Бисенович – образец настоящего учителя, истинного педагога.
Рассказывает Тамара Анатольевна Каражигитова, доктор педагогических наук, профессор кафедры математики АГУ им. Х. Досмухамедова, академик АПНК (Академия педагогических наук Казахстана), первый завуч технической гимназии, отличник образования РК, обладатель нагрудных знаков «За вклад в развитие науки Республики Казахстан», «Ы. Алтынсарин»:
– Многим из нас судьба преподносит встречи с удивительными людьми, которые меняют наше восприятие мира, нашу жизнь. Таким человеком стал для многих учителей, детей и для меня в том числе Галимжан Бисенович Суюнбаев. Вспоминаю нашу первую встречу. Работала в средней школе №16 завучем и вела первый в городе углубленный класс по математике. Меня вызывают в гороно, и Д.Д. Шоханаева вместе с Г.Б. Суюнбаевым предлагают перейти завучем во вновь открываемую школу с углубленным изучением математики и английского языка. Больше всего меня удивил Галимжан Бисенович, который должен был бы меня уговаривать, а на самом деле рассказывал, какая это будет трудная работа. До этого мы с ним друг друга не знали. Переходить никуда я не собиралась, тем более что меня выбрал завучем коллектив 16-й школы. Тогда он на прощание сказал слова, которые сыграли главную роль в принятии моего решения: «Помогите нам, пожалуйста». В августе 1991 года мы за неделю собрали коллектив из лучших учителей города. Название для школы придумал Галимжан Бисенович: СТГА – специализированная техническая гимназия с углубленным изучением английского языка. Такая школа тогда была единственная в нашей стране. Работали с большим энтузиазмом. Делали все, чтобы мы могли гордиться школой и своими учениками. Душой коллектива был Галимжан Бисенович. Рядом с ним пришло понимание того, что можно управлять школой без крика, нервов и «репрессивных мер». Он окружал вниманием и учеников, и учителей. Знал каждого ребенка и его родителей. Утром встречал ребят на пороге школы. Первоклашки были в восторге, директор здоровался с ними за руку. Наши линейки с ностальгией вспоминают первые ученики. Директор брал гитару, и все от души пели песни. Начинали неизменно: «…как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Он любил музыку и приобщал к ней ребят. Часто, когда мы уходили последними из школы, пока я возилась с бумагами, он садился за пианино, которое стояло в фойе, и играл классические произведения.
Друзья В. Хан, И. Иваньян, А. Султашев и А. Каражигитов вспоминают: «Галимжан Бисенович заразил нас игрой в шахматы. После уроков учил играть на гитаре».
Семья Вишениных из Москвы делится своими воспоминаниями: «Наш сын входил в состав первого выпуска технической гимназии. Физика была любимым предметом, и сейчас знания помогают в профессии. Хорошо играет на гитаре, этому тоже научил Галимжан Бисенович. И мы с женой учились у Галимжана Бисеновича в 77-й школе. Такие теплые воспоминания о нашем замечательном директоре! Это действительно Учитель. Он своим отношением к людям и жизни развивал в нас лучшие качества».
В гимназии была своя уникальная атмосфера творчества, жажды знаний и культуры общения, как раз то, что определяет уникальность каждой школы. Качество знаний было наивысшим. Ученики занимали все призовые места на областных олимпиадах по английскому и математике. На экзаменах по математике присутствовали преподаватели педагогического института. Из 21 выпускника 19 сдали его на «отлично», и двое сразу без экзаменов были зачислены на физмат по их заявлению.
Было в нем еще одно редкое качество: он никогда, ни разу не сказал о человеке плохо. При этом очень хорошо разбирался в людях. Благодаря тому, что Галимжан Бисенович вместе с Рахымжаном Шакибалиевичем буквально заставили меня заниматься наукой, я защитила докторскую диссертацию, успешно занимаюсь научной деятельностью и продолжаю заниматься своим любимым делом – учу детей. Сейчас уже я старше Галимжана Бисеновича, но все самые важные решения принимаю, спрашивая себя: «А как бы поступил он в этой ситуации?».
Да, действительно:
«…И сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из наших ученических побед».
Как верно сказано Поэтом!
Достойная жизнь. Имя, которое каждый его ученик произносит, уверена, с благоговением. Согласитесь, не всегда такое бывает. Значит по всему – Галимжан Бисенович счастливый человек! По-настоящему, искренне уважаемый учениками, коллегами, да всеми, кто знал его – скромного человека, не терпящего суеты вокруг своей персоны. Но именно за это его и уважают все. Именно потому он достиг неподдельного авторитета. Не стремился к наградам, карьере, но вот она, его награда: настоящее уважение и любовь народа. Он и есть народный учитель. Так я думаю.
Сегодня его ученики посвящают ему свои рассказы, стихи, пишут воспоминания. Не у всех, не у всех такая учительская судьба, когда ученики чуть ли не со слезами на глазах вспоминают своего учителя. О нем, считаю, можно сказать и словами В.А. Сухомлинского: «Все, что мы называем воспитанием, есть великое творчество повторения себя в человеке». Ведь Галимжан Бисенович не просто преподавал предмет, он всем своим обликом, внешним видом, поведением, отношением к своим ученикам, к людям знакомым и незнакомым давал уроки воспитания. Знал ли он об этом? Не думал, не подозревал, но мы, его ученики, никогда его не забудем. Он был и остается для нас образцом настоящего учителя, образцового педагога. Годы не властны над памятью. Он жив в наших сердцах.
Дорогой наш учитель…
Регина ВАЛИШЕВА