Общество

АНК — ИНСТИТУТ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО КАЗАХСТАНА

В этом году исполняется 20 лет с момента антиципации (предвосхищения) Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым концептуальной идеи о создании принципиально нового политического института — Ассамблеи народа Казахстана. Де-юре казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия Нурсултана Назарбаева — АНК — была создана Указом Президента 1 марта 1995 года. За истекшие 17 лет с момента образования Ассамблея от консультативно-совещательного органа при Президенте реформировалась в полноценный политический институт модернизирующегося казахстанского общества. Свидетельством этому является Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана от 20 октября 2000 года. В нем концептуально изложено, что «целью Ассамблеи является обеспечение межэтнического согласия в Республике Казахстан в процессе формирования казахстанской гражданской идентичности и конкурентоспособности нации на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовной общности народа Казахстана при консолидирующей роли казахского народа». А в перечне приоритетных основных задач Ассамблеи на первом месте стоит «обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений, создание благоприятных условий для дальнейшего укрепления межэтнического согласия и толерантности в обществе». В контексте вышеуказанного положения мы видим, что в законодательном акте об АНК заложен принцип толерантности. Толерантность в современной интерпретации означает не просто терпимость как раньше, лояльное отношение к чему-либо, стоящему на другой позиции, отличающегося концептуально, но имеющего общие точки соприкосновения, к которым должны прийти обе стороны.

О толерантности, как об одном из основных институтов АНК, свидетельствуют следующие принципы ее деятельности «в равенстве прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений или по любым иным обстоятельствам».

Среди пяти основных принципов государственной, национальной политики Республики Казахстан, в разработке которой принимала участие и Ассамблея, особо следует выделить принцип «Толерантность и ответственность». Подтверждением тому, что этот принцип действует на благо всего общества, служит следующее высказывание бывшего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана: «Казахстан может служить примером государства, в котором мирно сосуществуют различные этносы и где в этническом разнообразии видят благословение, а не бич». Несомненный авторитет Ассамблее в мировом сообществе придает тот факт, что с момента основания ее бессменным председателем является Президент Нурсултан Назарбаев. Ведущий мировой политик Маргарет Тэтчер, также высоко оценивая результаты политики толерантности в республике, пишет: «С момента обретения независимости Ваша дальновидная политика вывела страну на путь, ведущий к свободе. Пессимисты, должно быть, думали, что этническое и религиозное многообразие Вашей страны послужит причиной для распрей и ослабит Казахстан. Однако все вышло наоборот, Казахстан процветает благодаря своему многообразию, он стал сильнее благодаря богатству своих разнообразных традиций и вероисповедования. Вы служите примером для многих».

Главная цель Ассамблеи — содействие в реализации Доктрины национального единства, которая лежит в основе государственной национальной политики. Как отмечается в Доктрине, национальное единство Казахстана, «мудрость и толерантность народа послужили объединяющим началом для консолидации всех граждан нового государства, вне зависимости от этнического происхождения, социальной, религиозной или иной принадлежности». Толерантность народа Казахстана, это «единство в многообразии», стала нашим общим достижением, а согласие между этносами — нашим главным достижением, говорится в Доктрине. Как любой программный документ, Доктрина основывается на принципах, которых здесь три. Первый основной принцип — осознание общности судьбы каждого гражданина и его Родины — Республики Казахстан. Второй основной принцип — это равенство возможностей для всех граждан, независимо от этнического или иного происхождения, вероисповедания и социального положения. Третьим основным принципом национального единства является укрепление и развитие Духа нации, как объединяющего и укрепляющего начала. Все три принципа основаны на идее национального единства. А в новых исторических условиях, когда перед казахским народом лежит пассионарная миссия стать консолидирующим центром объединения нации. Ассамблея, созданная и возглавляемая Президентом, не только представительный орган демократии, объединяющий этнокультурное сообщество в единый народ Казахстана, но и институт толерантности, который при помощи интеграции сохраняет и развивает этнокультуру, языки и традиции народа Казахстана. Главная задача любого общества — сохранение социального равновесия, недопущение экономических, политических конфликтов и кризисов в той или иной форме. Как отмечал Нурсултан Назарбаев: «Сегодня враждуют между собой не религии, а люди и государства». В XXI веке в условиях глобализации и затянувшегося экономического кризиса в мировом сообществе насчитывается более одного миллиарда безработных, из них более четверти — получившие образование. В связи с усилением безработицы и снижением социальных гарантий в современном мировом обществе нарастает кризис духовных ценностей, гуманизма и особенно среди молодежи. Как следствие, появляются, с одной стороны, взгляды, основанные на стремлении разбогатеть любым путем, осквернение религиозных культов и обрядов, а с другой — усиление религиозного экстремизма, перерастающего в ряде случаев в терроризм. Религия, как область духовной жизни общества, практически всегда являлась препятствием перед бездуховностью и алчностью, а в ряде случаев кладезем народной мудрости традиций и обрядов. В связи с этим, отмечая роль религии в современных условиях, Нурсултан Назарбаев на Астанинском экономическом форуме предложил эффективную модель международных отношений, назвав ее «G-GLOBAL — ВЕЛИКИЙ МИР». Она предполагает, что это будет «процветающая глобальная экономика, надежно защищенная от кризисов с эффективной мировой валютой, справедливой системой торговли и сотрудничества. Это мир, где высокие технологии служат во имя счастья и благополучия всех людей. Это мир справедливости и доверия между народами и государствами, с прочными основами региональной и глобальной безопасности. Это толерантное общество, где все проблемы решаются на основе согласия и уважения. Это наша планета, навсегда избавленная от угрозы ядерного уничтожения, свободная от оружия массового поражения. Казахстан одним из первых государств после развала Союза отказался от ядерного оружия, проявив тем самым толерантность и доверие по отношению к другим ядерным державам. По мнению многих видных политиков предложенная Нурсултаном Назарбаевым идея и форма G-GLOBAL для глобального международного сотрудничества и толерантности является ярким воплощением казахстанского видения мира и согласия на планете. «Мы создали собственную модель межэтнического согласия, — заявил Президент. — Поэтому в нашем обществе уже более 20 лет идет процесс духовного ренессанса». Сегодня, когда в геометрической прогрессии возрастает количество конфликтов на национальной и религиозной почве, необходимо, чтобы любое общество имело право на защиту от терроризма, фанатизма, проявляющегося в различных формах. Только на пути диалога и проявления толерантности, как института социализации в любом обществе, различные этносы и культуры смогут достичь мира и взаимопонимания. По мнению главного раввина Израиля Шолом Амара: «Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев создал «новую ООН», объединившую не только народы, но и религии, культуры и общества с различными идеологиями и мировоззрением, видящую построение мира через диалог». В этом плане огромную позитивную роль и пример для других стран и мирового сообщества играет созданный по инициативе Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева уникальный институт межкультурного и национального согласия — Ассамблея народа Казахстана, в основе деятельности которой лежит институт толерантности. Наша сила — в согласии и единстве на пути к общей цели — процветанию Казахстана. И главную роль в республике и, мне кажется, на международном уровне в отношениях между народами и государствами должен стать институт толерантности. В современной трактовке это не просто терпимость к людям иной точки зрения, мышления, а полноценный институт социализации. Дальнейшее развитие Казахстана как современного государства с высокими стандартами качества жизни возможно лишь при условии активизации человеческого потенциала предприимчивости граждан, дальнейшего становления гражданского общества. В Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы, утвержденной в 2006 году Указом Президента, четко определены основные направления развития институтов гражданского общества и возможности реализации гражданских инициатив. В ней определены цель и задача гражданского общества, а также его структурные составляющие элементы. «К институтам гражданского общества относятся политические партии, местные сообщества, профессиональные союзы, религиозные объединения, творческие, общественные и научные союзы и объединения, средства массовой информации, а также неправительственные организации, реализующие широкий спектр услуг для общества, осуществляющие различные виды деятельности, созданные в виде негосударственных фондов, некоммерческих учреждений, союзов (ассоциаций) юридических лиц, других организаций и инициативных групп в целях решения общественно-полезных задач».

В нашем случае под определение АНК как института гражданского общества подходит следующая формулировка, данная в Концепции: «Национально-культурное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации, в целях самостоятельного решения вопросов сохранения своей этнической самобытности, развития языка, образования и культуры». Так как в условиях демократии институты гражданского общества и государства функционируют как различные, взаимозависимые и взаимосвязанные элементы в одной системе, то Ассамблея народа Казахстана представляет собой своеобразный симбиоз государства и гражданского общества, в основе деятельности которого лежит принцип толерантности. Ассамблея, в конечном итоге, должна стать генерирующим фактором становления и укрепления гражданского общества высокого уровня развития. Как было отмечено на Гражданском форуме по вопросам толерантности в Центральной Азии (Астана, 2011 год), казахстанская политика толерантности включает в себя как внутреннее, так и внешнее измерение. И, как следствие, политика толерантности Казахстана является свободной от двойных стандартов. Если западная модель толерантности основана на нормативно-правовом регулировании межэтнических отношений, то казахстанская — на доверии, взаимопонимании, солидарной ответственности и диалоге. Сегодня Асамблея народа Казахстана насчитывает свыше 820 этнокультурных объединений. Все они, сохраняя и развивая культурную, языковую самостоятельность и самобытность, способствуют тем самым институализации, толерантности в обществе и государстве, подавая пример для мирового сообщества. Другим проявлением демократизации и толерантности являются прошедшие недавно в области выборы сельских и аульных акимов. Все эти факты свидетельствуют о становлении и развитии гражданского общества в Казахстане. Возникновение и развитие Ассамблеи в центре и на местах должно войти в новейшую историю Казахстана как свидетельство становления казахстанской демократии. Безусловно, большую лепту в ее развитие внесли областные филиалы Ассамблеи и ее научно- экспертные советы. Первая заведующая секретариатом АНК в Атырауской области Жаннат Асабаева и первые депутаты от Ассамблеи в Парламент должны быть отмечены в истории Ассамблеи. Тем более что прецедент уже есть — при Евразийском университете имени Л. Гумилева уже создана кафедра Ассамблеи народа Казахстана и планируется создание кафедры толерантности.

 

Карим УТЕЛЬБАЕВ,

профессор

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button