«АЛАШ»- ГОРДОСТЬ СВОБОДНОГО НАРОДА
Осмысление проблем истории Казахстана первых двух десятилетий XX века является одним из актуальнейших, сложнейших и во многом противоречивых вопросов современной исторической науки. Начало прошлого века в истории казахов занимает особое место. Широкое рассмотрение вопросов истории народа тесно связано с элитой, сформировавшейся в конце ХIХ-начале XX веков, интеллигенцией, представляющей собой «неоднородный пласт» как по происхождению, так и по взглядам на пути развития казахского народа.
Стремление царизма подавить все зачатки казахской самобытности, прослеживающееся на протяжении всех лет с момента воссоединения Казахского ханства с Российской империей, попытки искусственной замены культуры, идеологии, традиций приводят к большому упадку духа казахского народа. К тому же предпринимаются различные пути колонизации степняков: казачья экспансия, переселение крестьян. Одной из главных целей колониальной политики было стремление расколоть общество на разрозненные группы. Но казахская интеллигенция, получившая блестящее образование и понимающая все тягостные последствия политики, проводимой в степи царизмом, стремится к освобождению и активно включается в борьбу с несправедливостью данной политики. Особенно выделяется плеяда таких ярких личностей, как Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Халел Досмухамедов, Магжан Жумабаев, Мухамеджан Тынышпаев.
Алихан Нурмухамедович Букейханов родился в 1866 году в одном из аулов Токраунской волости Каркаралинского уезда Карагандинской области. Он — выходец из знатной (султанской) семьи. Окончил Омское техническое училище. Затем поступил в Императорский Лесной Институт в Санкт-Петербурге на экономический факультет, окончил его в 1894 году. Ученый, преподаватель, журналист, этнограф, публицист и социолог, на долю которого выпала тяжелая и сложная историческая миссия — быть главой первой казахской автономии — «Алаш-Орды». Он относил себя к «западническому направлению» общественного движения казахской интеллигенции, которые видели будущее казахской степи в сознательном претворении и усвоении западной культуры в широком смысле этого слова.
Не представляется возможным в одной статье охватить многогранную деятельность этого выдающегося человека. В попытке проследить хронологическую последовательность становления политических, научных и других воззрений Алихана Букейханова надо обратиться к истории.
В 1903 году в Петербурге вышел 18-й том собрания под названием «Россия. Полное географическое описание нашего края». Одним из авторов этого тома, посвященного Казахстану, был Букейханов, написавший раздел «Распределение населения киргизского (т.е. казахского) края по территории, его этнографический состав, быт и культура». В этом разделе он дал общую характеристику культуры казахского народа, привлекая материалы «народной литературы», остановившись в особенности на анализе поэмы «Козы-Корпеш и Баян Сулу». Он особенно выделяет Абая, высоко оценивая его как «представителя нового течения» в казахской поэзии. Букейханов и позже в своих публикациях представлял Абая русскому читателю, и это не случайно, так как поколение интеллигентов-казахов начала XX века, боровшихся за государственное самоопределение казахского народа, подчеркивало свое идейное родство с Абаем, стремилось широко освоить культурное наследие прошлого как стимул к пробуждению и развитию национального самосознания.
Обучаясь в Омске и Санкт-Петербурге, Алихан Букейханов близко сошелся с представителями европейской интеллигенции. В числе его друзей были такие крупные ученые, как Г.Потанин, академики Ф.Щербина, С.Швецов, Бартольд и Радлов. А когда Букейханов был избран в Государственную думу, он сотрудничал с Керенским, Шульгиным, Чхеидзе, состоял в дружеских отношениях с Милюковым.
Еще будучи студентом, Алихан Букейханов, наряду с блестящим освоением основных предметов, изучает западную философию, русскую литературу и юриспруденцию. Он перевел на казахский язык и дал комментарии к философским выкладкам Льва Толстого, которого он называл «последним из пророков», а также состоял в переписке с В.Короленко.
Букейханов принимал участие в экспедиции Ф.А.Щербина, которая в 1904 году исследовала особенности природы и экономики северо-восточных и центральных областей Казахстана и Сибири и подготовила материалы к широкому переселению русских крестьян на земли казахов.
В 1905 году он вступил в конституционно-демократическую партию, провел собрание в Уральске и Семипалатинске с целью организации казахского отделения партии кадетов. В 1905 году участвовал в Каркаралинском движении протеста против притеснений царизма, организовал подписи под петицией 14500 человек. Его авторитет растет. И уже в этом году Букейханов был избран депутатом в Первую Государственную Российскую думу по Семипалатинскому округу, участвовал в составлении документа, названного Выборгским манифестом, осуждающим роспуск царской Думы. За активную деятельность против колониальной политики царского самодержавия Алихан Букейханов сидел в тюрьмах Семипалатинска и Павлодара.
В 1907 году выходит царский манифест, «дарующий» народам России относительную политическую свободу. Это событие в России внесло свои коррективы и в деятельность казахской интеллигенции, она энергично берется за создание своих печатных изданий. Так первым изданием становится журнал «Айкап», который печатался на казахском языке (на основе арабской графики). Данное издание освещало все стороны жизни казахского народа. Авторы, собравшиеся вокруг журнала, представляли прогрессивную казахскую интеллигенцию. Важное место на страницах журнала занимало обсуждение аграрного вопроса, авторы пытались донести до сознания рядовых членов казахского общества те законы, на основании которых отчуждались исконно казахские земли, разъясняя при этом цели и планы царизма, предупреждая о том, что отчуждение излишков — только начало жесткой политики российской империи. Алихан Букейханов еще работал в кадетских газетах «Иртыш», «Омич», «Голос» в качестве редактора.
После роспуска Первой Государственной Думы, лишенный возможности привлечь внимание к проблемам казахского народа, он пытается сделать это через российскую печать. В «Сибирских вопросах» появляются его статьи «Переселенческие наделы в Акмолинской области», «Русские поселения в глубине Степного края», «Отчуждение киргизских орошаемых пашен», которые убедительно доказывают, что традиционная форма хозяйствования казахов — кочевое скотоводство — не прихоть казахов, не дань «природной лени», а единственная возможность выжить в условиях сурового и засушливого климата. Также Букейханов раскрывает факты искажений результатов обследования хозяйств о невозможности обработки земли обычными экстенсивными методами, убеждает, что переселение — бедствие не только для казахов, лишившихся пастбищ, зимовок, водопоев, но и для самих переселенцев. Алихан Букейханов разоблачил лживые призывы царского правительства «облагородить степь» как не имеющие оснований и несущие только бедствие народам степи.
В 1905-1913 годы его политические взгляды окончательно оформились и получили отражение в русской периодике, он публикует ряд научных статей в «Новом энциклопедическом словаре», в сборнике «Формы национального движения в современных государствах». Большим шагом в стремлении разбудить национальное самосознание казахов и в организации просветительской деятельности стало издание «Казах», где приняли участие наряду с А.Букейхановым А.Байтурсынов, Х.Досмухамедов, М.Дулатов и многие другие, показавшие пробуждение прогрессивной демократической и патриотической казахской интеллигенции. Алихан Букейханов под псевдонимом «Кыр баласы» — «Сын степей», «Степняк» печатал такие статьи, как «Дума и казахи», «Думские партии», «Август Бебель». В 1916 году Букейханов озвучил идею земства как органа местного самоуправления, существующего во взаимодействии с центральной властью — один из главных элементов его политической программы.
Февральская революция 1917 года была им понята и встречена с радостью, т.к. народ освободился от гнета и насилия царизма. Она укрепила надежду на возможность управляться самостоятельно. Но уже в июле 1917 года пути Алихана Букейханова и партии кадетов разошлись по основному вопросу его жизни — предоставление автономии казахскому народу, а также о взаимоотношении государства и церкви, несогласие кадетов сохранить частную собственность на землю и по ряду других принципиальных вопросов. Свое кредо Алихан Нурмухамедович изложил в статье «Почему я вышел из партии кадетов», выразив свою точку зрения одной лишь фразой, что он против «сохранения империи при существующих границах». В декабре 1917 года по инициативе Алихана Букейханова на Всеказахском учредительном курултае была провозглашена «Алаш-Орда», т.е. автономия казахов, имеющая единую территорию, историю, культуру и язык, гарантирующая права национальных меньшинств и пропорциональное представительство во всех учреждениях автономии. Был образован Всеказахский Народный Совет «Алаш-Орда» из 25 кандидатур, 10 из которых отводились русским и другим народам. С приходом Советской власти, не отвергавшей идею автономии, Алихан Нурмухамедович счел для себя возможным работать в сфере культуры. Но платформа большевиков, которая прикрываясь фразой пролетарского интернационализма, а на деле являлась имперской, а также их методы насильственно-репрессированного насаждения социализма были неприемлемы для Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова, Мыржакыпа Дулатова, Халела Досмухамедова, Магжана Жумабаева, Мухамеджана Тынышпаева и их соратников. Критический подход ко многим принципиальным вопросам, даже деятельность в сугубо культурной сфере Букейханова и его сподвижников, поднявшихся на гребне роста национального самосознания, была расценена не просто как инакомыслие, а как «контрреволюционная борьба против Советской власти».
Так как одним из стандартных обвинений против элиты казахского народа была связь с «Алаш-Ордой», то возникла необходимость в разъяснении. Термин «Алаш» был общим именем для древних родов казахов, которые впоследствии получили этноним «Казах». Этим же именем была названа партия, образованная по инициативе Алихана Нурмухамедовича, ставившая своей целью получение независимости на уровне автономии в рамках России. В программе партии «Алаш» было провозглашено первое самостоятельное государство в 1918 году. Позже достигнутый между «Алаш-Ордой» и большевиками компромисс был попран, и лозунг «алашординец — националист, враг народа» стал синонимом тотальных репрессий против тех, кто составлял интеллектуальный потенциал казахского народа. И единственное, чего были удостоены в советской историографии эти, без всяких скидок, выдающиеся люди, — ярлыка националистов.
После объявленной Советской властью амнистии в 1920 году лидер «Алаш-Орды» привлекался к просветительской работе, правда с большими ограничениями. Одаренный многосторонне, харизматичный и энергичный, Алихан Букейханов занимался еще и землеустройством, и организацией овцеводства.
Именно в эти годы пресекается деятельность альтернативных партий, свободные органы печати уничтожаются, а лидеры республики взяты под особый контроль. Не избежал этой участи Алихан Букейханов. Он, трижды осуждавшийся царским режимом за политическую деятельность и высылавшийся за пределы Казахстана, неоднократно подвергался аресту и в советское время, а с 1922 года, вплоть до расстрела, был лишен права посещать родной край.
Главенствующая в политическом наследии Алихана Букейханова идея национально-государственного самоопределения была выношена им и его соратниками, которые отдали все силы на ее осуществление, а в конечном итоге поплатились за это собственной жизнью.
Мужественный человек Алихан Нурмухамедович прожил нелегкую жизнь, наполненную надеждами и разочарованиями, победами и поражениями. Закончилась она трагически. В июне 1937 года его пришел арестовывать Ежов, тот самый знаменитый нарком Ежов, который учился вместе с супругой Букейханова. На суде, состоявшемся 27 сентября 1937 года в Москве, Алихан Букейханов взял на себя всю ответственность за действия партии «Алаш», пытаясь тем самым защитить участников движения, и делал он это сознательно. В последнем слове с присущей ему прямотой и честностью заявил, что он «советскую власть не любит, но признает». Как в свое время близкий друг Пушкина Чаадаев, Букейханов не принял «отвлеченных систем и теории за благо своей Родины». Военной коллегией Верховного суда СССР Алихан Букейханов был обвинен в принадлежности террористической организации и в тот же день расстрелян.
С тех трагических лет выросли многие поколения казахстанцев, не знавших о судьбе лидера движения «Алаш». Это обидно и несправедливо. 14 мая 1989 года постановлением Верховного суда СССР Алихан Букейханов был оправдан в связи с отсутствием состава преступления. Мало оправдать. Нужно чтить таких стойких борцов за идею. А молодежи — брать их за образец, строя свою жизнь.
Сегодняшняя независимость Казахстана — это результат многовековой истории борьбы народа за свободу и самостоятельный путь развития и итог никогда непрекращавшейся деятельности национальной интеллектуальной элиты. Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Халел Досмухамедов, Магжан Жумабаев, Мухамеджан Тынышпаев и их сподвижники создали партию «Алаш», программа которой предусматривала многое из того, что мы осуществили сегодня. И низкий им поклон за это.
Гульжамал КАЛЕНОВА,
кандидат исторических
наук, профессор
Атырауского государственного университета,
почетный работник
образования Казахстана
До глубины души меня задела ваша статья, интересно было прочитать про Алаш-Орду и самое интересное про жизнь ее лидера Алихана Нурмухамедовича Букейханова, я читала его биографию, но многое из вашей статьи я прочитала впервые. Восхищаюсь этим великим человеком, благодаря которому произошло все вышесказанное. И особое внимание хочу отметить, что сама статья мне была по душе, особая благодарность автору.