ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА

Воспитать человека Образование

Как воспитать гармоничную личность, на что следует сделать упор в воспитании ребенка, как найти путь к его сердцу? Подобных вопросов достаточно и у родителей, и у тех, кто занимается воспитанием, обучением детей. Сегодня мы предлагаем материал на эту тему доцента, старшего преподавателя кафедры «Воспитание и социализация личности» филиала АО «НЦПК «Ґрлеу» института повышения квалификации педагогических работников по Атырауской области Айслу Багитовны Сарсекеновой.

Книга — лучший друг
Воспитание — очень сложный, многогранный процесс, в котором большая ответственность лежит на воспитателе. А это и родители, и учителя в школе, и педагоги, тренеры, занимающиеся с детьми во внеурочное время. Прогрессивным методом воспитания является позитивное воспитание, как подвид авторитетного стиля воспитания. Счастливый и успешный человек в наше время самостоятельный, отвечающий за свои поступки, который ставит перед собой задачи и с успехом их выполняет. Он любящий, отзывчивый и социально активный. Такими мы хотим видеть своих детей. Но следует помнить, что это обоюдный труд — воспитателя и воспитуемого. И как один из элементов позитивного воспитания — привитие ребенку любви, интереса к чтению. В чем польза чтения? Что имеют в виду люди, утверждая, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы расслабиться, отдохнуть или просто занять свободное время.
Польза чтения книг очевидна. Чтение расширяет кругозор человека, обогащает его внутренний мир, делает умнее и положительно сказывается на памяти. А еще важно читать книги, потому что чтение книг увеличивает словарный запас человека, способствует выработке более четкого и ясного мышления, что позволяет формулировать и выражать мысли яснее. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение. Тот, кто раньше и «двух слов связать не мог», заметит, как стало проще выражать собственные мысли, общаться и подбирать нужные слова, заметит, что из лексикона исчезают слова-паразиты. Чтение серьезных произведений побуждает нас постоянно думать о том, какую же мысль хотел выразить автор, а это заставляет наши извилины шевелиться быстрее.
Еще полезно чтение книг тем, что оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» — небезызвестное произведение Артура Конан Дойла. Уверяю вас, после прочтения в любой ситуации вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее, улучшится наблюдательность, и вы поймете, что читать полезно и выгодно.

Безопасность детей — важный вопрос
С самого рождения родители стараются защитить своего ребенка — от всего. Но иногда мы даже не задумываемся — от чего же нужно защитить ребенка? Прежде всего, вы, как родители, должны понять наиболее значимые для вашего ребенка угрозы и опасности в данный период времени. Ведь в разном возрасте и угрозы разные, и количество опасностей по мере взросления увеличивается. Конечно же, мы, родители, не сможем предусмотреть всего и защитить от всего наших детей. Но немного планирования в области безопасности детей не помешает, и кое-какие меры по защите наших детей мы обязаны предпринять.
В наши дни дети нередко начинают осваивать Интернет уже с 5-6-ти лет. Хочется рассказать о плюсах и минусах пребывания детей в соцсетях и о том, что нужно знать родителям, чтобы обезопасить ребенка в Интернете.
Он прочно обосновался в нашей жизни. Огромное количество людей чувствует себя беспомощно в отсутствие возможности лишний раз зайти на почту, почитать новости, заглянуть в социальную сеть, скачать фильм и т.д. Возраст пользователей Всемирной паутины молодеет. Все больше и больше родителей с гордостью заявляют о том, что их малыш еще не научился говорить, а уже очень хорошо ориентируется на детском сайте и безошибочно находит нужный мультфильм или сказку, детскую игру.
Глупо отрицать то, что Интернет — штука удобная и полезная для ребенка. Ведь здесь можно найти хорошую, развивающую игру, быстро найти фото редкого животного, нужную информацию или материал для урока, песню, фильм и др. Но не стоит забывать и о детской безопасности в Сети. Прежде всего, следует выбрать и установить подходящие программы, которые будут защищать от компьютерных вирусов, фильтровать и ограничивать доступ к сайтам, нежелательным для просмотра детьми.
Если ребенок уже подрос и самостоятельно пользуется всеми благами цивилизации, то сложно одним родительским контролем оградить его от опасностей. Конечно, нужно проверять историю браузера (список сайтов, которые посещались в последнее время), заглядывать в список друзей в социальных сетях, а также уделять внимание загруженным фотографиям, аудио и видеозаписям. Необходимо объяснить ребенку, что интернетовская информация не всегда соответствует действительности. И предложить ребенку обращаться к вам за разъяснениями, если что-то увиденное или прочитанное в Сети ему будет незнакомо или непонятно. Также следует запретить ребенку выкладывать в Интернете подробную информацию о себе и своей семье и подробно объяснить ребенку, чем может обернуться излишняя открытость. Объяснить ему, что все встречи со знакомыми, друзьями, приобретенными в Сети, должны происходить с согласия и в присутствии взрослых. Надо обращать внимание на то, как меняется настроение вашего ребенка после пребывания во Всемирной паутине, спрашивать его, что интересного он прочитал, что приятно удивило или, наоборот, ужаснуло, интересоваться новыми знакомыми.

Путь диалогов труднее, но надежнее!
Именно по такому пути и строится позитивное воспитание. Метод позитивного воспитания основан на ряде принципов, которые определяют стиль поведения родителей и детей. Основа метода — это взаимоуважение и сотрудничество между детьми и родителями. С чего начинается сотрудничество в семье? Конечно же, с взаимопонимания и желания действовать вместе. Зачастую общение родителей и детей сводится к множеству кратких указаний — приказов и наставлений, которые родитель постоянно раздает своему ребенку. Но даже самый маленький ребенок — это уже личность со своими желаниями и предпочтениями, которая все время пытается самоутвердиться. Поэтому приказы, давление и агрессивные наставления очень часто вызывают у ребенка бездействие или даже противодействие.
Воспитание нравственности и духовности также требует серьезного подхода. На мой взгляд, духовность — это красота внутреннего мира человека. Сегодня актуальной проблемой является проблема «выстраивания» внутреннего мира человека. Можно предположить, основываясь на том, что у человека природой заложено стремление к прекрасному, что, развивая в человеке художественные наклонности и приобщая к творчеству, можно создать внешние предпосылки к тому, чтобы в душе человека отогрелся и ожил росток духовности.
«Культура, как высший акт творчества человека, рождалась под мощным воздействием природы через духовные нравственные и творческие силы человека. Ее краеугольным камнем является народная культура, скрепляющая поколения прочными духовными связями.
Проблема в том, что мы разучились «строить» внутренний мир человека. Воспитание в основном нацелено на формирование человека вовне, который в первую очередь думает о том, как он будет выглядеть в обществе, какое место в нем займет, какой у него будет дом, машина и многое другое.
Духовность и нравственность, как производные от внутренних устремлений и личных усилий, не могут быть сформированы «снаружи». Они произрастают изнутри, становясь своеобразной пуповиной, соединяющей человека с его бытийными истоками, давая ему жизненную опору «здесь и сейчас», открывая ориентиры для выхода за индивидуальные пределы. Педагогически могут быть созданы лишь стимулы, рождающие личностные стремления к самовоспитанию, нравственному совершенствованию и духовному развитию, а также условия, этому способствующие. А проблемы в воспитании есть, и они преодолимы, если будут выбраны верные пути их решения.

 

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна