Скоро в школу

ОДНАЖДЫ, В ГОСТЯХ У РОДСТВЕННИКОВ УСЛЫШАЛА РАССКАЗ О ТОМ, КАК ОДНА СОСЕДКА НАНЯЛА ДЛЯ СВОЕЙ ТРЕХЛЕТНЕЙ ДОЧЕРИ ПЕДАГОГА. ЧЕРЕЗ ПОЛГОДА ДЕВОЧКА УЖЕ УМЕЛА ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ. РАССКАЗАВ, А ВЕРНЕЕ ПОХВАЛИВШИСЬ ДОСТИЖЕНИЯМИ СВОЕГО ЧАДА, ЖЕНЩИНА ЖДАЛА СЛОВ ВОСТОРГА. НО В ОТВЕТ ПРОЗВУЧАЛИ ТОЛЬКО ВОПРОСЫ: «А ЗАЧЕМ ЭТО НАДО? ЗАЧЕМ БЕЖАТЬ ВПЕРЕДИ ПАРОВОЗА? ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ». СТОИТ ЛИ ТАК ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОТОМ УСЛЫШАТЬ ЛЕСТНЫЕ СЛОВА?
Действительно, зачем? Почему мамы пятилетних малышей бегают сейчас по городу в поисках подходящей школы для своего ребенка? Чтобы удивить подруг? Похвастаться перед коллегами? А каково ребенку? Педагоги советуют отдавать малыша в школу с шести с половиной — семи лет. Это самый оптимальный возраст. Даже если шесть исполняется летом, а ребенок уже умеет писать и читать, знает наизусть несколько стихотворений, хорошенько подумайте, стоит ли ему уже идти в школу? Готов ли он, не рано ли? Программа, которая разрабатывается экспертами министерства образования и науки Республики Казахстан, рассчитана на детей именно 6-7 летнего возраста с учетом их физиологического развития. Сможет ли пятилетний малыш усидеть 4 часа на одном месте? Не искривится ли его позвоночник? Есть еще много серьезных аргументов в пользу того, что лучше подождать еще годик.
За советами, как подготовить ребенка к школе и в каком возрасте ему отправиться в первый класс, мы обратились к педагогу, заведующему центром раннего развития ребенка Зейнеп Астраханцевой, маме троих девочек. Надеемся, ее большой родительский и педагогический опыт помогут вам сделать правильный выбор.
— У меня две дочери четырех лет — близнецы. Девочки достаточно хорошо развиты для своего возраста. Но я точно знаю, что отдам их в школу с семи лет. И не так важно, чему они научатся к этому времени. Тут главное – психологическая подготовка ребенка. А в маленьком возрасте даже полугодовой промежуток имеет большое значение. Ребенок от рождения до года проживает целую жизнь. Природа создает их всех почти одинаковыми. В 5-6 лет костный аппарат еще не развит, только укрепляется. И если он в 5 лет будет писать целые предложения, да еще аккуратно и без ошибок, как того требует учитель, то для него это будет непростое испытание, а, возможно, даже негативно отразится на физическом развитии.
Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе – это умение читать, считать и писать. Однако такой уровень – лишь верхушка айсберга. На самом деле вопрос значительно более обширный.
В теории ни читать, ни писать, ни тем более решать задачи ребенок уметь не должен. Не это важно. Здесь надо обратить внимание на психологическую готовность ребенка к учебному процессу.
Одна из самых больших проблем сегодняшних первоклассников – неразвитая мелкая моторика. Из-за того, что дети в дошкольном возрасте мало рисовали, вырезали, лепили, в первом классе они никак не могут научиться правильно держать ручку. Впоследствии у ребенка может сформироваться плохой почерк на всю жизнь, возможны проблемы при исполнении мелкой, кропотливой работы. Необходимо больше рисовать, лепить, ребенок должен уметь работать с мелкими предметами типа бусинок, монеток, спичек, зубочисток, из которых можно выкладывать картины и аппликации – все это развивает внимание и усидчивость. Тут подчеркнем, что некоторые мамы и бабушки как раз препятствуют этому, боясь, что малыш перепачкается краской, рассыплет бусинки. А ведь это не просто интересно для них, но и очень полезно. Особое внимание надо обратить на тренировку памяти, заучивая стишки и песни. Это поможет не только блеснуть на утреннике, но и сослужит добрую службу в школе.
Как заметила Зейнеп Астраханцева, ребенка можно подготовить и самостоятельно, но лучше в группе. Малыш, посещавший дошкольное учреждение, скорее всего, будет развит гармонично, без перекосов в развитии интеллектуальной или физической составляющей личности. Он будет более усидчивым, внимательным, дисциплинированным, чем те его сверстники, которые не посещали детский сад.
Какой бы способ подготовки к школе вы ни выбрали, помните, что без вашего собственного родительского усердия все равно не обойтись. Больше разговаривайте с ребенком, сочиняйте, развивайте его кругозор.
Самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке.
Директор Малой академии искусств имени Н.Тлендиева, по специальности педагог начального обучения, Долорес Таскарина поддерживает мысль Зейнеп Астраханцевой.
— Если ребенок уже умеет писать и читать, складывать цифры, то, что тогда ему делать в 1 классе? Не это главное. И те требования, которые предъявляют в специализированных учебных заведениях, ошибочны. Если определять ребенка в гимназию, надо смотреть на общее развитие, умение пересказывать, рассуждать, различать цвета и формы. А в некоторых школах интересуются, умеет ли школьник пользоваться компьютером. Для его возраста это слишком завышенные требования. Надо любить своего ребенка, относиться к нему с пониманием, быть его союзником и помощником.
Не стоит торопиться. Семь лет — это оптимальный вариант, когда ребенок, надевая школьную форму, понимает, что начинается пора ответственности. А до этого возраста он к этому не готов психологически.
Теперь немного о том, какие ошибки вольно или невольно допускают родители на этапе подготовки малышей к школе.
В первую очередь, не надо пугать. Любые фразы типа, «Таких, как ты, в школу не возьмут», «Туда берут только хороших ребят» и «В школе увидишь, как сложно учиться, еще обратно в сад запросишься», не несут никакого воспитательного характера, а, наоборот, заставляют детей волноваться, замыкаться в себе, чувствовать неуверенность.
И еще одно правило: никакого денежного или другого материального эквивалента за оценки. За успехи надо просто похвалить. Поощрять таким образом ребенка не только можно, но и просто необходимо. Так он поймет, что делает что-то очень важное, и делает это хорошо.
Шестилетний ребенок должен быть готов к школе и в коммуникативном плане. Иначе ему будет очень сложно наладить контакт и с одноклассниками, и с учителем.
Еще раз напомним мамам и папам, особенно молодым, что не тот ребенок готов к школе, который умеет писать и читать, а тот, кто готов к этому психологически и физически.
Психолог внешкольного центра Жанаргуль Ахметова назвала несколько моментов психологической подготовки малышей к школе. Это, в первую очередь, умение, не стесняясь, общаться со сверстниками. Порой для первоклашки так тяжело прочитать выученный накануне стих. А ведь они с мамой так старались, и папа был доволен. Дайте в руки малышу микрофон — пусть поет что-нибудь или просто лепечет. Поднимите его на «подиум». Дома это может быть табуретка.
Вечные вопросы «А как?», «Зачем?», «Почему?» и просьба «Покажи», которые некоторых родителей просто выводят из себя, не должны оставаться без ответа. Даже на прогулке с малышом показывайте ему что-либо, не ленитесь объяснять что и как. И дайте ему самому дальше домыслить и фантазировать. Не перебивайте его.
Еще один важный пункт определения готовности ребенка к школе — это умение пересказать услышанное. Он должен научиться внимательно слушать, правильно и последовательно излагать мысли, грамотно строить предложения.
Еще важно воспитать в ребенке любознательность, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Для будущего школьника достаточно важны усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность в повседневных делах. Хорошо помогают настольные игры, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время.
Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется находиться в новой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми вызывает беспокойство практически у каждого первоклассника.
Как советует психолог Жанаргуль Ахметова, лучше всего выбрать школу поближе к дому, благо в Атырау в каждом микрорайоне есть общеобразовательные учреждения. В любом случае надо заранее подготовить ребенка, показать ее малышу. Рассказать, какая она светлая, уютная и замечательная. Хорошо, если в этой школе будут учиться его брат или сестра. Это поможет ему быстрее освоиться. Если есть возможность, познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.
Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой; прогуляйтесь вместе по школьному двору. Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если ребенок будет ходить в школу не один, а вместе с другом, живущим по соседству или приятелем из детского сада. Это важно для адаптации.
Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей. Будьте его другом, помощником. Тогда первые его оценки обязательно порадуют вас.
В следующий раз мы расскажем вам, как собрать портфель школьнику.

Марина КУАНЫШЕВА