Не спешите в первый раз, подождёт нас первый класс
Наступил апрель, пришло время записывать детей в первый класс. Делается это несложно – по электронной услуге по месту прописки, с самым необходимым набором документов. Проблема в другом – во сколько лет должны пойти малыши в первый раз в первый класс? Вопрос архиважный.
Далекий 1986 год. Так сказать, прошлый век. 1 сентября. Я иду в школу. Мне почти восемь – родилась в середине осени. 1 сентября 1985 года я еще не достигла семи лет, и в школе просто-напросто отказались принимать заявление – по законам того времени ребенок мог пойти в первый класс только в полные семь лет.
2022 год. Родители, чаще всего мамы, потому что вопросы, связанные с воспитанием и образованием детей, нередко они решают единолично, пытаются отдать ребенка в школу даже в неполные шесть. Если ребенок родился, допустим, в середине осени 2016 года, то тебе можно в школу. Да, пока неполные шесть лет, но ничего, полтора месяца не проблема. Сейчас тенденция такая, что отдать ребенка в пять с половиной лет – уже норма. Многие мамы, чаще всего молодые, с гордостью рассказывают подругам, родственникам и соседкам, что ее ребенок в три года уже знал все буквы, в пять – сложение и вычитание. А раз так, что дома сидеть такому вундеркинду, вперед, в школу! Амбиций у молодых мамаш – полная чаша. Конечно, есть среди детей талантливые, которые растут и познают мир не по дням, а по часам, но это, скорее, исключение из правил. Чаще всего родители хотят потешить свое самолюбие, ведь их сын или дочь должны быть самыми-самыми.
На законодательном уровне у нас разрешается зачислять ребенка в школу в шесть лет и даже раньше, если шесть ему исполнится до конца текущего года. Как сказала заведующая дошкольным отделом областного управления образования Айгуль Махамбет, с 1 января 2019 года вступили в силу поправки в закон Республики Казахстан «Об образовании», в котором говорится о том, что дети шести лет должны идти в первый класс. Школа принимает и пятилеток, которым шесть лет исполнится до конца текущего года.
Есть еще одна немаловажная деталь. Одно время детские сады по всему Казахстану были в буквальном смысле набиты детьми. Другого слова не найти, когда видишь фотографии с малышами, спящими в детском саду под пожарным щитом, в проходах на раскладушках, когда приходилось перестраивать под группы спортзал. В одну группу при нормативном количестве детей 22 человека зачисляли до шестидесяти малышей. Детей было так много, что в акиматах решили предусмотреть для них мини-центры при школах. И если в школах был нулевой класс, как подготовка к учебному процессу, то мини-центры выполняли задачи предпредшкольной, извините за неологизм. Идея была такая – в 4 года ребенок идет в мини-центр, в 5 – в нулевой класс, а дальше уже в школу. Также это было сделано с расчетом, что мы перейдем на 12-летнюю форму обучения. Но пока этого нет, а детей продолжают принимать в школу даже с пяти лет. В общем, взрослые, от членов правительства до акиматов, все решили за детей – чтобы снять проблему нехватки дошкольных заведений, они предпочли все устроить таким способом. И сейчас, если ребенку уже полные шесть лет до августа, то электронное правительство автоматически убирает его из базы. Детский сад могут посещать дети, если им на первое сентября не исполнится шесть дет. И тогда процентное соотношение детей, посещающих детские сады, стало бы неплохим. Наверное, хотели порадовать Президента.
Гипотетически это допустимо – отправить ребенка пораньше в школу, но вот каково самому ребенку, его неокрепшему организму? А кто его спрашивал? Он и знать-то не знает, что такое на самом деле школа. В пять с половиной лет для ребенка учебное заведение ассоциируется с музеем, кино, цирком, с каким-нибудь развлекательным центром. И чаще всего на вопрос «Ты хочешь пойти в школу?» он отвечает положительно.И едва успевает задуть шесть или даже пять свечей на торте, его ведут в первый класс.
Читайте детям сказки
Мы решили узнать у специалистов, какой все-таки самый оптимальный возраст для детей. Мнение ветерана образования, заведующей детским садом «Айжан» Алтынгуль Утебалиевой очень компетентно. Алтынгуль Шариповна более сорока лет проработала в системе дошкольного образования, много лет заведовала авторской дошкольной гимназией, работала в частных детских садах, неоднократно была в составе методической группы по разработке пособий для педагогов дошкольного образования, она – неизменный участник многих республиканских и международных конференций на тему «Дошкольное образование». Ее мнение – торопиться не надо. Даже порой к семи годам детей отдавать рано.
– Чаще всего родители делают упор на умственное развитие малыша. Если ребенок знает, сколько будет два плюс два, легко может написать свое имя и даже фамилию, такие успехи малыша дают повод родителям думать, что пора уже в школу, – говорит Алтынгуль Утебалиева. – Однако в первую очередь надо смотреть на его физическое состояние – нет ли у ребенка анемии, как он переносит простуду, насколько хороши иммунитет и аппетит ребенка. Потом на психологическое состояние – развита ли у него память, внимание, насколько он усидчив, понимает ли, что можно, а что нельзя. И только потом на умственное развитие. Знание букв и цифр в пять лет может быть просто машинальным, как стихотворение. Гармоничное развитие формируется только к семи годам.
Как советует опытный педагог, ребенка в 3-4 года не надо отдавать в образовательный центр, чтобы он знал основы скорочтения. Это может покалечить здоровье. Ведь роговица глаз у ребенка еще не окрепла, быстрая реакция зрачков может повредить глазное дно. Подготовкой малышей к школе сегодня занимаются десятки детских центров и сотни репетиторов. Несмотря на это, в первом классе дети все равно сталкиваются с проблемами успеваемости, плохого поведения, непослушания, гиперактивности. Это связано с тем, что дошколят готовят педагогически. А психологически к школе они зачастую не готовы.
– Самый идеальный вариант развития для дошкольного возраста – это сказки, разговоры, беседы и активные физические игры, – говорит А. Утебалиева. – Тогда дети будут хорошо развиваться, научатся рассуждать логически. К сожалению, такой метод воспитания отошел на второй план, чаще всего ребенок все автоматически заучивает, старается быть лучше, чем его сверстники. Это уже результат чрезмерного честолюбия родителей.
Наблюдайте за ребёнком
– Раньше семи лет ребенку в школе делать нечего, – считает педагог, руководитель детского центра «Znamus» Зейнеп Астраханцева. В помощь детям и родителям она запустила ежегодный традиционный онлайн-марафон «В школу не раньше семи лет!». – Именно к семи годам у ребенка наблюдаются физиологические изменения в организме, формируются нужные функции мозга, психики, нужные функции в теле. Есть еще один такой видимый критерий – это смена молочных зубов. Если смена зубов еще не произошла, то ваш ребенок не готов учиться. И это не то, что зубы должны шататься, должны выпасть шесть молочных зубов и вырасти четыре новых. Считается, что молочные зубы у ребенка выпадают тогда, когда жизнеобразующие силы маленького организма завершили свою работу над телом, над внутренними органами ребенка и освободились для того, чтобы работать на память, на понимание смысла, на интеллектуальную деятельность.
Как говорит Зейнеп Астраханцева, до семи лет связь ребенка с мамой очень крепкая, и только к этому возрасту ребенок психологически способен, образно говоря, «отделиться» от матери и пойти на контакт с другим человеком – учителем.
– Что же делать, если после шести лет в садик не берут, а в школу идти ребенок не готов? – спрашиваем у Зейнеп Астраханцевой.
– Можно отдать в нулевой класс. Что бы ни говорили в школе или в садике, решают только родители: первый, нулевой и когда. Если есть присмотр, то я бы посоветовала отдать на языки, робототехнику, танцы, спорт и так далее. То есть на те предметы, которые в школе изучаться не будут. Тем более многие кружки у нас стали бесплатными. Можно сделать все, чтобы еще один год ребенок занимался тем, что ему нравится, тем самым давая организму окрепнуть и физиологически и психически, и с точки зрения созревания мозга.
Первый ребенок – это как эксперимент для родителей или черновик, если хотите. Молодым родителям не терпится, чтобы ребенок поскорее стал взрослым, самостоятельным, и вариант со школой многие рассматривают как спасение, тогда можно сказать малышу: «Ты уже большой, в школу ходишь». Нередко мамы и папы действительно желают похвастаться перед остальными способностями ребенка, смело отдавая его в школу. И только потом, стократно набив шишки, понимают, что поторопились. Некоторые вообще идут на недопустимое, заранее зная, что в случае, если ребенок не сможет освоить в шесть лет программу первого класса, отдадут его повторно в первый класс. Так невольно ученик становится второгодником.
В общем ребенок – пластилин. Что из него слепим, то и получится. А ведь всего-навсего надо присмотреться, прислушаться к нему, помочь в развитии и не спешить помахать ручкой детству.
А что там на карте мира?
Мы решили узнать, со скольки лет зачисляют в школы детей в разных странах и, конечно же, начали с Соединенных Штатов, так какамериканское образование славится на весь мир. Стоит отметить, что страна не имеет единую систему, она своя в каждом штате.
Школьное образование в США начинается в возрасте 5-8 лет, в зависимости от штата, когда дети идут в нулевой класс начальной школы. Обычно они работают на базе школы или колледжа. В таких группах детей готовят к поступлению и обучению в конкретной школе. Во многих штатах по окончании нулевого класса выдаётся сертификат, где указана пройденная программа, а также способности ребенка, его успеваемость, личные качества. Такой документ понадобится для поступления в некоторые профильные школы. По итогам теста на интеллект их распределяют по классам. Формирование и изменение состава классов зависит от успеваемости учеников, для каждой группы подбирается соответствующая методика.
Если сказать проще, в семь лет ребенок может изучать по математике программу 1-го класса, а по английскому – программу 3-го. Может языковые курсы проходить по два раза, тогда как по другим предметам будет на уровень выше. Все зависит от того, насколько ученик усвоил программу. В нашем случае он может быть по казахскому языку в 3-м классе, а по математике – пятиклассник.
Школа в Польше объединила в себе как привычную нам восточную, так и западную системы образования. Она прошла множество реформ, сохранив в себе лучшие качества. При этом местное образование доступно не только для граждан, но и для детей мигрантов, получивших вид на жительство.
Школа в Польше обязательна для всех детей, проживающих на территории страны, вне зависимости от гражданства. Дошкольное образование в Польше будущие школьники получают в детских садах или в специальных классах при школе. Посещение нулевого класса является обязательным для всех детей 6-7-летнего возраста. Все детские сады, государственные и частные, обязаны подготовить маленьких поляков к школе, привить дисциплину и показать, как вести себя на уроках. Во время подготовки к настоящей школе дети учатся читать и считать, писать и рисовать. Немало времени отведено физической подготовке. Все занятия проводятся в игровой манере.
В Южной Корее очень трепетное отношение к образованию. Главная мечта родителей – дать детям хороший старт в жизни, чтобы они смогли добиться успеха. Корейские школы известны жесткой дисциплиной, четко налаженной системой получения знаний, занятиями в школьных стенах и дома в течение 10-12 часов ежедневно. Но такие нагрузки никого не пугают: только приложив максимум усилий, корейцы могут рассчитывать на успешную карьеру в своей стране и за рубежом. По уровню образования Южная Корея занимает одно из первых мест в Азии наряду с Китаем и Японией. В храм знаний маленькие корейцы отправляются в шесть лет, и начальная школа у них длится шесть лет. В список изучаемых предметов входят корейский язык, математика, точные науки, науки об обществе, языки, изобразительное искусство, музыка, физическая культура.
Для каждого государства, как и для конкретного человека, образование – это будущее. Только образование может сделать человека гражданином и личностью. А чтобы получить эти знания, нужно здоровье. На чаше весов два этих основополагающих аспекта человеческого бытия. Чтобы получить хорошее, качественное образование, важно в первую очередь позаботиться о здоровье. Потому что здоровье – это жизнь. Не так важно, во сколько лет ты стартовал в школе. Важно, чтобы знания ты получил качественные.
Марина КУАНЫШЕВА