НАРОД БЕЗ ИСТОРИИ НЕ ИМЕЕТ РОДИНЫ

Народ без истории не имеет родины копия1 Образование

Сегодня лучшие специалисты Казахстана по предложению государственного секретаря Марата Тажина работают над созданием специальной программы исторических исследований «Народ в потоке истории». А тем временем члены апелляционной комиссии комплексного тестирования Министерства образования и науки анализируют жалобы от претендентов на получение высшего образования на некорректные вопросы по истории.

Этот предмет является обязательным при сдаче Единого национального тестирования и комплексного тестирования. Но тщательно подготовиться к нему даже на протяжении долгих школьных лет ученики не успевают. Преподаватели сетуют на то, что уроков истории в учебной программе слишком мало — не больше трех часов в неделю. Но главная причина — постоянно обновляющаяся трактовка тех или иных исторических событий, фактов, причин и цифр. Если, например, в математике уже давно все известно и доказано, то именно в истории многое приходится перепроверять. Даже журналисты в своей работе сталкиваются с откровенно искаженными фактами. Один пример. Весной в Атырау прошел республиканский фестиваль кюев, посвященный 190-летию Курмангазы. Однако даже солидные официальные источники, исследователи и ученые затрудняются указать точную дату рождения композитора. Называется сразу несколько годов рождения Курмангазы.

Заместитель директора Атырауского центра повышения квалификации педагогических работников «Өрлеу» историк Айтбай Карамурзин не согласен с тем, что часов по истории в школах не хватает. Он считает, что 2-3 уроков в неделю, как это заложено в школьной программе, вполне достаточно. Ученики старших классов должны заниматься не более шести часов в день шесть раз в неделю. Получается 36 часов, которые надо распределить по всем учебным предметам.

— Надо всегда обращать внимание не на количество, а именно на качество. Если учитель полноценно использует все 45 минут для опроса, объяснения нового материала и ответов на вопросы, то он все успеет, и ученикам будет все понятно, — говорит наш собеседник. — Для этого учителю надо тщательно готовиться к уроку и давать домашние задания не только по учебнику, по конкретному параграфу, а просить искать дополнительные источники в библиотеке, направлять на самостоятельную творческую работу.

— Другое дело, что достоверных источников мало, — продолжает Айтбай Карамурзин. — Раньше мы работали по единому стандарту. Сейчас даже издательских домов в Казахстане несколько, основные из них «Алматы кітап» и «Атамұра». И учебники у них разные не только внешне, но и по содержанию. Хотя все одобрены специальной экспертной комиссией Министерства образования и науки республики. Поэтому получается нестыковка в датах, цифрах, фамилиях. Мы на это обращаем внимание специалистов центра национального тестирования. В результате они просто убирают эти неудобные вопросы из тестов и составляют другие. А ведь проблему надо решать в корне. Поэтому нам нужен единый учебник по истории, и не только.

Как педагог, не один год проработавший школьным учителем, Айтбай Карамурзин считает, что еще необходимо хотя бы несколько дополнительных уроков по истории края. В этом случае учителю на помощь могут прийти научные работники областных музеев.

— Мы знаем про наших героев Алию Молдагулову, Маншук Маметову. Но у нас в области были свои легенды — Каиргали Смагулов, Муса Баймуханов и другие. Они тоже Герои Советского Союза, но дети про них ничего не знают, — отметил он.

Кандидат исторических наук Гульжамал Каленова много лет заведовала кафедрой истории Атырауского государственного университета, подготовила не одно поколение школьных учителей. И справедливо считает, что надо обращать внимание не на количество часов, а на знания учителя.

— Нам говорят, что мы должны опираться на школьные знания новоиспеченных студентов, — говорит она. — А если нет их, этих знаний? На что нам тогда опираться? Поэтому надо опуститься до уровня школы и оттуда начать обновление истории. Никогда не поздно исправлять ошибки. И очень вовремя мы спохватились над проблемой национальной истории. А не то будем Иванами, не помнящими родства, или, как это говорят у казахов, тексіз жан — человек без рода.

— Школьных учителей я не осуждаю. Они сами загнаны в такие рамки, и раз история — обязательный предмет на ЕНТ, вынуждены уже с 5-6 класса проводить тестирование. При этом многие ссылаются на неточности, неясность и некорректные вопросы. А ведь история — это самая точная наука, — заявила Гульжамал Каленова. — Родился, допустим, человек 10 ноября или свершилась революция 8 августа. Вот вам и точная дата. Беда в том, что путаницу в истории, особенно казахской, ввели псевдоисторики, желающие всеми правдами и неправдами получить титулы и звания. И вот они стараются выдвинуть новую версию уже давно доказанного, причем делают это не аргументируя. В истории нельзя предполагать. Есть факты, события. Ученый-историк должен черпать свои знания из достоверных источников и документальных фактов. А у нас, к большому сожалению, в последние годы занимаются в большей степени плагиатом. Все это попадает в школьную программу, а оттуда — в головы учеников. Вот отсюда некорректные вопросы именно по истории.

Преподаватель привела простой пример по нашему региону, историю Сарайшыка. Начинается она с XIII века, с начала нашествия монголов, то есть с 1291 года. Но некоторые так называемые ученые склонны считать по-своему. Говорят, что расцвет Сарайшыка начался еще в IX веке. «В результате получается разночтение, и все это попадает на страницы школьных учебников. Поэтому в учебной программе не просто много белых пятен, а океан таких пятен. Хотя согласиться с тем, что мало уроков по истории в школе, можно. Сейчас стали больше внимания уделять языкам. Да, они нужны. Но не в ущерб другим предметам, в том числе истории. Без истории нет народа, как без фамилии нет человека», — считает Гульжамал Каленова.

С этим мнением согласна и ее коллега — кандидат исторических наук АГУ Жамига Жумабаева.

— История — это наука, которую надо изучать. А у нас много просто увлеченных историей людей, которые называют себя знатоками. В последние годы участились исторические экспедиции по наиболее ценным и значимым местам. Выезжают телевизионщики, работники сферы культуры, вместе с журналистами по тем или иным фактам делают выводы, часто без оснований, на уровне предположений и со слов старожилов и очевидцев, — говорит она. — При этом мнениями ученых мало интересуются. Отсюда происходит искажение фактов. Стоит ли удивляться, что в таких вещах много неясностей. Иногда приходится вступать в дискуссию со студентами, которых в школах учили, опираясь на выводы людей, далеких от истории. Считаю, что необходимо создать современный и по-настоящему научный, единый государственный стандарт исторического образования в средней школе и вузах. Стандарт, который базировался бы на самых современных методах исследования и методиках преподавания.

Историки-ученые склонны к мнению, что дело здесь не только в школьных часах. Перед ЕНТ берутся дополнительные часы, вводят факультативные занятия.

— Проблемы в недостатке урочных часов нет, — считает заместитель директора по учебной работе областной школы-интерната для одаренных детей «Дарын» Светлана Султанова. — Уроков по истории достаточно. Но дело в том, что параллельно с новыми темами мы должны готовить ребят к тестированию. В старших классах этому уделяется особое внимание. За 45 минут учитель старается объяснить новую тему, проверить домашнее задание, провести тестирование. Поэтому складывается впечатление, что часов просто не хватает. Да, мы вынуждены заменять уроки, особенно в 11 классе. И если в таких точных науках, как математика, надо многократно решать задачи, то история требует обширных знаний.

— Многие учителя приветствуют профориентационную работу в старших классах. Лучше знать один-два предмета, но основательно, чем сразу несколько и иметь слабые поверхностные знания. Сам педагог должен не просто интересоваться у ученика, какой, мол, урок тебе больше всего нравится, а именно разгадать его и направить в нужное русло, — делится мнением Светлана Султанова. — Вспомните, все ли мы знали в 16 лет, чем станем заниматься во взрослой жизни. Но это тема отдельного разговора. А пока для качественного, а не количественного преподавания истории в школах нужно, во-первых, вести подготовку к тестированию еще в среднем учебном звене с помощью первоисточников. А чтобы учить истории других, педагог сам должен постоянно и систематически совершенствоваться. И касается это не только историков.

Выступая с идеей создания специальной программы исторических исследований «Народ в потоке истории», госсекретарь Марат Тажин отметил, что нужно будет создать курсы повышения квалификации для всех преподавателей истории Казахстана в вузах в течение 2014 года, а в 2015 году — в региональных университетах для школьных учителей истории.

…Готовя метериал по этой теме, попросила своего сына-студента достать с полки учебно-методическое пособие по истории Казахстана, по которому он в прошлом году сдавал ЕНТ. Пособие издано в 2012 году Национальным центром тестирования Министерства образования и науки.

— Напиши обязательно, чтобы такие тестники не покупали, — сказал сын, передавая мне пособие.

Спрашивать причину не стала. Ответы нашла в самих тестниках.

Вот некоторые варианты:

«От сглаза оберегали: а) байтумары, в) посохи, с) татуировки, д) клеймо на скоте, е) кольца». Ответ, конечно, байтумар. Но можно назвать и кольца, которые бывают с камешками от сглаза.

Еще вариант: «К созданию единого независимого Казахстана на разных этапах развития общества стремились такие деятели, как: а) Касым, Нуралы, Рыскулов, в) Тауке, Алыбай, Букейханов, с) Хакназар, Абулхаир, Иманов, д) Жанибек, Есим, Чокай, е) Керей, Тахир, Байтурсынов».

Тут можно смело закрашивать все пять кружочков. Каждый из этих людей внес свой вклад в историю Казахстана, на шаг приближая независимость. Или нет?

 

Марина КУАНЫШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна