Вы полагаете – всё это будет «носиться»?
В последние несколько лет накануне Дня работников СМИ, или по-простому Дня журналиста, мне все время хочется спросить у коллег: как и чем вы в нынешний век обилия информации в соцсетях и мессенджерах удерживаете/завлекаете читателя, зрителя, слушателя? И чем ваша работа вам нравится? В этом году, наконец, свершилось: я эти и другие вопросы и задала коллегам. Ну и заодно решила познакомить вас с теми, кого смотрите, читаете, слушаете, работу которых вы видите практически ежедневно. Итак…
Талгат Утегулов: «СМИ трансформируются, и это круто!»
– С детства мне нравилось не писать, а рассказывать, обсуждать, устраивать мозговые штурмы, то есть выискивать ту самую объективность, которая сегодня ценится в нашей работе. В школе часто любил отстаивать ту или иную точку зрения, докапываться до истины – что лежит посередине? Потому что любая ситуация двояко может смотреться с разных углов, и задача журналиста – найти и вытащить. Это мне и нравилось, поэтому пошел в СМИ, предварительно получив журналистское образование, и когда у меня начало получаться, был очень рад, что я здесь – нелишний человек.
Наша профессия похожа на многие. Мы и психологи, и юристы, где-то защитники прав. Уникальность журналиста – профессия помогает побывать в разных ипостасях. Плюсы – это то, что никогда не сидишь на месте; новые люди, новые знакомства. Журналист – это когда 24 часа в сутки впитываешь информацию отовсюду. Ты учишься разделять потоки информации, тренируешь память. А минусы в работе журналиста… Хм, их нет!
Мой стаж – 17 лет. Я был и обычным журналистом, и собкором работал в газетах и на радио; и развлекательные программы готовил, и документальные фильмы снимал, и новости делал, и руководил газетой, и даже медиаслужбу возглавлял, словом, попробовал очень много. Сейчас я – продюсер программ Caspian news. Я и шеф-редактор, и креативный редактор, вырабатываю информационную политику, вношу предложения по развлекательной политике, по коммерческой деятельности телеканала. И я точно знаю: журналист – это призвание.
Мой день начинается в 6 утра: пока умываюсь и завтракаю, проверяю разные информленты и уже примерно формирую информационную картину дня. Затем по дороге в офис планирую – какие сегодня будут новости, задачи. Уже на работе руковожу информационной службой, проверяю проекты и обсуждаю новые, встречаюсь с партнерами телекомпании. В таком режиме примерно до 18.00 работаем. Но вообще день – ненормированный, и мы радуемся, когда получается уйти пораньше, побыть с семьей, что тоже важно. Но, даже засыпая, проверяю новостные ленты, как прошел сегодняшний эфир – открываю программы, смотрю на качество, звук, как себя ребята в эфире ведут и т.д.
СМИ будут жить долго, они будут развиваться, интегрироваться в новые платформы, новые способы подачи информации. Пока будет информация, она будет востребована. А она будет востребована, как еда, как хлеб – поэтому всегда будет журналистика. Другое дело, престиж журналиста падает. Но это все временно, потому что люди понимают: достоверная и объективная информация – очень трудоемкий процесс. И те, которые думают, что быть нюсмейкером легко, ошибаются. Вытащить объективную картину, настоящую правду – трудно. Легко хайповать, легко выдавать кричащие заголовки. Гораздо труднее объяснить, что произошло, рассказать языком обывателя, ведь мы разговариваем с политологами, к примеру, у которых масса терминов, и мы должны разжевать, чтоб человек за максимально короткое время усвоил максимальный объем информации.
Профессия журналиста будет всегда. Другое дело, что виды журналистов будут меняться. Как бы мы традиционные СМИ не любили, но газеты и ТВ пока проигрывают. Наверное, скоро будет какое-то слияние и общий продукт, ведь технологии не стоят на месте. Но – ничего не умрет, и мне очень интересно наблюдать, как все трансформируется, и супер, что мы принимаем в этом участие!
«Мы как следователи»
Так утверждает заместитель главного редактора «Прикаспийской коммуны», обладатель международной премии для СМИ «Nevsky Award-2021» Кайрат Сатаев:
– С детства мечтал стать журналистом. Также привлекали профессии геолога, летчика пассажирских лайнеров, полярника… В общем, вся эта романтика. Поскольку в школе получалось писать неплохие сочинения, решил пойти в журналистику. Поступил в Саратовский госуниверситет. Там не было факультета журналистики, но на третьем курсе филфака факультативно изучали журналистику. Грезил стать спортивным журналистом – не срослось.
Журналист – это постоянные новые знакомства, частые поездки в разные места, узнавание нового, освоение разных профессий, если хотите. Так мне виделось в юности. На поверхности оказалось не совсем то. Кроме множества знакомств почти ничего не сбылось, но это все равно не унылое просиживание за одним столом с утра до вечера, по крайней мере, так было, пока я не стал заместителем редактора. Именно этого – постоянной рутины – я и не хотел.
Журналист должен быть исследователем: уметь копать и откапывать факты, это роднит его работу с работой следователя, вообще, журналист в идеале должен сочетать в себе много профессий: психолога, ученого-исследователя, а также вникать в специальности своих героев и, конечно, уметь преподнести материал так, чтобы он был читабелен, интересен.
Помните фильм «Москва слезам не верит»? Там один герой утверждает, что скоро наступит эра глобального телевидения, и оно вытеснит кино и театр. Казалось, правильно рассуждает и логично. Но театр жив, кинотеатры до сих пор посещаемы, хотя интернет и самому телевидению выбивает почву из-под ног. Думаю, газета жить будет. Надо только несколько изменить форму подачи материалов. В предоставлении людям новостей газеты и даже радио и телевидение безнадежно отстали от интернета. Самая оперативная информация через газету дойдет до читателя в лучшем случае через 12 часов, а за это время все, кто заинтересован в этой информации, давно уже обо всем знают. Как по мне – в этих условиях газета должна идти за новостями, а не с новостями. Скажем, было судьбоносное выступление Главы государства. Печатать текст выступления нет никакой необходимости. Гораздо нужнее и важнее донести до читателей что нового привнесут в жизнь положения этого выступления, при этом привлекая к анализу экспертов, причем не только про-, но и оппозиционно настроенных к политике властей. Читатель нынче умный, сам разберется что к чему. Так что поживем еще…
Мария Варочкина. Боец невидимого фронта и «ювелир»
– По профессии я корректор общественно-политической газеты «Прикаспийская коммуна» и занимаюсь вычиткой, орфографическими, стилистическими исправлениями материалов, которые поступают нам от редактора; кроме того, занимаюсь внесением редакторских правок, а в некоторых моментах даже редактирую тексты.
А ведь я, окончив Атырауский университет им. Х. Досмухамедова по специальности «Русский язык и литература», какое-то время работала в школе! Но потом пришла в «ПК» корректором. Мне показалось, что работать в газете более интересно: ты находишься в такой сфере – среди журналистов, узнаешь что-то новое, расширяешь свой кругозор. И профессия корректора мне кажется более увлекательной. Я бы сравнила ее с …профессией ювелира: журналист пишет материал, которому мы даем огранку. Остается мысль автора, текст, все, что он хочет сказать, а совершенствование текста – это у нас: приводим в порядок, стилистически поправляем, чтобы текст выглядел более читабельно, интересно, более грамотно.
Плюсы в моей профессии – мы узнаем первые новости в журналистской среде, в мире, в стране и вообще находимся среди таких креативных людей. А минусы… Дело в том, что не всегда видно другим и понятно – чем корректор занимается, что он делает. То есть наша работа как результат не видна, читатель получает готовый продукт и думает, что это все – работа журналиста. Но труд корректора на 90 процентов спасает материал. Поэтому нас нередко называют «бойцами невидимого фронта».
Ответственность корректора колоссальная – отвечает за фамилии, за правки в газете. Но я свою работу люблю.
Что касается вообще газет… Да, нынешняя молодежь предпочитает интернет. Но печатные издания все же будут, потому что в интернете немало фейковой информации. А уж в вышедшей в печать газете все достоверно! Уверена, газета останется, ее не затмят соцсети.
Батырбек Гадилбеков: «Интересно быть на месте событий!»
– Я – инженер информационных систем и после окончания колледжа пошел работать по диплому. Но, что называется, не по душе работа оказалась. В то время сестра трудилась в сфере телевидения и, заметив мой интерес к творчеству, посоветовала попробовать поработать на ТВ. В 2010-м устроился на «Казахстан Атырау» видеоинженером, делал тематические программы. Но вскоре понял: это не мое. Хотелось увидеть все своими глазами, работать на месте событий, а не за монитором. Попросил старшего оператора Талгата Куанышева дать мне шанс. Так и работал какое-то время: полдня за компьютером, полдня – оператором-стажёром… и однажды мне сказали: я могу стать оператором! Так и начал снимать.
Плюсы оператора – каждый день по новой. Сегодня, к примеру, снимаем операцию на сердце, назавтра уже это детский праздник, на третий день – спортивное мероприятие. И все это даёт такой интерес к своей работе! Могу сказать точно: кто придёт на ТВ, не сможет просто так уйти: коллектив, аура, каждодневно меняющиеся темы…
После облТВ я решил пойти дальше: работал оператором в Агентстве «Хабар». Атырауская школа операторов была, наверное, круче, и через месяц меня поставили в пул Президента: это когда твоя команда освещает работу Главы государства. Правила съёмки, оперативность – самое главное. Когда большие мероприятия заканчиваются за час до эфира, а ты ещё должен смонтировать и отправить в редакцию – такой адреналин! И кайф от работы!
После 10-летней работы в столице по приглашению частной компании работаю в Атырау видеооператором и режиссёром. За последний год сняли и выпустили на большой экран фильм «Күшік құда». Хочу сказать огромное спасибо своей компании за предоставленный опыт: мы не останавливаемся, идём дальше покорять теперь уже киноиндустрию.
Ну а СМИ были, есть и будут. Интернет, соцсети – хорошо, что развиваются, но есть и вторая сторона медали, и иногда это плохо отражается. Часто выходят контенты, которые не хотелось бы видеть. Думаю, ТВ и печатные издания всегда должны быть впереди. Не случайно ведь говорят: журналистика – четвертая власть.
Арсен Боранов: «Я – снайпер!»
– Изначально и не думал идти в сферу СМИ: окончил Национальную академию искусств им. Т.К. Жургенова по специальности «продюсер-режиссер кино и ТВ». Но волею судьбы начал свою карьеру именно в «Атырау-Акпарат», где освоил азы каждой профессии: фотографа, видеооператора, видеоинженера, диктора. Потом перевелся в Региональную службу коммуникаций Атырауской области начальником отдела видеосъемки и графического дизайна. А сейчас работаю старшим оператором. Люблю больше монтировать видео и снимать, нежели фотографировать. Так я раскрываю свой внутренний мир, что помогает духовно развиваться.
Даже не могу сравнить на самом деле профессию журналиста с какой-то другой. Единственное, что приходит в голову, это снайпер: так же смотришь в прицел, прицеливаешься и стреляешь вместо пули – кадром, и запечатлеваешь мгновенье, которое больше никогда не повторится!
Плюсов в моей работе море, так же, как и минусов. Один из минусов (он некритичный, и все же) – это занятость 24/7, что для простых людей праздники, то для нас работа. Нет выходных.
Насчет будущего СМИ… Соцсети – это хорошо, нужно признать: в данный момент все привязаны к смартфонам, и людям от этого удобнее. Но действительно профессиональные материалы, новости, журналистские расследования можно почитать в газете и увидеть на телеканале.
Слухия Каттаркызы: «Каждый раз волнуюсь перед эфиром!»
– По второму образованию я – учитель истории, а вначале окончила культпросветучилище. Начинала с диктора ТВ, потом была редактором тематических передач, редактором новостей, выпускающим редактором – прошла всю кухню ТВ. Сейчас старший редактор областного радио. Плюс у меня своя программа «Свободная тема» на областном ТВ.
Типичный рабочий день на радио? Мы вещаем ежедневно в течение 17 часов. В 8.30 утра начинается эфир, в основном отечественная музыка, передачи на казахском, утренняя программа, затем каждый час – новости, далее – тематические программы, и в 17.00 программа с участием гостей. С утра я контролирую все. Пока идут программы, молодые специалисты делают озвучку, записывают аудиоролики, работают с постановкой голоса. Иногда у меня может быть одновременно на ТВ съёмочный или монтажный день.
Даже не знаю, с какой профессией сравнивать нашу работу, мне кажется, со многими есть схожесть. У нас на радио и телевидении передачи про медицину, образование, культуру, спорт. И когда готовишь те или иные темы, полностью вникаешь и становишься как бы спортсменом, артистом, врачом, педагогом.
Минусы в нашей работе – самая низкая заработная плата. Плюсы – их много: общаемся с очень интересными людьми. И потом мы как артисты – узнаваемы и популярны, иногда это помогает в жизни.
Ну а что касается традиционных СМИ… Они будут всегда. Невозможно представить нашу жизнь без радио, ТВ, газет. Все равно люди будут читать, смотреть ТВ, радио слушать.
Уверена, надо любить свою работу. Когда человек любит свою работу, переживает за нее, он будет профессионалом. Верите – сколько я лет работаю! – по-прежнему чувствую волнение перед прямым эфиром. Большая ответственность! Как на ТВ, так и на радио.
А вообще, я сама не люблю давать интервью. Мне кажется, все журналисты такие – сами любим брать интервью, а давать… Пользуясь случаем, хочу поздравить коллег с профессиональным праздником, выразить благодарность за их добросовестный труд, за профессионализм и преданность профессии!
Коллег по цеху записала
Надежда ШИЛЬМАН