Удалить одноклассника? Изи…
Долгожданная для родителей школьная пора (наконец-то ребенок перестанет «ничегонеделать»!) может обернуться для некоторых школьников неприятностью. Все дело в буллинге.
«Мама! Меня опять включили в какой-то чат, а потом удалили, а прежде написали там обо мне неприятные слова» – так пожаловался на днях моей соседке ее сын-третьеклассник. «ПК» уже не раз писала, что в классах, начиная со второго-третьего, некоторые дети занимаются буллингом: создают чаты, включая туда всех одноклассников, затем намеренно издеваются в общей переписке над избранными. Конечно, родители должны проверять телефоны. Но иногда чаты создаются с такой скоростью, что и не успеешь «надзирать». Причем, буллинг может быть и не только телефонный. «Травить» могут школьника и без мобильника.
Что делать тем мамам и папам, чьи дети становятся жертвами травли в школе, и тем родителям, отпрыски которых и есть буллеры?
В интервью нашей газете исполнительный директор общественного фонда «Bilim Foundation» Жанат Досжанова отметила, что причиной, почему ребенку нравится издеваться над кем-то, может быть отсутствие созидательного занятия.
– Ведь для большинства детей важно чувствовать себя частью группы, объединяться вокруг эмоционально значимой деятельности. И если такой деятельности нет, то часто она возникает стихийно: дети могут объединиться против кого-то, –объясняет Досжанова. – Особенно быстро это происходит в обществе, наполненном ксенофобией. Группу охватывает азарт охоты, упоение, эйфория. Они чувствуют себя хорошими и правильными. Особенно активны в травле дети, не уверенные в себе, зависимые от оценки окружающих и сами пережившие опыт насилия.
Кроме того, по мнению нашего собеседника, важную роль играют агрессивная среда, в которой ребенок воспитывается (причем как семейная, так и школьная, и дворовая); испытанное в прошлом насилие; эмоциональная неуравновешенность (реактивная – как ответ на негативное воздействие, психические расстройства), а также силы инерции (когда жертва сама проявляет пассивную агрессию; слишком отличается от всех; ведет себя надменно; всем своим видом и поведением демонстрирует неприятие большинства, находится в оппозиции к большинству).
– Если дочь или сын в школе стал жертвой буллинга, родитель должен решать эту проблему. Нужно переговорить с ребенком и, если есть возможность, опросить тех, кто может рассказать о ситуации. После переговорить с классным руководителем, психологом школы. В случае, если вопрос не решится, обратиться к замдиректора по воспитательной работе и директору школы, – говорит Досжанова.
По ее словам, бывает травля и со стороны учителей. Тогда необходимо переговорить непосредственно с теми учителями, которые подвергают травле ребенка, в противном случае – обращаться в администрацию школы.
– Существуют опробованные и эффективные пошаговые методики работы с коллективом детей, пострадавших от буллинга. Лучше, если с коллективом будет работать профессионал, компетентный именно в этой области, который не навредит своими советами – запретом на жалобы, нотациями или обвинением жертвы. А вот если такого профессионала нет, нужно найти того, кто готов взять на себя ответственность за помощь классу, изучить инструкции по работе с травлей и провести несколько бесед. В промежутках надо тщательно следить за развитием ситуации, – считает Жанат Досжанова.
– Родителям, если они достаточно наблюдательны и имеют хорошую связь со своим ребенком, не сложно будет заметить изменения в его настроении и поведении, которые прямо или косвенно свидетельствуют об испытываемых им переживаниях. Это может быть вдруг появившаяся замкнутость, отгороженность, раздражительность, агрессивность, стремление к уединению, грусть, печаль, уныние, пессимистические высказывания о своем будущем, негативные высказывания об окружающих, одноклассниках, учителях, друзьях, – объясняет эксперт. – Буллинг опасен тем, что снижает самооценку, веру в себя, может явиться причиной развития тревожно-депрессивных расстройств, стать триггером для аутодеструктивного поведения, в том числе суицидальных действий, а также причиной скулшутинга (вооруженное нападение ученика школы или стороннего человека на учащихся внутри образовательного учреждения. К счастью, в Атырау такого не было. Н.Ш.).
Нужна и постоянная комплексная работа, затрагивающая всех специалистов, участвующих в образовательном процессе, родителей и учеников. Инструменты работы – повышение осведомленности о сути буллинга, четкие алгоритмы действий при его возникновении, формирование эмоционально благоприятной атмосферы в школьном коллективе, среди родителей, учеников и в семьях, психологическое сопровождение буллера и наблюдателей, психологическая помощь жертве буллинга.
В общем, эксперты говорят, что буллинг проще предупредить. Самое главное – чтобы ребенок доверял родителям, тогда, какая бы ситуация с ним не приключилась, он может знать: мама с папой его примут. И тогда никто его ниоткуда не удалит на «изи».
По информации областного управления образования, психологи, в том числе разбирающиеся в буллинге, сегодня есть во всех школах региона.
Как говорить с родителями пострадавшего ребёнка?
Надо выслушать все, что говорят родители пострадавшего ребёнка, не перебивая и не оправдываясь. У них сейчас много страха, возмущения и обиды за своего ребёнка. Покажите, что вы понимаете
серьёзность происходящего и готовы участвовать в решении проблемы.
Расскажите им о том, что вы уже предприняли (разговор с ребёнком, изучение материалов о травле и как её прекратить) и что собираетесь предпринять: найти того, кто может провести работу с группой. Это могут быть школьный психолог, директор, классный руководитель, приглашённый специалист, который умеет работать с такой проблемой.
Как не надо говорить с ребёнком о буллинге?
* Ругать, кричать, бить: так вы подкрепляете у ребёнка уверенность в том, что мир состоит из сильных и слабых. И сильный проявляет агрессию к слабому.
* Стыдить, вызывать чувство вины. Стыд и страх стыда, вина — одно из уязвимых мест буллера, которые и толкают его на самоутверждение за счёт жертвы.
* Давить на жалость описанием чувств, страданий жертвы. Это лишь усиливает презрение к её беспомощности.
Как правильно говорить об этом?
* Чётко назовите то, что происходит: «То, что вы делаете – это насилие». Чаще всего дети не осознают, что происходит, для них всё может выглядеть безобидной игрой или проявлением личной неприязни. Они не видят ситуацию системно.
* Попросите поставить себя на место жертвы, описывая конкретные действия: «Вот представь, ты приходишь в класс, никто с тобой не здоровается, а только хихикают между собой, глядя на тебя. Твои вещи как бы случайно роняют на пол, на контрольной тебя тычут ручкой в спину, а когда ты оборачиваешься, твои соседи громко жалуются учителю, что ты списываешь. На перемене тебя толкают и запирают в туалете, а потом прячут твой портфель, выбросив в мусорную корзину всё его содержимое».
* Обозначьте отношение к происходящему: «Это – серьёзная проблема, причём не только твоя, а всей группы (класса, компании). Есть проблемы, болезни, которыми болеют не люди, а коллективы. Так у вас и произошло. Нужно срочно принимать меры, вам нужна помощь».
* Можете вместе посмотреть фильм о травле («Чучело», «Повелитель мух»).
* Проанализируйте ваши взаимоотношения с ребенком, взаимоотношения в семье, постарайтесь понять корни такого поведения. Часто ребенок делает с другими то, что делают с ним, или транслирует то, что видит и слышит. Поговорите с ним на тему уважения, общечеловеческих ценностей, постарайтесь ему показать его поведение с обратной стороны.
Надежда ШИЛЬМАН