Твой школьный двор
На участке с проблемной почвой городской общеобразовательной школы №33 имени Касыма Кайсенова лет двадцать тому назад ученики разбили сад. Под присмотром педагогов школьники тщательно ухаживают за зелеными насаждениями. И уже через пару месяцев персонал будет пить компот из вишен, собранных в школьном саду.
Для начала стоит рассказать историю этого учебного заведения. В 2006 году его дислоцировали из Жылыойского района в областной центр – село Сарыкамыс, расположенное вблизи месторождения Тенгиз, находилось в санитарно-защитной зоне, и требовалось переселение. Часть жителей по желанию переехала в близлежащее село Жана Каратон, а половина выразила желание жить в г. Атырау. Так, в областном центре появился микрорайон Сарыкамыс с собственной школой – ее тоже переселили в город. Директором среднего учебного заведения все эти годы является Жемис Бапаева. Ее отец Сабыргали был известным в Жылыойском районе учителем, и дочь пошла по стопам отца, окончив в 1985 году исторический факультет Гурьевского педагогического института. Так вот, великое переселение школы из села в город случилось почти 20 лет назад. А вместе с ней в город переехала половина учителей, в том числе и технические работники. Среди них заместитель директора школы №33 по административно-хозяйственной части Гульжан Адаева. Увидев новый участок школы, Гульжан решила разбить здесь садовый участок – душа молодой женщины требовала красоты. Цветы, деревья, в том числе плодовые, цветники, клумбы, семена, саженцы, отростки – это стихия Гульжан, с которой учебному заведению очень повезло. Как только школа переехала в город, Гульжан отправилась на ближайший рынок «Коктем» за саженцами и семенами, осмотрела все близлежащие дома, чтобы узнать, где что и как растет. Добрые жители охотно помогали завхозу, делились ростками, семенами, советами. Так был выстроен план благоустройства школьного двора.
Но вот с землей, с капризным, а порой даже агрессивным грунтом, были проблемы. Кто живет в областном центре, а именно в районе Лесхоза, хорошо знает, о чем идет речь – просто удивительно, что так назвали микрорайон, где фактически ничего не растет. Саженцы приживаются, набирают силу, но через 3-4 года, как только корни достигают проблемной зоны в недрах, теряют силы. Сколько чернозема, сколько хорошей земли, грунта, микроорганики было потрачено на сложных участках, однако приживаемость была неважной. Гульжан Адаева вместе со своими коллегами каждый год ждали набухания почек на деревьях, но не всем удавалось прорваться. Тогда, изучив почву, так сказать, строение земли, в школе решили сажать вишню, сливу, тую и другие неприхотливые деревья.
Жемис Бапаева ввела традицию посадки деревьев первоклассниками. Замысел был такой — малыши, едва переступив порог школы, вместе с родителями сажают деревья и все школьные годы ухаживают каждый за своим саженцем. Так образуется школьный сад. Гульжан решила делать акцент на однолетние цветы, уж они-то не должны подвести. Так и есть – каждый год благородные тюльпаны цветут в полный рост и силу. Уже в конце марта на них появились листья, потом они стали наливаться соком. Каждый день эти мясистые лопасти голубовато-зеленого цвета радовали Гульжан, которая готова выложить половину заработной платы, если на базаре увидит красивые цветы.
— Подготовку к весне мы начинаем осенью, как только собираем листья. Мы собираем и высушиваем семена, закапываем луковицы, укутываем каждое растение. Потом я проявляю снимки, на которых запечатлены лучшие кадры. Делаем из них альбом, чтобы фотографии с яркими цветами грели душу. В свободное время открываю интернет и ищу статьи о том, как сделать небольшие фигурки для сада. Их еще называют малые архитектурные формы, но у меня просто получаются самодельные садовые украшения в виде грибочков, божьих коровок. Все делаю из подручных материалов — цемента, гипса, простой краски плюс немного фантазии. А клумбы у нас сделаны из старых шин, мы их только покрасили ярко, получилось красиво.
Благодаря стараниям Гульжан и всего административно-хозяйственного персонала в школьном саду цветут вишня, слива, скоро уже появятся тюльпаны, а за ними гладиолусы, шиповник и много-много других культурных растений. В прошлые годы на заднем дворе Гульжан сажала огурцы и помидоры, но они требуют отдельного ухода, повышенного внимания, поэтому эту затею пришлось оставить. Зато появились самодельные сани, на Новый год они украшают двор под живой елью, а в теплое время служат клумбой для цветов. Фонарные столбы в школе делали с учетом подставок для цветов. И даже милые сердцу скворечники украшают школьный двор, их старшеклассники сколотили сами. При этом все сделано с любовью к людям, окружающему миру, природе. В самой школе есть зимний сад, самые разные комнатные цветы установлены в коридоре вдоль стен, на окнах, на ступеньках.
— Это ведь тоже один из воспитательных методов, — говорит Жемис Бапаева, которая создала в школе все условия для работы и творчества. – При этом мы стараемся никого лишний раз не беспокоить, деньги не собираем. Все делается из подручных средств. Полив обеспечивается по системе капельного орошения, установленного городским акиматом. Поэтому насчет этого у нас голова не болит.
Наше внимание привлекла велопарковка – такое неприхотливое транспортное средство очень популярно в школе среди учителей и учеников. Сюда, в школу имени Касыма Кайсенова, едут со всех концов областного центра. Учителя добираются даже из сел Акжар и Аксай на двух автобусах и где-то пешком. А вот кто живет рядом, тот легко может добраться на велосипеде. К сожалению, есть в Атырау школы, во дворе которых ничего не растет. Даже в расположенных на благоприятных участках, вдоль берега реки, где земля очень хорошая, плодородная. Но руководители этих учебных заведений не торопятся обустраивать дворы. Весной, когда начинается уборка территорий, а по всему городу объявляется субботник, многие для формальности занимаются посадкой деревьев, обильно полив их, сделав фото и разместив их в социальных сетях, видимо, для отчетности. А потом забывают. Между тем обустройство дворов, территории детских садов, школ и других учебных заведений — самый лучший способ озеленить город. Во-первых, это огражденная территория, во-вторых, можно по штатному расписанию нанять садовника и обеспечить уход. В скобках заметим, что в тридцать третьей школе нет садовника, есть только дворник. Также можно обеспечить поливную систему — всегда будет пригляд. К сожалению, примеров таких заведений с ухоженными дворами, с благоустроенной территорией, с садом-цветником практически нет. Так как же мы собираемся озеленить город Атырау и всю область, если не можем привести в порядок и содержать хотя бы свою территорию?