Страны ЦА оказались готовы к известным событиям в двух государствах бывшего Союза и используют свое положение для развития экономики
Экономика Казахстана продемонстрировала устойчивость на фоне продолжающегося российско-украинского конфликта, отметил директор департамента Ближнего Востока и Центральной Азии Международного валютного фонда Джихад Азур. Он сказал об этом на брифинге, посвящённом экономическим перспективам Ближнего Востока и Центральной Азии.
ВВП Казахстана, по прогнозам, вырастет в этом году на 3,5%,отметил Азур. Спикер добавил, что рост ВВП связан с новыми инвестициями в энергетическую и горнодобывающую отрасли. При этом он обратил внимание, что необходимо поддерживать уровень инвестиций, чтобы сохранить макроэкономическую стабильность. По мнению Азура, следует ускорить структурные реформы. Они позволят сохранить уровень экономики между Казахстаном и регионом.
Азур сделал акцент на том, что МВФ всячески поддерживает макроэкономическую стабильность и структурные реформы, чтобы экономика Казахстана могла поступательно развиваться. По его мнению, необходимы постоянные инвестиции как в традиционные, так и в развивающиеся секторы, включая энергетику и технологии. Фонд выступает за реформы для привлечения устойчивых инвестиций, особенно в такие области как ИИ и климатические технологии, для укрепления экономических основ Центральной Азии.
Высказывания Азура прокомментировал в интервью «ПК» известный политолог Эдуард Полетаев. Он отметил: пандемия и события 2022 года вызвали рост цен, и если у нас товарооборот вырос с основными торговыми партнерами — это Россия 26 миллиардов долларов, это Китай — до 41 миллиарда, это Европейский союз в целом, то инфляции был всплеск.
«В какой-то степени динамика инфляции имеет синергетический эффект. В этом отношении экономика Центральной Азии пострадала. Но что хорошо (может это цинично звучит), — в принципе страны Центральной Азии выиграли от упомянутого конфликта, — говорит Полетаев. — Например, Казахстан — важный поставщик сырья, энергоносителей, нефти, сельскохозяйственной продукции. Это все привело к росту цен в определенной степени. К тому же регион стал играть роль в межрегиональной посреднической торговле. Логистические поставки сильно увеличились и посредническая торговля выросла между Китаем, Россией, Турцией. Равно как и денежные переводы: например из России в страны ЦА за последнее время их объём возрос. Это и так называемый банковский туризм: когда россияне делают карточки в Казахстане, находясь за границей. Они же при путешествии не могут своими счетами рассчитываться в силу санкций и так далее», добавляет политолог.
Полетаев отметил положительный эффект от сложившейся ситуации: страны региона стали больше сотрудничать между собой. Особенно Казахстан и Узбекистан, как лидеры региона. Перспективы есть: строятся железные дороги и логистические центры, то есть страны стали больше торговать друг с другом.
«Гарантий больше, что будут свежие поставки овощей, фруктов, продуктов питания из соседних стран. Даже с Афганистаном Казахстан начал активно развивать торгово-экономическое сотрудничество, хотя не имеет общих границ. Важно, что прогнозы, что, мол, у Центральной Азии в силу высоких связей с Россией будут негативные последствия для экономики, не оправдались. Более того, РФ увеличила свое влияние в странах ЦА за последнее время, понимая что за регион идёт борьба среди мировых держав, — продолжает политолог. — Наш Президент в Послании прошлого года сказал: в 2029-м мы увеличим экономику Казахстана вдвое. Не уверенный в экономическом развитии Казахстан такие заявления не делал бы. Если не ошибаюсь, Украина между 30 и 40 местом по уровню товарооборота для Казахстана оказалась, то есть снижаются поставки с Казахстана в Украину и обратно. Во многом это последствия разрыва логистической цепочки, сейчас это всё в объезд делается, и это в свою очередь делает наши товары неконкурентоспособными для рынка друг друга. Это можно назвать негативным последствием. Но в целом, учитывая объемы товарооборота, будь то это миллиард долларов или 300 миллионов, это все не столь существенно для экономики страны, для нашей страны. Даже если он сократится до 0, наша экономика сильно не пострадает. Тем более что все эти товары можно заменить поставками из других стран», — заключил Эдуард Полетаев.
Надежда ШИЛЬМАН
Фото: Celal Gunes/Anadolu