Sarayshyq upgrade разбудил креатив!
В Атырау ярко и креативно прошел международный молодежный форум «SARAYSHYQ URGRADE-2023». Прибывшие на мероприятие активные молодые люди из России, Узбекистана, Азербайджана, Кыргызстана, а также ряда соседних областей республики вместе со сверстниками из Атырау поучаствовали в таких направлениях как IT, маркетинг, музыка и кинематография. Форуму плодотворной работы пожелал аким области Серик Шапкенов.
По словам организаторов – представителей общественного фонда «Аксункар» – главная цель форума – обмен опытом со спикерами республиканского уровня, теоретическая и практическая подготовка, вдохновение и создание новых путей решения актуальных проблем.
Как отметил, открывая форум, аким Атырауской области Серик Шапкенов, креативная молодежь – двигатель страны. И не случайно в своем Послании Глава государства подчеркнул, что нужно развивать креативную индустрию не только в столице, но и в регионах.
Я вижу стремление к личностному развитию в молодых людях, собравшихся в этом зале. Название форума также выбрала сама молодежь. Это показывает, насколько глубоко они прониклись в нашу историю и всесторонне ее изучают. Уверен, что с такими молодыми людьми наша страна достигнет больших высот. Данный форум поможет установить взаимовыгодное сотрудничество и обменяться опытом. Президент Касым-Жомарт Токаев поручил открыть фонд поддержки креативной индустрии, который будет стимулировать молодежь развиваться, давать ей возможность реализовывать новые идеи, продвигать нашу культуру в новом направлении, – сказал на форуме С. Шапкенов. Далее он сообщил новость: в ближайшем будущем в Атырау откроется центр креативной индустрии для поддержки талантливой молодежи. С помощью него можно будет реализовывать проекты в кино, IT-технологиях и в различных других сферах.
Поэтому я жду от вас предложений, чтобы определить направление деятельности данного молодежного центра, – обратился к активным молодым людям Атырау Серик Шапкенов.
Забегая вперед, отметим, что глава региона поучаствовал и в пленарном заседании «Развитие креативной экономики в странах СНГ», где свое мнение о креативной индустрии высказали такие известные личности, как продюсер, актер, сценарист, певец, хореограф, солист группы «Орда», экс-продюсер группы «Ninety One» Ерболат Беделхан, организатор фестиваля Red Jolbors, директор по маркетингу «ForteBank» Антон Ким, один из основателей СЕО Naimi.kz Ерлан Есимсейтов, казахстанский актер, член каскадерской группы «Nomad Stunts» Жандос Айбасов. Отметим, что все они далее со своими коллегами преподали мастер-класс молодежи, разойдясь по секциям ІТ, музыка, кинематография и маркетинг.
Спикер Ерлан Есимсейтов посоветовал молодым участникам форума, кто еще не решился – кем же в будущем стать, куда поступать, выбрать IT-специальность, сейчас и далее она будет востребованной.
Сегодня реально важно идти в IT. А где после окончания вуза развиваться дальше? Опыт «Астана хаб» – крутая вещь. Но теперь подобные хабы откроются и в других городах, в том числе в Атырау! Не покидая регион, вы можете свои проекты отправлять по всему миру! С такими направлениями, как музыка, кино, маркетинг, можно работать везде, – сказал Есимсейтов.
Тут слово попросил Серик Шапкенов, также отметивший, что за информационными технологиями – будущее. Он вспомнил, что, работая до того, как стать акимом Атырауской области в Минтруда, по типу сайта Naimi.kz в министерстве была разработана электронная биржа труда.
Антон Ким отметил на пленарном заседании, что если раньше слово «креатив» было, скорее, ругательным, теперь оно актуальное:
– Тем более Глава государства за последние две недели два раза сказал о креативе. Значит, нужно действительно обратить на это внимание.
Таким образом, форум стал ответом на задачи, озвученные в Послании Президента. Надо полагать, что теперь работа в креативном центре Атырау закипит!
В секциях по кино, музыке, маркетингу и IT молодые люди смогли задавать вопросы по интересам, набираться опыта. К примеру, в секции «кинематография» много было желающих пообщаться с приглашенным спикером – режиссером Ернаром Нургалиевым. В основном интересовались – почему он так много снимает комедий? А как же драма, фильмы ужасов? На что он поспешил ответить: люди сейчас просят именно комедийных фильмов, так что, как говорится, работает на спрос.
Конечно, я хочу снять триллер. Но продюсер говорит: мол, как сам денег заработаешь, снимай что хочешь. А пока нужны комедийные картины, – делится Ернар. Молодые люди интересовались: как стать известным, заниматься производством фильмов? По словам Ернара, ничего сложного нет. Главное – идея, сценарий, а там снимай хоть на телефон, потом выкладывай на YouTube, и дальше как зритель примет.
Его коллега – актер Жандос Айбасов – отметил нехватку сегодня для актеров менеджеров. Снимают фильмы и ролики тиктокеры, блогеры, и они сами себе актеры и режиссеры. Дипломированные же актеры нынче в маленьких театрах, почти незаметны, им-то и нужны менеджеры. А Ернар, согласившись с Жандосом, сказал и о нехватке на съемочной площадке второго режиссера. В целом спикеры поделились приемами создания фильмов, роликов.
Секция по маркетингу оказалась одной из самых посещаемых, равно как и “IT”.
Что такое креатив? Это музыка, это то, что люди придумывают, это маркетинг, IT, это набор разных сфер, объединенных в одну большую индустрию, там, где продукт нематериальный. Объясню популярно: у газа и нефти цена плюс-минус в течение года, нескольких лет одинаковая. А вот какое-нибудь интересное приложение, разработанное молодым человеком, поначалу может стоить 100 долларов, а потом и миллиард, а может и сто миллиардов, – сказал в интервью «ПК» Антон Ким.
Он отметил, что Глава государства неслучайно заговорил в Послании о креативе: сейчас вклад креативных индустрий в валовой внутренний продукт страны намного меньше одного процента, а это несопоставимо с другими странами, где вклад ВВП гораздо выше у креативных индустрий.
В чем плюс креативной индустрии? Можно продавать свои продукты на весь мир. Есть масса примеров, когда сегодняшние крутые Walt или Glovo придумали ребята – выходцы из маленькой Эстонии. А вот уже распространяется в других странах. В Казахстане пока таких примеров мало. Но будут – такие значимые, как сегодня в Атырау, форумы помогут молодежи и предпринимателям в креативной индустрии поверить в себя, сделать свой продукт, помогут привлечь внимание инвесторов. Поверьте, в Атырау не так сложно сделать какое-нибудь приложение, которое станет известным в СНГ, а потом уже и на всю Европу и Азию, – говорит Антон.
Антон Ким по профессии инженер, он считает, что такие специалисты – полезные люди, которые разрабатывают базовые процессы. И так как маркетинг это своего рода социальная инженерия, где-то социология, работа с данными, он в своей среде!
– Уверен, разделение людей на гуманитариев и математиков уже в прошлом. Сейчас нужно смотреть на талант человека. Допустим, если взять Димаша Кудайбергена: он – яркий представитель креативной индустрии, и не факт, что он должен был стать программистом. Словом, надо развивать таланты наших детей, молодежи и подталкивать их туда, где они смогут состояться. Если мы видим, что молодому человеку нравится IT, ему нравится писать приложения – пусть пишет! А вы знаете, что знаменитый Стив Джобс даже не был математиком, он был маркетологом, находил хороших людей. И поэтому каждый должен находить свою сильную сторону, ее прокачивать. И вот тогда у нас будет большое количество разных талантов, мы сможем их объединить в одну команду, что и будет нашей одной идеей! – заключил в интервью «ПК» Антон Ким.
После занятий по направлениям участники форума посетили комплекс Сарайшык. Чтобы, так сказать, закрепить пройденный материал, вдохновиться городищем времен Золотой Орды и приступить к большому труду. Креативному.
Надежда ШИЛЬМАН
Прямая речь:
Светлана Альбикова, основательница творческой студии, Астрахань (Россия), общественный деятель:
Я и ранее принимала участие в подобных многочисленных форумах, как в российских, так и в международных. Ваш форум отличается массовостью, интересными идеями, спикерами. К примеру, я выбрала участие в секции «Музыка», где выступили спикерами продюсер, певец, бывший продюсер группы Ninety One Ерболат Беделхан, а также продюсер Азат Абыкен. Было увлекательно послушать их творческий путь и советы – как стать известным.
Основная цель форума – развить или разбудить в молодежи креатив. Ведь будущее – за креативными индустриями. И надо понимать: это будущее создаём мы сами сегодня.
Я желаю форуму стать ежегодным и востребованным событием в Атырау, которое будет собирать самых талантливых молодых людей со всего мира!