Новости

Ольга Поплевина: «Играйте так, как чувствуете!»

В Атырауской области одним из лучших педагогов по праву считается заведующая предметно-цикловой комиссией «Актерское искусство и общее фортепиано» Академии народной музыки имени Дины Нурпеисовой Ольга Поплевина. Ее ученики добились больших успехов в искусстве и образовании.

Сегодня об этом мы говорим с Ольгой Владимировной в «Гостиной «ПК»

Учителя
(Когда с тезками повезло)

Ольга – отличница по жизни. В школе имени Калинина училась легко и на одни пятерки. В детской музыкальной школе имени Курмангазы, где она сыграла концерты В. Моцарта и Л. Бетховена, талантливую девочку любили и ценили. Помимо музыки еще одним увлечением были занятия в танцевальном кружке у хореографа Ольги Красновой. И только сама Ольга Поплевина и ее родные знали, что это был труд, помноженный на труд.
Вообще, тезок у Поплевиной по жизни было немало. Так, ей очень повезло с педагогом, вот откуда у нее фундаментальные знания, классическое образование. Ольга Емуранова, которая одно время была директором Атырауского музыкального колледжа, не просто преподавала фортепиано, куда поступила наша героиня, – она была очень заинтересована, чтобы ее ученики развивались гармонично, не только ноты или гаммы знали, но и постигали все, что связано с историей фортепианной музыки.
У Ольги Емурановой была очень хорошая домашняя библиотека. И помимо разучивания учебной программы она приносила своим студентам бесценные книги, которые тогда с трудом можно было купить или найти. Для игры на музыкальном инструменте нужен высокий интеллект, глубокое знание истории музыки. Исполнитель должен быть образованным по всем направлениям, грамотным. И, конечно, у него должен быть богатый внутренний мир. Поэтому чтение книг по специальности для музыкантов, для будущих служителей искусства было обязательным условием.
– А еще у Ольги Зотовны была прекрасная фонотека, – вспоминает Ольга Поплевина. – Она часто приглашала домой своих учеников послушать классическую музыку, а потом мы все обсуждали прослушанное произведение. Ольга Зотовна была фанатом своего дела, истинным педагогом, очень требовательным, любила дисциплину, учила думать. Все это помогало нам игре на фортепиано. Это был такой бесценный багаж знаний.
Пройдя образовательный цикл с таким педагогом, Ольга Поплевина легко поступила в Алматинскую государственную консерваторию имени Курмангазы, где попала в класс Арнольда Гринфельда, который в свое время преподавал Ольге Емурановой. Ей очень повезло, ведь это был первоклассный специалист, который умел вдохновлять своих учеников. Хозяйка квартиры, где девушка снимала одну комнату, часто беспокоилась за свою квартирантку, которая пропадала в консерватории с семи утра до десяти вечера. Приходила утомленная, немощная и сразу падала спать.
– Мне даже погулять по Алматы совсем некогда было, – улыбается Ольга Владимировна. – Чтобы успеть позаниматься музыкой, мы приходили в консерваторию в семь часов утра и репетировали до десяти часов дня. Потом были основные уроки. Студентов в консерватории много, кабинетов не хватало, приходилось вставать в очередь. Запись открывалась в четыре часа дня, а с шести до десяти вечера мы играли. Домой возвращалась очень уставшая, и – сразу спать.
Свой трудовой путь Ольга Владимировна начала в Атырауском музыкальном колледже имени Дины Нурпеисовой. И, конечно же, в работе со студентами старалась применять методы преподавания Ольги Емурановой, то есть не просто играть на пианино, а думать, размышлять, много читать, расти духовно. Пианист должен быть всесторонне развит: изучать и знать литературу, изобразительное искусство. Например, стиль композиторов Дебюсси и Равеля связан со стилем художников-импрессионистов, которые постоянно экспериментировали с техникой и стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Ученики

За годы работы были разные ученики. Студент музыкального колледжа Тимур Ким в свое время учился по классу «баян», а Ольга Владимировна вела у него предмет «общее фортепиано», который является связующим звеном между основным инструментом и теоретическими дисциплинами – сольфеджио и музыкальной литературой. Так вот, Тимура так увлекло фортепиано, что после окончания колледжа по классу «баян» он поступил на класс фортепиано, окончил его, потом получил диплом Астраханской государственной консерватории, работал в Астраханском театре оперы и балета, пройдя сложный конкурсный отбор. А в городе Ростове-на-Дону, куда он перешел работать, его, как успешного концертмейстера, позвали на работу с итальянским балетмейстером Мариинского театра, приглашенным в город на берегу Дона для обмена опытом. Тимур аккомпанирует зарубежному мастеру сложные балетные постановки и, конечно, поделился успехом со своим педагогом, благодаря которому он открыл для себя мир фортепианной музыки.
Среди успешных учеников Ольги Поплевиной можно назвать Дану Алпамыс, Даурена Зинетова, которые после окончания Астраханской консерватории преподают в Атырауском музыкальном колледже «Академия народной музыки имени Дины Нурпеисовой», педагога Астраханской государственной консерватории Анару Малекову, которая заведует фортепианным отделением Уральского музыкального колледжа, студентку Алматинской национальной консерватории Шырын Махмед.
Также среди лучших выпускников класса Ольги Поплевиной – преподаватели областной детской музыкальной школы имени Курмангазы Инна Меграбова и Надежда Сладкова, концертмейстер в Малой академии искусств имени Н. Тлендиева Оксана Полевик, Дарья Петрова – концертмейстер Астраханской государственной консерватории. Еще одна ее ученица Гаухар Манарбекова работает в Атырауском музыкальном колледже имени Д. Нурпеисовой, в этом году оканчивает магистратуру Астраханской консерватории, лауреат республиканских и международных конкурсов. Ольга Войтова (еще одна тезка, на этот раз ученица!). На четвёртом курсе Академии народной музыки дала сольный концерт в областной филармонии имени Жантурина.
Ученица Ольги Владимировны Динара Токмурзиева в свое время в возрасте 10 лет участвовала в республиканском конкурсе пианистов в Караганде, заняла там первое место, исполнив очень сложную программу для своего возраста. Динару пригласили в республиканскую среднюю специализированную музыкальную школу-интернат для одаренных детей имени Куляш Байсеитовой. Сейчас Динара Токмурзиева преподает в этой же школе Байсеитовой и в национальной консерватории имени Курмангазы.
В настоящее время подрастает еще одна талантливая пианистка – ученица областной специализированной школы-гимназии имени Н. Тлендиева Жаркынай Жолдаскали. В свои 11 лет она уже стала лауреатом нескольких областных, республиканских и международного конкурсов.
Но самой успешной студенткой Ольги Поплевиной, безусловно, является победительница многих республиканских и международных конкурсов, стипендиат фонда Назарбаева Таисия Войтова. Очень яркая, талантливая ученица оканчивает музыкальный колледж в этом году. Она – лауреат республиканских конкурсов в Астане, Алматы, обладательница Гран-при конкурса JAS TOLQYN, Гран-при международного конкурса «КТК – талантливым детям» в Москве, дипломант I международного конкурса имени Е. Гнесиной в городе Москве.
С Тасей вообще легко работать и учить. Ее бабушка, мама и сестра – преподаватели по фортепиано в музыкальной школе. Папа в детстве обучался игре на баяне и обладает абсолютным музыкальным слухом. Во многом это и определило будущую профессию нашей стипендиатки. Встреча с такой талантливой одаренной пианисткой – настоящий подарок для педагога.

Моцарт был прав

– Ольга, что важно для пианиста? – решили мы продолжить рассказ о героине в формате интервью.
– Природные данные, которые надо развить. Образование.
– Верно ли утверждение, что у пианиста обязательно должны быть длинные пальцы?
– Это только обыватели твердят, что пианисту достаточно иметь длинные пальцы. Нет, конечно. На самом деле для игры на музыкальном инструменте важен интеллект, внутренний мир.
– Музыкой надо заниматься каждый день?
– Безусловно. Великий Святослав Рихтер Бетховен говорил: «Если я не играю один день, то на следующий день это замечаю я, если не играю два дня, то замечают мои друзья, а если три дня – то это уже замечает публика».
– Как увлечь детей игре на пианино?
– К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. При обучении есть основа, методика, но нужно чувствовать ученика, что ему нравится, а что нет. Кому-то нравится соль, кому-то – сахар. Поэтому каждый ученик требует особого отношения. Соответственно мы подбираем для них определенное произведение.
– Часто бывает так, что уже на второй год обучения дети оставляют занятия музыкой, а потом, во взрослой жизни, жалеют об этом.
– Да. Потом говорят родителям, что ж вы, мол, не настояли. Надо было заставить. Через это проходят практически все. Меня тоже мама заставляла заниматься. Сейчас музыка – это моя жизнь.
– Важны ли какие-либо способности при игре на пианино?
– Конечно, это желательно. Хорошо, когда человек предрасположен к музыке. Но все-таки это большой труд. Великий австрийский композитор Амадей Моцарт сказал однажды, что успех на 95 процентов состоит из труда, а оставшиеся пять – это талант. А великий Гёте сделал данное соотношение еще меньше, утверждая, что для успеха достаточно лишь одного процента одаренности, а всё остальное сделает труд.

«Музыка – это и есть жизнь»

– Ольга Владимировна, конечно, все педагоги-музыканты имеют специально разработанную методику. А как же все-таки добиться хорошего результата, успеха учеников, признания?
– Через определенный период своей педагогической деятельности я поняла, что помимо качества игры ученикам надо давать свободу. Если мы отработали какое-либо произведение, разобрали его, потом я говорю своим ученикам «играйте так, как чувствуете». Тогда произведение получается лучше, то есть оно идет изнутри.
– Где приобрести хорошее пианино?
– К сожалению, у нас нет хороших музыкальных салонов, поэтому остается только заказывать. Пианино должно быть акустическим, не цифровым. На электронных инструментах и звучание будет электронное, неживое, поэтому важно брать настоящее пианино. Стоит немало – около двух миллионов тенге, и это только для начинающих. К сожалению, очень сложно с настройщиками инструментов, их у нас, можно сказать, не обучают.
– Сейчас родители больше внимания уделяют языкам, точным дисциплинам, техническим предметам. И уроки музыки даже в школе преподают по остаточному принципу…
– К сожалению, это так. А ведь музыка – это и есть жизнь, она живая! Вместе с человеком она может грустить, радоваться, огорчаться. Занятие музыкой развивает интеллект, мышление, память, помогает в учебе, особенно в математике, так как развивает логику. Прослушивание музыки может улучшить запоминание и обучение в различных задачах. Человек, если не слушает музыку, очень беден, он обделяет себя. Детей с малых лет надо приучать к музыке. Не важно, кем он станет во взрослой жизни, но если он будет играть на музыкальном инструменте, он станет гармонично развитой личностью.

Статьи по теме

Back to top button