Окунаемся, не стесняемся, воду набираем
Зачем окунаться в прорубь? Можно ли это делать представителям другого вероисповедания, ведь Крещение – православный праздник? И действительно ли вода, набранная 19 января, приносит пользу? Об этом «ПК» поговорила со священником Успенского собора Михаилом Соколовым.
– Отец Михаил, начнем с вопроса, который часто задают наши читатели, и вам, наверное, также часто его приходится слышать – можно ли неправославным совершать погружение в прорубь на Крещение, не явится ли это предательством по отношению к своей религии?
– Откровенно говоря, я до сих пор не понимаю до конца тех людей, которые стараются встретить этот праздник массовым купанием в ледяной воде. На самом деле, это привезенная из Палестины традиция. На реке Иордан, когда патриарх Иерусалимский освящает воду, происходит ежегодное чудо – вода в реке меняет свое течение в обратную сторону на какие-то мгновения. А арабы-христиане, они, кстати, очень интересно реагируют: когда видят такие чудеса, прыгают в воду. Когда наши паломники это все посмотрели, начали купаться у нас, там, где холод и мороз, а в Палестине-то в это время +20!
Предписания о том, нужно ли христианам купаться в реке в этот день, нигде нет, скажем, это непонятная традиция. Ну а купаться в реке может любой, независимо от своего вероисповедания. Если кто-то говорит, что грехи прощаются, если ты в прорубь окунулся – ерунда полная! Грехи прощаются только через покаяние, пост и молитву. И христианами они от этого не становятся. Потому как главный критерий для того, чтобы стать христианином – вера в то, что Иисус Христос есть Сын Божий, который воплотился, умер на кресте, воскрес из мертвых для того, чтобы человеку было доступно Царствие Небесное, которого люди лишились после грехопадения Адама.
– Ну, значит, окунаться на Крещение можно всем, было бы желание, как говорится. Мы сегодня собрали разные популярные вопросы, и вот еще один: у православных ежегодно Крещение проходит 19 января, а вот дата празднования Пасхи Христовой всегда меняется. Почему?
– Исторически Крещение Господня и богоявление происходили в первый день, день Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И так как литургически, то есть по уставу, эти богослужения невозможно соединить в одно, было принято решение разделить их на разные дни. Рождество Христово мы празднуем в день его рождения по плоти, а остальные два праздника, так как они тематически похожи и имеют много общего, соединили и установили в конце Святок (святые дни – от Рождества Христова до Крещения Господня – с 7 по 19 января, также в течение этих дней православные не постятся). Пасха же у нас привязана к лунному календарю, так как ее установил праздновать Господь Бог через Моисея. Но так как Господь был распят после иудейской пасхи, православные христиане празднуют Пасху, Светлое Христово воскресение, после иудейской, и они никогда не совпадают. А празднование Пасхи всегда бывает в первое воскресенье после новолуния после весеннего равноденствия.
– В чем все же сила воды на Крещение? И если кто-то не успеет по разным причинам 19-го набрать освященной воды, можно ли это сделать на следующий день, например?
– Конечно, можно из речки 20 и 21 числа набрать воду, так как еще в течение трех дней она освящается этим чином.
Организацией места для освящения и купания занимается председатель русского этнокультурного объединения Андрей Кораблев. Мы же придем к проруби к 11.00 для совершения молебна. Непосредственно праздник Крещения Господня проходит в храме, а на реке просто купания, которые на самом деле к этому празднику не имеют никакого отношения. И все же не случайно вода называется святой: раз в год она освящается великим чином освящения и имеет после этого название Агиасма, что в переводе означает Великая Святыня. Соответственно своему названию и имеет особое значение. Как правило, святая вода в болезнях помогает и нечисть всякую отгоняет. И еще. Если святая вода не имела б особой силы, то и люди бы ее не набирали и за ней не приходили.
Надежда ШИЛЬМАН