Новости

О чём говорил сенатор?

На встрече с журналистами депутат Сената Парламента РК Гумар Дюсембаев, побывавший с рабочим визитом в регионе, ответил на ряд вопросов касательно ряда проектов, реализованных в рамках государственной программы индустриально-инновационного развития. Мы поинтересовались его мнением относительно судьбы этих проектов.

Тимур КАЗИЕВ

В частности, редакция «ПК» спросила сенатора о том, как будут дальше работать или реализовываться такие проекты, как, например, фармацевтический завод, начатый, но так и до конца не построенный, а также проект ТОО «Caspiy Lana Atyrau» — фабрики по обработке шерсти, выпускающей в том числе пледы и одеяла из верблюжьей и овечьей шерсти.

На первый вопрос относительно фармацевтического завода Гумар Дюсембаев сказал следующее: «Как вы знаете, в свое время мы реализовывали этот проект. Для чего были выделены средства из государственного бюджета для прокладки инженерной инфраструктуры, была проложена газовая труба, построена автомобильная дорога. Когда этот проект только стартовал, то 49% доли было в АО «СПК «Атырау», а 51% доли проекта был у руководства АО «Медицина». СПК выделило порядка 830 млн тенге на приобретение оборудования. Во время строительства завода эти средства были использованы не на приобретение оборудования, а пошли на строительные работы. Финансовая полиция увидела в этом нецелевое использование бюджетных средств, и что эти средства надобно вернуть государству. Из-за чего реализация проекта приостановилась. Бюджетные средства были возвращены. Так как этот проект был начат при мне, то я решил помочь. Созванивался и предложил инициатору проекта (З.Д. Даулетжанова) вместе обратиться к вице-премьеру Ералы Тугжанову и руководству АО «СК – Фармация» Ерхату Искалиеву, объяснив последнему, что данный фармпроект уже был начат, имеет законченный нулевой цикл, с построенной автодорогой и газопроводом. Но Искалиев ответил, что согласно уставу организации АО «СК Фармация» не вмешивается и не участвует в строительных проектах. Попросил Е. Тугжанова о возможности привлечения кого-то в проект. Забира Джагапаровна в одном из наших телефонных разговоров сообщила мне, что договаривается с одним из бизнес-партнеров на софинансирование проекта. Пока это то, что я могу сообщить. Конечно же, надобность в этом проекте очень большая. Есть небольшие цеха и мини-заводы, но они маломощные, страна нуждается в крупном заводе по выпуску лекарств. Так что тема эта актуальная, злободневная, и ею надо заниматься в дальнейшем». 

Что же касается проекта ТОО «Caspiy Lana Atyrau», то он тоже был реализован при содействии АО «СПК «Атырау». И в его реализации, как признался сенатор Гумар Дюсембаев, в бытность его первым заместителем акима области он принял непосредственное участие. По мнению Дюсембаева, инициатор проекта, как он выразился, «работает не совсем активно». 

– Там такой нюанс. Весь вопрос заключается в наличии сырья. Продукция, которую они выпускали, безусловно, хорошего качества. У нас в Атырауской области, к примеру, едильбаевская порода овец – грубошерстная. Для них же, то есть для производителя продукции, нужна полутонкорунная или тонкорунная шерсть овец. При обработке грубой шерсти местных овец пригодной остается только 5% шерсти для выпуска конечной продукции. А это невыгодно для Caspiy Lana Atyrau. К тому же, чувствуется давление конкурентов, производителей из Китая. Они закупают сырье — шерсть в Казахстане у животноводов по более выгодной цене, — отметил Дюсембаев. Так что весь вопрос заключается в постоянном наличии сырья для производства изделий. Как выход из ситуации, хотя бы в районах Атырауской области учредителю предприятия, оказывается, было предложено открыть заготовительные участки, как в советское время заготовительные конторы. Даже пойти на создание и организацию бригад по пострижке и сбору верблюжьей и овечьей шерсти, закупку электрических машинок для пострижки шерсти, весов, оплаты труда заготовителей, то есть вложиться в это дело. Иначе говоря, по принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Бизнес есть бизнес, и надобно предпринять все усилия для его спасения. И, по мнению Гумара Дюсембаева, предприниматель не идет на это, считая, что кто-то должен за него это организовывать. Поэтому дело идет ни шатко, ни валко. Хотя есть все условия для производства. Так что многое зависит от усилий учредителя проекта. Такова позиция сенатора. И, тем не менее, возникает вопрос, как в свое время местные власти и СПК начали реализацию проекта без учета этого фактора, конкретно с наличием или отсутствием сырьевой базы, не просчитав до конца все тонкости и нюансы производства по обработке шерсти и выпуску из нее готовой продукции. 

Третий вопрос мы задали в отношении затянувшегося строительства автомобильной трассы республиканского значения «Атырау – Астрахань».

– Это достаточно серьезная проблема. Работа вроде началась, 60 км заасфальтированной дороги открыли для проезда, хотя ее официально в эксплуатацию еще не сдали. Средства на реконструкцию этого участка дороги выделили из республиканского бюджета. Потом оформили денежный заем в одном из международных банков развития, разделив оставшиеся участки этой трассы на шесть лотов. Но потом работы по ним приостановились. Мы, депутаты-сенаторы и мажилисмены, по моей инициативе провели круглый стол с участием министра индустрии и инфраструктурного развития Каирбека Ускенбаева для того, чтобы узнать причины сложившегося положения дел. Как выяснилось, проектировщики допустили ошибку при проектировании. Не учли физико-химические свойства нашей местной почвы, которая очень соленая. Теперь проектно-сметная документация направлена на доработку, все эти перерасчеты заново проделываются. А значит, соответственно, проект идет на удорожание. И открытым текстом скажу, что некоторые подрядчики даже ставят вопрос о своем дальнейшем участии в проекте, — ответил Дюсембаев. Этот вопрос, как заверил сенатор, на его личном контроле, он его отслеживает. На сегодня разработка ПСД с учетом изменений в отношении физико-химического состава почвы продолжается. И как только ПСД пройдет повторную госэкспертизу, дорожные работы по реконструкции трассы «Атырау — Астрахань» будут продолжены. Получается, проект подорожает с учетом внесенных изменений. Однако вопрос об ответственности должностных лиц правительства, давших «добро» на этот проект, остается открытым. Так как никто за ошибки не наказан, а проектировочная компания за счет своих средств исправляет ошибки, допущенные при первоначальном проектировании работ.

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button