Новости

Незаживающая рана

«Я родился в 1946 году в селе Сарбулак, близ Семипалатинского полигона.  Однажды у нас появились военные, которые говорили: если услышите взрывы, не пугайтесь, никакой опасности нет, просто испытывают новое оружие. Но при этом предупреждали: почувствуете подземные толчки, закройте окна, двери и не выходите на улицу. В то время я учился в интернате, и в один из таких дней, когда земля задрожала, нас спрятали в вырытую в земле артезианскую скважину, накрыли одеялом. Но мы, дети, высовывали свои головы из-под одеял и, игнорируя предупреждение взрослых, выбегали на улицу, чтобы посмотреть, что же там происходит. Земля и вправду дрожала под ногами, животные от испуга разбегались в разные стороны, мы с интересом наблюдали, как в небо устремляется шапка гриба, увеличиваясь прямо на глазах. Откуда нам было знать, что в это время мы подвергались радиоактивному излучению».

Эти воспоминания активного члена антиядерного движения «Невада-Семей» Амантая Дугалакова мы прочли в книге «Ғасыр Қасіреті – Трагедия века» атырауского писателя Мурата Бектенова.  

Корреспонденты «ПК» накануне даты закрытия полигона – 29 августа – встретились с председателем общественного объединения «Ветераны  Семипалатинского полигона» Атырауской области Білімом Қаршығой и автором книги «Ғасыр Қасіреті»,  членом республиканского союза писателей и союза журналистов, автором 12 книг, Почетным гражданином Исатайского района Муратом Бектеновым.

Город-невидимка

Разговаривая со своими собеседниками, я вспомнила, как мой папа, служивший в Семипалатинске, тоже рассказывал про этот самый ядерный гриб, за которым наблюдал и он. Мои собеседники в свое время также были направлены на службу в зону повышенной радиации. И если Мурат Бектенов  в основном отдавал свой воинский долг по линии комсомольской организации (в школе сержантов, потом полгода учился в Алматинской школе по подготовке секретарей ВЛКСМ), то председатель местного ОО «Ветераны Семипалатинского полигона» Білім Қаршыға два года топтал солдатские сапоги в населенном пункте Жангизтобе Семипалатинской области.

– Я служил с 1984 по 1986 год. После карантина нас, 17 человек, из  Талдыкоргана отправили в поселок Жангизтобе, где дислоцировалась наша войсковая авиационная часть №47007. Кстати, этот поселок знаменит тем, что неподалеку, на станции разъезда № 9, родилась звезда казахстанской эстрады Роза Рымбаева, – начал вспоминать Б. Қаршыға. По словам собеседника, в задачу солдат входила охрана ядерного оружия, боеголовок от ракет, а также их перевозка на полигон.

– Аэродромная рота каждый четверг занималась полетами на месте  испытаний, а потом солдаты-срочники, служившие в стройбате, собирали ядерные отходы, строили шахты на полигоне, чистили взлетную полосу.  Никто не знал, что это за место и какое оружие там испытывают. Никаких защитных костюмов нам не выдавали, радиационный фон тоже не измеряли.  Солдаты – люди подневольные: лишних вопросов не задают, приказали – выполнили, – продолжает лидер ветеранской организации.

В то время территории и населенные пункты, прилегающие к Семипалатинскому полигону, сотни раз подвергались загрязнению радиацией. Жители близлежащих поселков тоже никак не были защищены: они питались продуктами, употребляли воду, в которых содержалось большое количество радионуклидов. Более того, Семипалатинск из-за особой секретности был городом за семью печатями: его обозначения не было ни на одной географической карте, и название часто менялось: то Москва-400, то Семипалатинск-21. Последнее название, которое сейчас известно, Курчатов.  Позже этот факт обернется для ветеранов Семипалатинского полигона Атырауской области судебным иском. 

nezazhivayushhaya rana 1

40 лет ядерной трагедии

Областное общественное объединение «Ветераны Семипалатинского полигона» было образовано в 2016 году. На сегодняшний день в нем состоит около 400 членов. 

 – В этом году 29 августа исполняется 33 года, как врата ядерного полигона закрылись. А три года назад, к 30-летию этой даты, нами совместно  с Муратом Бектеновым была выпущена книга «Ғасыр Қасіреті», куда вошли воспоминания очевидцев, исторические факты о последствиях ядерных испытаний, начале антиядерного движения «Невада — Семей» и имена 400 ветеранов из нашей области, – продолжает рассказывать Білім Толеғалиұлы.

По словам самого автора Мурата Бектенова, над созданием книги они работали почти год.

– Я перелопатил много документов, историю, слушал рассказы очевидцев, изучал биографию каждого ветерана, прочитал о деятельности общественного антиядерного движения «Невада — Семипалатинск», которым руководил Олжас Сулейменов. И книга вышла в свет в 2021 году тиражом 150 экземпляров, – прокомментировал Мурат Бектенов. Немаловажно отметить, что выпуск печатного издания профинансировало само общественное объединение.

Продолжая беседу, аксакал с грустью посетовал, что его ровесники, которые проходили с ним службу в Семее, уже давно ушли в мир иной из-за различных заболеваний. А ему посчастливилось дожить до 79 лет и до сих пор оставаться в строю только потому, что он не находился в опасной зоне.  Мурат ага уверен, что болезни и ранний уход его сослуживцев связаны с облучением, которое они получили во время службы.

– К сожалению, несмотря на то, что люди близлежащих поселков стали чаще болеть онкозаболеваниями, дети рождались с аномалиями, увеличивалась смертность, доказать, что это – результаты полученной радиации, невозможно. Никто не замерял, сколько бэр получили люди. Согласно статистике, в Семипалатинской области в 1980 году на 100  тысяч населения фиксировали 158 случаев онкологии, а в 1990-м эта цифра увеличилась на 39 процентов. Более того, медикам запрещалось ставить диагноз заболеваний, связанных с воздействием радиации.  Все эти сведения и вошли в книгу «Ғасыр Қасіреті», – комментирует Мурат ага.

  Опираясь на открытые источники, мы знаем, что с 1949 по 1991 год  на территории Казахстана было проведено 470 ядерных испытаний, из которых 352 подземные, остальные – воздушные. И, как говорит Мурат ага, если война в Афганистане длилась 10 лет, а ликвидация Чернобыльской АЭС три года, то ядерная эра на Семипалатинском полигоне продолжалась 40 лет.

Без бумажки ты… никто

Атырауский лидер ветеранов Семипалатинского полигона Б. Қаршыға  с начала своей общественной деятельности добивается льгот для своих сослуживцев, которые в свое время отдали долг Родине на опасной территории в период проведения подземных ядерных взрывов.

– Помню, в 90-е годы тем, кто служил в Семипалатинской области, стали выдавать архивные справки Министерства обороны Республики Казахстан, где указывались номер, место воинской части и период службы.  И на основании ст. 7 Закона Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» 300 человек получили удостоверения, подтверждающие право на получение льгот и компенсаций, – комментирует Білім.

Также в документе из архива значится, что Семипалатинск-22,  населенный пункт Молдары (город Курчатов), относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр. В документе указано, что «граждане, проживавшие, работавшие или проходившие военную службу на территориях, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами, относятся к пострадавшим вследствие ядерных испытаний». И до 2020 года ветераны действительно имели льготы на 50-процентную скидку по выплате налогов, владельцы, имеющие собственные авто объемом до четырёх литров,  освобождались от налогообложений, также они имели право на бесплатный проезд в общественном транспорте, получение услуг нотариусов, ежегодный дополнительный десятидневный оплачиваемый отпуск за счет работодателя.

Тут необходимо уточнить, что, согласно вышеуказанному Закону, предусматривалось и единовременное пособие. До введения национальной валюты коэффициент размера компенсации определялся от средней заработной платы получателя. И в рублях это была довольно неплохая сумма, где-то 670-700 тысяч рублей. Сегодня, по словам председателя ОО, сумма единовременного пособия, согласно МРП, составляет 5 или 7 тысяч тенге.  Причем, ветеран, собирающий массу документов, получит эту мизерную сумму всего один раз в жизни! Более того, после  2020 года все привилегии были отменены, и единственная льгота, которая осталась до сегодняшнего дня, это право на бесплатное лечение в санаториях Алматы и Астаны.

– Аргументировать причину отмены льгот ветеранам Семипалатинского полигона Атырауской области никто не может. В связи с этим я написал письмо акиму области Серику Шапкенову, лично встречался с его заместителем Жасуланом Бисембиевым, где озвучил свои просьбы. В частности, мы просим рассмотреть возможность предоставить нашим ветеранам 50-процентную скидку на автострахование, вернуть льготы по бесплатному проезду в общественном транспорте, на обслуживание в нотариальных конторах, выплату единовременного пособия в размере от 10 до 15 МРП, освободить от подоходного налога работающих ветеранов Семипалатинского полигона. И Жасулан Оракович заверил меня, что все просьбы будут вынесены на обсуждение областного маслихата, – озвучивает наболевшие вопросы лидер общественной организации.

Причем, как говорит Б. Қаршыға, им известно, что ветераны соседних регионов Актау, Туркестана из местного бюджета один раз в год получают единовременные пособия в размере 100-120 тысяч тенге.

 Фальшивка?

Лидер ветеранской организации рассказал нам еще одну занятную историю.

– Началась она с того, что в 2017-18 годах мы узнали, что ветераны   Кызылординской,  Актюбинской областей получают ежемесячно по 14 тысяч тенге. И мы стали интересоваться, как они этого добились. Коллеги поделились, что в Уральске есть человек, который может связаться с  архивом города Подольска Российской Федерации, и представить архивные справки о том, что мы действительно участвовали в ядерных испытаниях. У нас такие справки получили 137 человек, – начал рассказывать давнишнюю историю собеседник.

Представив документы в выплатной центр Атырау, ветераны получили удостоверение, и ежемесячно им начислялось пособие в размере 14 тысяч тенге. Но буквально через полгода гражданина Б. Қаршығу вызвали сначала в выплатной центр Атырау (куда он смотрел раньше? Прим. авт), а потом в суд Аккистау Исатайского района. Будто бы выяснилось, что архивная справка, выданная из учреждения города Подольска центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, оказалась фальшивой. А заведующий архивохранилищем по фамилии Боев, который подписал и выдал данный документ, там и вовсе не работает.

– Даже бланк, на котором была напечатана справка, был отправлен в Актобе на экспертизу, которая прислала заключение, что бланк является оригиналом. Однако по решению суда все выплаченные деньги за полгода нам пришлось вернуть. Вот такая неприятная история, – говорит председатель ветеранской организации. Кстати, они до сих пор точно не знают, была ли эта справка фальшивой. И от всей редакции мы приглашаем специалистов выяснить это.

По словам Біліма, посредник – человек из Уральска, оказавший ветеранам медвежью услугу, до сих пор никакому наказанию не подвергся. Хотя за свои услуги он получил от них приличную сумму.   

– Из нашей области 137 человек, получившие эти архивные справки, собирали по 20 тысяч тенге, которые мы оплатили посреднику. А в Кызылординской области такие липовые документы получили полторы тысячи  человек. И все они тоже вернули обратно выплаченные пособия, – пояснил наш собеседник.

– А почему вы сами напрямую не обратились в архив России?

– Мы несколько раз отправляли запрос в Российскую Федерацию. Однако получали ответы, что «такая воинская часть не значится, обращайтесь в архив Республики Казахстан». Также мы не можем получить справку из архива нашего государства, что являемся непосредственными участниками событий Семипалатинского полигона с указанием получения дозы радиации. Такие документы выдавались лишь до 2014-2015 годов. Как нам пояснили в центральном архиве Республики Казахстан, так называемая «зеленая книга», куда вносились все данные, связанные с Семипалатинским полигоном, была изъята прокуратурой. И сейчас уже нет никакой возможности узнать правду.

Член республиканского союза писателей и союза журналистов, автор книги «Ғасыр Қасіреті» Мурат Бектенов в свою очередь добавил:

– Сама войсковая часть дислоцировалась в Семее, но у нее были подразделения, которые располагались в засекреченном городе Курчатове. Адрес почтового ящика указывался один: «Город Семипалатинск». Поэтому данные воинских частей документально не подтверждаются. А в связи с распадом СССР вся имевшаяся документация была либо уничтожена, либо отправлена в Москву. 

Сегодня

На базе бывшего Семипалатинского полигона создан Национальный ядерный центр. Там трудятся ученые, которые занимаются развитием атомной энергетики, ищут способы, как эффективно и безопасно использовать атомную энергию в мирных целях, и проводят экологические обследования пораженных земель. А наши ветераны, уже поседевшие мужчины, подвергшиеся радиационному облучению, по традиции 29 августа соберутся вместе, чтобы посетить памятник, кстати, тоже установленный силами ОО. Вспомнят ушедших товарищей, армейскую службу и молча, не жалуясь на судьбу, поднимут свои законные 100 грамм. 

Каждый из них, однажды приняв присягу, отдал свой долг Родине.

Так чем же она сегодня ответит своим преданным сыновьям? 

«Семипалатинский полигон был создан по решению Совета министров СССР. Для ядерных экспериментов из народно-хозяйственного оборота было изъято 18 500 кв. км казахстанских земель. Для первого атомного испытания военные строители готовили «подопытное поле» размером в 300 кв. км. В его эпицентре, в верхней части 30-метровой металлической башни, был установлен заряд мощностью в 20 килотонн…» (источник «Ядерная трагедия Казахстана»).    Депутат Мажилиса Нурлан Ауесбаев, сравнивая в прошлом году суммы выплат пострадавшим вследствие ядеpных испытаний в Японии и Казахстане, заявил, что, согласно казахстанскому законодательству, пострадавшим гражданам выплачивается единовременная денежная компенсация, размер которой определяется индивидуально – в зависимости от зоны, и максимально составляет всего лишь 18 тысяч тенге (5,23 МРП) за каждый год проживания в период с 1949 по 1965 год. В Японии же лицам, пострадавшим от ядерных бомб, ежемесячно выплачивается специальная медицинская выплата для лечения заболеваний, связанных с атомной радиацией, на наблюдение и сохранение здоровья, выплаты по уходу для найма медсестры и так далее. Размеры выплат составляют более 1 000 долларов США, это около 430 тысяч тенге (tengrinews.kz.).

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button