На чьей стороне истина?
19 апреля в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Атырауской области завершился судебный процесс под председательством судьи Заремы Хамидуллиной по громкому уголовному делу по обвинению в покушении на получение взятки в особо крупном размере бывшего первого заместителя акима области Нурлана Таубаева и экс-руководителя регионального управления строительства Тимура Басарова. Состоялись прения, стороны выступили с репликами, подсудимым дали последнее слово. Дело осталось за приговором.
Напомним, Нурлана Таубаева и Тимура Басарова задержали в сентябре 2020 года в Атырау по подозрению в коррупции, то есть получении взятки в размере 182 млн. тенге от одной строительной компании, выигравшей крупный тендер компании «Тенгизшевройл» за покровительство при приеме в эксплуатацию модульной ковидной больницы в городе Кульсары.
В декабре 2020 года уголовное дело было передано в суд, однако разбирательство отложили из-за операции, перенесенной бывшим первым заместителем акима. По версии следствия, государственные служащие намеревались получить часть от 5,9 миллиарда тенге, оценив свою долю в 7 процентов. Таубаев утверждает, что просил заместителя директора строительной компании А.Т. купить в помощь региону именно такое число аппаратов ИВЛ. Однако на первых допросах в процессе следствия он не говорил про версию аппаратов ИВЛ. Сторона обвинения считает, что речь идет о семи процентах от суммы тендера. Таубаев был назначен на должность первого заместителя акима области за четыре месяца до задержания, а Басаров руководителем управления строительства в июне 2020 года.
Ранее в ходе судебного разбирательства прокурор Нуржан Жангереев просил суд назначить Таубаеву 11 лет лишения свободы с пожизненным лишением права занимать должности на госслужбе, а Басарову — 8 лет и 5 месяцев лишения свободы с тем же пожизненным лишением права занимать должности на госслужбе. Таубаев и Басаров обвиняются по части 3 статьи 24, части 4 статьи 366 Уголовного Кодекса Республики Казахстан «Покушение на получение взятки в особо крупном размере».
19 апреля 2022 года в ходе суда, в частности, сторона обвинения — прокурор Нуржан Жангереев отметил, что все доказательства отражены в обвинительном акте. Таубаев, в силу занимаемого служебного положения, курируя сферу областного строительства, задался противоправным действием. Речь о незаконном личном материальном обогащении путем вымогательства взятки в особо крупном размере у руководства строительной компании за содействие в приеме объекта в эксплуатацию и общее покровительство.
— Я запросил для Таубаева максимальное наказание – 11 лет лишения свободы, у него имеется отягчающее обстоятельство – он нарушил принятую присягу. Касательно Басарова было запрошено 8 лет и 5 месяцев, потому что у него отягчающих обстоятельств нет, – сказал Нуржан Жангереев. — Что касается доводов Таубаева. По его мнению, его задержали 10 сентября сотрудники Антикоррупционной службы за час до задержания Басарова.
Уважаемый суд! Данный довод опровергается показаниями следователя, который составил протокол задержания, и он подтвердил, что в тот день в отношении Таубаева какое-либо принуждение, либо давление не оказывалось, Таубаев сам добровольно поехал вместе с ними в департамент. Сам протокол задержания в порядке статьи 106 УПК РК адвокат Вранчев обжаловал в следственный суд города Нур-Султан, но его жалоба была оставлена без удовлетворения. Никакого похищения Таубаева не было, это не соответствует действительности, так как в ходе следствия об этом Таубаев не заявлял, а заявил лишь в суде. По этому вопросу Агентство по противодействию коррупции проводило служебное расследование, доводы Таубаева не нашли своего подтверждения.
Таким образом, задержание экс-первого заместителя акима области оформлено законно, факт оказания на него какого-либо давления не нашло своего подтверждения.
— Следующий довод Таубаева, – продолжил прокурор. — По его мнению, следователь просил у него сто тысяч долларов. Допрошенный следователь в суде это опроверг, голословные доводы и аргументы Таубаева ничем не подтверждаются, каких либо доказательств Таубаев не привел. О факте вымогательства в ходе следствия Таубаев не заявлял, хотя имел на то полное право. Еще один довод Таубаева – сотрудники оказывали на него давление, и не дали возможность долечиться, что также опровергается. Мы направляли запрос в областную больницу, согласно ответу оттуда, какие-либо сотрудники Антикоррупционной службы в здание больницы не приходили, его не просили выписывать и не оказывали на медработников давления. Сами врачи выписали Таубаева по улучшению состояния здоровья, что подтверждается медицинским документом.
— Вранье, – донесся голос одного из родственников.
В своей реплике подсудимый Таубаев эмоционально заявил о готовности дать признательные показания, готов заключить сделку о признании своей вины, но только «если прямо сейчас прокуроры предоставят мне хотя бы одно доказательство моей вины».
— Хоть одно слово, хоть полуслово, где я даю незаконные указания Басарову, требую с Т-сова, так называемого потерпевшего, семь процентов. Вот прошел один год и семь месяцев, и к чему пришли, – сказал подсудимый Таубаев. — Я готов сделать признательные показания, просить для себя 15 лет. Вы же говорите, что были какие то встречи в «Метрополе», вот сейчас можете показать? И что мы услышали из очередного спича прокурора? Опять только общие слова, вода. Я не понял, в чем конкретно меня обвиняют? Где доказательства? Почти два года сижу и не знаю за что. Позор.
Судья Зарема Хамидуллина пояснила, что для выяснения и ведется судебное следствие.
— Я ничего не просил у Т- сова, – настаивает подсудимый.
По мнению адвоката Таубаева — Нурлана Жолболова, в частности, видео задержания Басарова — это не документальный фильм, а кино, а кто режиссер, кто этим занимался, должно выясняться после оправдательного приговора.
— Сомнений много, а неустранимые сомнения виновности подозреваемого должны трактоваться в его пользу, — говорит адвокат Жолболов. — Обвинительный приговор не может основываться на предположениях. Мне самому не нравится стиль выступления моего подзащитного, но он во многом прав. Обвинительный акт состоит из сомнений, противоречий. Нигде, в том числе по «Метрополю», достоверно не доказан факт вымогательства. Есть большие сомнения в показаниях, они изначально не стабильны, не последовательны, противоречащие друг другу. Считаю, доводы обвинения, о которых я говорил ранее и сегодня, не выдерживают никакой критики, это не документ, если и назвать его документом, то с большой натяжкой. Я прошу обоих подсудимых оправдать за отсутствием в их действиях состава преступления.
На суде подсудимые выступили с последним словом. Затем суд удалился в совещательную комнату для подготовки приговора. Его дата будет сообщена.
Светлана НОВАК