Квест с усыновлением
В редакцию «ПК» поступило письмо от горожанки Эммы. Женщина решила поделиться своим мнением в ответ на опубликованную в номере за 9.08.2022 года статью «Когда все дома».
Напомним, в публикации рассказывалось о том, как можно усыновить ребенка из детской деревни «Шанырак». Свое истинное имя читательница попросила изменить по этическим соображениям, так как они с мужем очень хотят взять ребенка из детдома, но пока это не удается. О причинах Эмма и поведала.
«Вот Гульсара Амангалиевна (Гульсара Ботатаева, директор «Шанырака». Н.Ш.) говорит в статье, что всего 20 процентов слушателей усыновляют детей, а ведь было бы намного больше, если б не было такой бюрократии с документами.
Мы с супругом год назад прошли школу приемных родителей, получили заветный сертификат, потом начался квест со сбором документов. Сначала нужно пройти медкомиссию. Но меня, как мяч, пинали – с городского отдела образования в отдел опеки, оттуда – в поликлинику, потом с поликлиники вновь в опеку, с опеки – в ЦОН, с ЦОНа – опять в опеку. Никто не смог дать мне бланк прохождения медкомиссии, все ссылались друг на друга. В итоге я нашла бланк через таких же, как мы, кандидатов на усыновление.
Далее квест по загрузке документов в eGov. На eGov есть список необходимых документов, но в процессе их загрузки, а это делается по шагам, выясняется: собраны не все документы. Идешь дособирать. Нет информации о том, как должны выглядеть те или иные справки, заявления. Благо, что мне дали контакты юристов национального агентства по усыновлению, я им звонила, консультировалась. Спасибо им огромное за помощь! Когда я сама собрала документы, подсказывала еще трем кандидатам, делилась своим опытом. Одна женщина не смогла загрузить документы на портал, были проблемы с сайтом и с документами. Еще двое отложили момент сбора документов (тоже проблемы с документами).
В гороо же – конкретно в органах опеки – не могут дать нормально консультацию, там постоянно меняются специалисты.
В школе приемных родителей нам много чего полезного, конечно, рассказали. Но вопросов по непосредственному процессу сбора документов мы не касались, и это – боль всех, кто окончил школу.
Сейчас, оглядываясь назад, понимаю: весь этот кошмар с документами – своеобразное испытание кандидатов. Но, честно говоря, порой просто руки опускались.
И еще, Закон Республики Казахстан не разрешает разделять детей, рожденных одной матерью. А если у нее, например, четверо детей, и один из них с серьезной инвалидностью? Кандидату говорят: «Забирайте всех!» А кандидат (морально, материально, родные против, нет возможности дать качественное лечение ребенку) не готов взять на себя заботу о несовершеннолетнем с инвалидностью, но в состоянии забрать остальных детей. И тут получается, что все дети будут расти в интернате, потому что по закону детей делить нельзя! И это при том, что дети уже по факту растут в разных учреждениях…» – пишет атыраучанка Эмма.
От редакции. То, что рассказала читательница, понятно: детей действительно по закону нельзя разделять, и если усыновлять, то всех из одной семьи. Но то, что касается сбора документов, консультаций по сбору, тут, пожалуй, чиновники проигрывают: Эмма – не первая, кто высказывается на эту тему нам.
Надежда ШИЛЬМАН