Новости

Культурный код

Недавно моя подруга и коллега подарила мне прекрасную сумку из добротной велюровой ткани с красивым казахским орнаментом. Радует, что производители вещей, предметов и сувениров украшают их национальным орнаментом, тем самым способствуют развитию казахской культуры и традиций. А традиции ремесленничества в Казахстане имеют многовековую историю, они передаются из поколения в поколение вместе с другими видами искусства.

Стоит обратить внимание, что в рамках многолетней программы «Возрождение народных промыслов и развитие ремесел в Казахстане» компания «Шеврон» подготовила интересный альбом. В нем собраны данные исследований по обобщению и сохранению наследия ремесленников, об уникальных изделиях, сохранившихся в музеях, и частных коллекциях, а также представлены избранные работы современных художников и народных мастеров, показывающие преемственность традиций и определяющие новые тенденции. Как подчеркнула глава представительства компании «Шеврон» в Казахстане Замира Канапьянова, программа выявила немало ремесленников в регионах, которые стали обладателями Знака качества ЮНЕСКО  за ремесленные изделия, а многие мастера успешно участвовали в первом казахстанском конкурсе «Шебер».

Орнамент – вершина

Кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник института литературы и искусства имени М. Ауэзова Национальной академии наук Республики Казахстан Халима Труспекова отмечает, что ранее традиционное народное декоративно-прикладное искусство казахов воспринималось едва ли не единственным достоянием художественной культуры нации. В настоящее время учеными исследуются различные аспекты исторического развития региона, при этом особое место отводится народному искусству. Археология ХХ века не просто открыла артефакты художественной культуры древних и средневековых жителей нашего региона, благодаря ее данным была восстановлена цепь исторического развития и эстафета в передаче художественного опыта через андроновский, сакский и тюркский периоды. По мнению ученой, с полной ответственностью можно говорить, что орнамент – вершина искусства номадов, культурный код для многих тюркских народов. Растительный орнамент, представленный в вышивке, соединенный с геометрическим принципом работы, приводит к их органическому единству и синтетическому звучанию на предметах быта и одежды. Как отмечает Халима Хамитовна, в кочевой культуре изделия из шерсти, кожи, дерева и кости доминировали всегда, и археологические данные свидетельствуют о том, что техническая и художественная обработка материалов сохранилась в тех же самых параметрах. О высоком качестве и практической функциональности изделий казахских мастеров оставлено много письменных свидетельств путешественников и исследователей, таких как Ибн Рузбихани, Плано Карпини, Гийом де Рубрук и др. На протяжении веков почти вся продукция ремесленников распространялась по соседним регионам на торговых ярмарках, на базарах южных регионов Центральной Азии, вывозилась в Китай. При этом изделия из кожи, шерсти считались арабскими торговцами лучшими, так как выделанная казахскими мастерами кожа была очень высокого качества. До позднего периода наиболее распространенные и традиционные виды ремесленного производства были преимущественно связаны со скотоводством: выделка шерсти, кожи и кости, изделия из металла и дерева, ткачество, ювелирные изделия и т.д. Все предметы, изготовленные руками древних мастеров, были востребованы в быту и присутствовали в интерьере юрты, при этом каждая вещь имела свое место в пространстве жилища. Даже переселившись в каменные или деревянные дома, казахи продолжали располагать предметы быта соответственно сложившимся традициям.

По информации Х. Труспековой, одними из традиционных видов ремесел были ткачество и выделка кожи. Обработка шерсти, кожи и кости были распространенными видами домашнего ремесла, и ими владели все – от мала до велика. Кузнечное и ювелирное дело всегда требовали хорошей подготовки мастера. Как правило, опыт передавался от учителя к ученику, от родителей к детям. Если кошмы изготавливались в домашних условиях, и для их хорошей выделки требовалась коллективная организация труда всего общества (аула), то кузнечное и ювелирное производство бытовало в двух вариантах. В одном случае кузнец имел подсобных работников и рабочее место в традиционных районах зимовок, в другом – так же, как и ювелирных дел мастер, работал самостоятельно в своей юрте. Такое положение сохранялось до позднего времени – до ХХ века.

Халима Труспекова обратила внимание, что программа, реализуемая компанией «Шеврон» и ФЕЦА, способствовала созданию новых видов современных сувенирных изделий, особенно из мягких материалов, таких как войлок. К примеру, появилась такая продукция для ритуала перерезания пут младенца «тусау-кесу», авторы – семья Бейсбековых. Изделие соответствует казахским традициям и выполнено на высоком качественном уровне. Эти направления пока только начинают развиваться, а традиционные материалы – дерево, керамика, войлок – нашли воплощение в новых вариациях.

Вышивка – национальный колорит

Старший научный сотрудник отдела народно-прикладного искусства Государственного музея искусств имени А. Кастеева Рашид Кукашев сделал акцент на том, что одним из наиболее ярких и самобытных видов казахского народного декоративно-прикладного искусства является вышивка. О глубинных истоках происхождения казахской вышивки свидетельствует ее народное название – кесте, что на древнетюркском языке означает «нарисованное». О высоком уровне развития вышивки у далеких и близких предков казахского народа убедительно говорят и археологические материалы, а также свидетельства в средневековых письменных источниках. Р. Кукашев дает пояснение, что искусство казахской вышивки в прошлом складывалось в условиях кочевого образа жизни и во многом определялось характером натурального скотоводческого хозяйства. Вышивка являлась исключительно женским ремеслом, которое носило массовый характер. Приемы и секреты вышивания передавались по наследству от матери к дочери. Умение художественного шитья входило в обязательный круг добродетелей казахской невесты. Традиционными материалами, которые использовались в вышивке, были, прежде всего, продукты скотоводческого хозяйства – войлок, тонковыделанная кожа и шерстяные материалы. Также широко использовались привозные ткани – бархат, сукно, вельвет, ситец и т.д. Материалом для вышивания служили шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные, золотые и серебряные нити. В вышивке также применялись кораллы, жемчуг, перламутр и бисер. На вышитые изделия нередко нашивались серебряные штампованные бляшки, полоски позумента, использовалась оторочка мехом ценных пушных зверей, – соболя, куницы, выдры.

Ученый обращает внимание, что основной техникой казахской вышивки служил тамбурный шов, выполненный с помощью крючка или иглы – бiз кесте. Особого совершенства добились казахские мастерицы в искусстве золотого шитья «алтындап тiгу», «алтын наққыстану», также восходящего к глубокой древности. Еще в VIII веке арабы, впервые познакомившись с культурой Центральной Азии, с восхищением отмечали великолепие и обилие золотого шитья в одеждах тюркской знати. Любопытно, что в народной памяти запечатлелось имя одной такой искусной мастерицы – золотошвеи, работавшей при дворе золотоордынского хана Джанибека. Ее звали «алтын қайшылы Iзбике» – «Избике – золотые ножницы». Золотое шитье выполнялось волоченными нитями сым и прядеными, образованными навиванием металлической проволоки на шелковую или бумажную основу. Узоры наносились на бархат тончайшей выделки, реже на шелк и парчу – золотом по золоту. Вышивке принадлежало главенствующее место в художественном оформлении казахского традиционного костюма, особенно женского. Ею украшались буквально все предметы и аксессуары одежды – от головного убора до обуви. В ней нашли свое отражение и половозрастные различия, и социальный статус владельца костюма, а также преимущественно в орнаментации женских головных уборов – саукеле и кимешек –  проявились маркирующие признаки родоплеменной принадлежности.

Рашид Кукашев приводит данные о том, что не менее значительную роль вышитые изделия играли в сложении красочного ансамбля казахского жилища. Настенные вышитые ковры – «түскииз» – являлись непременным украшением почетной части юрты «төр», противоположной от входа. Богато отделылвались вышивкой и аппликацией свадебные занавеси, нарядно вышивались постельные принадлежности. Богато и с особой тщательностью украшались вышивкой предметы убранства верхового коня невесты и молодой женщины – попоны, седельные подушки.

– Вышивка и сегодня остается одним из массовых и излюбленных видов народного творчества, – подчеркивает Р. Кукашев. – Жизненность этого вида искусства в глубокой его традиционности, в богатстве палитры художественно-выразительных средств и простоте исполнения. Так, например, к настоящему времени, когда большая часть предметов старого кочевнического быта осталась только в памяти старшего поколения, и увидеть их можно лишь в музеях, еще во многих уголках Казахстана сохраняется традиция изготовления вышитых ковров –түскиіз. Такой вид вышивки активно входит в современный интерьер, придавая ему праздничную декоративность и своеобразный национальный колорит. Богатейшие традиции казахской вышивки находят свое дальнейшее развитие и в творческве многих современных профессиональных художников-прикладников республики.

Красота кружев из дерева

Среди огромного художественного наследия казахского народа особое место занимает художественная обработка дерева. По словам Рашида Кукашева, истоки этого вида искусства восходят к глубокой древности. Из дерева изготовляли остов юрты, ее двери и косяки, многие предметы домашней утвари, орудия труда и даже оружие, части конского снаряжения, музыкальные инструменты и другое. Изобилие растительного сырья, несложная техника обработки делали его незаменимым в повседневной жизни номадов. Значительная часть деревянной утвари у казахов в прошлом изготавливалась в условиях домашнего хозяйства. Почти в каждой семье могли при надобности сделать простую по форме посуду, ступы для толчения продуктов, колыбельку, корытце и т.д.  Но требовавшие большого мастерства и специальных навыков особые предметы – остов юрты, различная мебель, седла – изготавливали мастера-деревообделочники по специальным заказам своих сородичей, получая за это натуральную плату. Именно в среде этих умельцев, обладавших помимо высоких навыков столярного ремесла и даром художника-творца, процветало искусство художественного оформления изделий из дерева, плетения кружева из дерева. Для своих изделий мастера использовали самые различные породы, они легко резались и поддавались художественной обработке. Несмотря на ограниченный круг инструментария, изделия казахских мастеров были самого высокого качества.

Первые плодотворные попытки по возрождению традиций казахского искусства резьбы по дереву были предприняты  в системе художественных промыслов Министерства легкой промышленности КазССр в 1970-х годах ХХ века. Инициатором этого важного начинания выступил известный исследователь и подвижник казахской культуры Акрап Жубанов, разработавший широкую комплексную программу по изучению традиций живых очагов народного искусства и внедрения их в практику современных художественных промыслов республики. Как поясняет старший научный сотрудник Рашид Кукашев, в настоящее время, в связи с усиливающимся процессом возвращения на родину этнических казахов из Монголии, Китая, Ирана и республик Средней Азии, в среде которых еще сильны многие элементы традиционной культуры, в республике наметилась тенденция к оживлению народного творчества и появлению новых очагов ремесленнического производства, ориентированных на покупательский рынок. В рамках исследовательского проекта по изданию иллюстративного альбома программы «Возрождение народных промыслов и развитие ремесел в Казахстане» было установлено, что среди этой категории народных мастеров значителен процент умельцев, занимающихся художественной обработкой дерева. А значит, есть оптимистичес­кий прогноз на дальнейшую судьбу древнего самобытного казахского народного декоративно-прикладного искусства.

Изящество формы

Древнейшие формы керамики, найденные в Прикаспии, совпадают с аналогичной продукцией, известной по всему миру – простейшие чаши, баночные, кувшинообразные сосуды с характерным универсалным геометрическим декором по венчику и иногда по дну формы. Халима Труспекова акцентирует, что находки Иссыкских курганов Казахстана свидетельствуют о том, что керамические изделия все еще пользовались спросом во времена ранних кочевников, но уже в меньшей мере по сравнению с предшествующей эпохой бронзы. Иссыкские сосуды предельно функциональны, однако за простой и ясной структурой форм скрыта целая эпоха в их развитии. Х. Труспекова сделала вывод, что в средневековый период керамика была востребована в связи с процветанием городов на всем протяжении Великого шелкового пути. Особый интерес у ученой вызывает отрарская керамическая школа, как наиболее полно свидетельствующая о прочных и глубоких традициях производства керамики на территории современного Казахстана.

Все музеи республики имеют богатый археологический керамический материал, по которому можно проследить этапы его развития. К примеру, в музее города Отрар есть бытовая и архитектурная керамика, отражающая художественные традиции региона, где пересеклись материально-духовные пласты оседлоземледельческой и кочевой культур.

– Керамическая продукция из многих уголков планеты имеет много общего, что связано с универсальностью функциональных требований, когда нужна была форма под конкретные бытовые нужды, в результате чего независимо друг от друга человек создавал одни и те же типы изделий, – обращает внимание Халима Хамитовна. Но если форма и может быть универсальной, то декор всегда нес отличительные региональные признаки.

На сегодня казахские мастера, как и следует из существующих реалий, создают преимущественно сувенирную продукцию. Как и во всех видах казахских ремесел, керамика интересует мастеров в качестве средства художественного выражения мысли, когда человек стремится создавать собственное произведение, используя специфику материала. Мастера стремятся восстановить утраченные древние керамические формы, в их руках прошлое наследие получает новую жизнь.

Характер ремесел, технология их изготовления, стилистический подход и историческая достоверность кроются в самой природе народного искусства, и традиции передаются из поколения в поколение. А о том, какие еще существуют виды ремесленничества казахского народа, мы расскажем в следующих номерах «ПК».

Фото и материал подготовлены на основе иллюстрированного альбома «Новая жизнь древних традиций»

Статьи по теме

Back to top button