Куда девался икроград?

Куда девался икроград2 Новости

История Атырауского региона неразрывно связана с развитием нефтяной и рыбной промышленности. Если добыча нефти на Каспии еще идет, то рыб осетровых пород катастрофически упала уже давно.

Да и вкус настоящей черной икры старшее поколение, наверное, еще помнит, а вот нынешнее, к сожалению, его вовсе не знает.

— А ведь раньше когда-то город Гурьев называли икроградом, — вспоминает старожил нашего города, Почетный гражданин Курмангазинского района, сын потомственного рыбака Константин Кулагин, которому в этом году исполнилось 87 лет.

Да я и сама помню, как в моем далеком детстве мы черную икру ели, намазывая на хлеб, как сливочное масло. И ведь невдомек нам было тогда, что едим-то мы какой-то деликатесный и дорогостоящий продукт.

— Тогда ее называли «гурьевская каша», из-за того, что была она зернистая, паюсная, и ели ее ложками, как гречку или пшенку, — подтверждает мои воспоминания  сын потомственного рыбака. (Помните, как в фильме «Белое солнце пустыни» таможенник Верещагин, кушая черную икру ложкой, выговаривал своей жене, что та «хоть бы хлеба достала». Были времена, когда хлеб достать было сложнее).

— Тогда рыбаки икру солили в бочках. В ту далекую пору ловили белугу весом 300-500 килограммов и более. Даже попадались особи за тонну. Сейчас, конечно, уже давно такой рыбы в Каспии нет, — с горечью говорит Константин Яковлевич.

И это правда. Теперь льем белужьи слезы.

По воспоминаниям К. Кулагина, в 1978 году «Гурьеврыбпром» (рыбоконсервный комбинат) заготавливал 78 640 центнеров осетровых, 8-9 тысяч центнеров черной икры. А уже через 10 лет, в 1987 году, комбинатом было заготовлено всего 35 054 центнера осетровых. А на современном этапе об этом даже и говорить не стоит.

Надо сказать, что большую часть трудовой деятельности К. Кулагин отдал рыбной отрасли и нефтеразведке в Прикаспийском регионе, всю жизнь и до сих пор борется он за сохранение Каспия и Урала. Болит у старожила душа.

— Не нужно быть большим аналитиком, чтобы понять, что нашим уникальным заповедникам много лет наносится непоправимый вред. Все нечистоты сверху по течению реки Урал текут в море, — говорит он.

И горько ему, что об этом мало говорят даже те, кто живет добычей рыбы.

— Посмотрите на огромные рекламные щиты в нашем рыбном городе, — говорит Константин Яковлевич. — На них изображено все, что угодно, кроме рыбы. А почему бы, к примеру, не установить такие же щиты с призывом: «Люди! Берегите наш уникальный Каспий и Урал-кормилец!» или «Сохраним воспроизводство рыбных запасов!».

Действительно, а почему бы нет?

По воспоминаниям Кулагина, в 2000 году рыбная отрасль Атырауской области отмечала 80 лет. На его предложение отметить в области эту дату никто не отреагировал, даже те, кому было положено по статусу, например, АО «Атырау балык». Зато с размахом отметили 100-летие нефти, а юбилейные столы нефтяников ломились от рыбных блюд, осетрины, черной икры и других рыбных деликатесов. И до сих пор о проблемах рыбной отрасли больше молчат, чем говорят.

Конечно, по словам Кулагина, заниматься проблемами рыболовства и рыбного хозяйства слишком сложно, и их нельзя решать простыми путями, тут надо думать. Эта отрасль требует постоянных и крупных вложений.

— Нужны масштабные мелиоративные работы, необходимо прорыть рыбоходные каналы, расчистить дно, углубить русло Урала на три метра – от села Дамба до моря, иначе промысловая рыба вообще в ней водиться не будет.

Огромные мелиоративные работы были проведены еще в советское время, и в результате этих работ тогда, в 70-е годы, только по Денгизскому району ежегодная добыча рыбы составляла 100-102 тысячи центнеров, что сыграло положительную роль в оздоровлении финансового состояния рыболовецких колхозов. И сейчас, спустя 40 лет, эти каналы еще работают.

О катастрофическом состоянии этих  заповедников и о том, что Каспийскому морю нужен статус, чтобы его биологические ресурсы не подвергались расхищению, К. Кулагин кричал со страниц газетных статей, написал по этому поводу три книги.

— Я озвучивал эти проблемы в кабинетах акимов области, но, к сожалению, конструктивного разговора до сих пор не было. А на днях мне позвонили из областного Совета ветеранов и сказали, что аким области Нурлан Ногаев, увидев мою книгу, заинтересовался ею и даже запланировал встречу со мной. Эта новость для меня была приятной неожиданностью.

Ветеран труда и труженик тыла очень надеется, что встреча состоится, где он сможет не просто озвучить проблемы рыбной отрасли, но и поделиться своим накопленным опытом, как сохранить былое величие Каспийского моря, которое имеет мировое значение.

Анжелика КИМ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна