Коррупции дать по носу
На какие подарки надо обращать внимание комплаенс-офицерам квазигосударственного сектора, подозревая коррупционный подтекст? Как выявлять конфликт интересов? Об этом говорили на семинаре школы антикоррупционного комплаенса.
Как сообщили «ПК» в областной Антикоррупционной службе, участники обучения ознакомились с практикой выявления коррупционных рисков при заключении договоров с разными сторонами с учетом специфики отрасли деятельности компаний. А информацией делились представители Агентства и эксперты Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан – Айпара Адибай и Асылбек Есенов.
Скрытые опасности
Например, обозначены риск-факторы в вузах. Это могут быть взятки за зачисление в учебное заведение, привилегии при поступлении для родственников и знакомых сотрудников образовательного учреждения, манипуляции с результатами вступительных экзаменов и конкурсных испытаний. Другая опасность – хищение и нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на образование, завышение цен на учебные материалы и оборудование, подделка финансовых отчетов и документов. Еще риск-фактор – возможность получения взятки за назначение на должности или продвижение по службе, привилегии при найме и продвижении сотрудников, связанных с руководством, а еще нарушения при проведении аттестации и сертификации педагогических работников. Другие нюансы – принуждение студентов к покупке учебных материалов или услуг, предоставляемых преподавателями или учебным заведением, манипуляции с расписанием и нагрузкой в пользу отдельных преподавателей, препятствование деятельности студенческих объединений и организаций, вымогательство взяток за выставление положительных оценок. Коррупционеры могут заниматься фальсификацией результатов экзаменов и зачетов, подделывать дипломы, аттестаты и другие учебные документы. Комплаенсы должны уметь выявлять непрозрачное распределение грантов и стипендий, предоставление финансовой помощи студентам по знакомству или за взятки, фальсификацию данных о доходах студентов для получения льгот и финансовой поддержки, манипуляции с учебными планами и программами в угоду коммерческим интересам. Еще одно направление риск-факторов – сговор с проверяющими органами для уклонения от проверок или занижения штрафов, препятствование деятельности органов, осуществляющих антикоррупционный контроль, манипуляции с данными проверок и аудиторов, плагиат и фальсификация данных научных исследований, манипуляции с оценками научных работ и публикациями.
Выгодное решение. Для кого?
На семинаре рассказали о двух существующих основных видах конфликта интересов. Фактический (прямой) – когда человек или организация уже оказались в ситуации, где их личные интересы или выгода встречаются с интересами и обязанностями, которые им предстоит выполнить. Например, сотрудник принимает решение, которое приносит выгоду ему самому, но может нанести ущерб компании, в которой он работает. Потенциальный (прямой и косвенный) – когда еще нет фактического столкновения интересов, но существует вероятность, что оно может возникнуть в будущем. То есть у человека или организации есть интересы, которые могут конфликтовать с их будущими действиями или обязанностями. Например, когда сотрудник получает информацию о предстоящей сделке, которая может повлиять на цену акций компании, и у него они есть.
А какие существуют основные способы выявления конфликта интересов? Их четыре: декларирование через анкетирование, надлежащая проверка кандидатов при найме и проверка сотрудников при переводе на новую должность (учитывать индикаторы риска, привлечение к ответственности, не совершавший коррупционные правонарушения и так далее), а также внутренний анализ коррупционных рисков. Способы же урегулирования таких конфликтов разные. Можно перевести на другую должность или в подчинение, отстранить от процесса принятия решения. Или уволить.
Если заваливают подарками
Иногда подарки и знаки гостеприимства носят коррупционный риск, если они предоставлены или получены взамен оказания незаконной услуги или продвижения вопроса. Комплаенс-офицеров предупредили строго следовать международным стандартам и законам Республики Казахстан, чтобы обеспечить прозрачность, честность и недопущение коррупционных практик. Следует учитывать антикоррупционные ограничения к отдельным лицам. Нарушение положений может повлечь дисциплинарные меры, вплоть до увольнения сотрудника, а также иметь юридические последствия в соответствии с казахстанским законодательством. Политика по противодействию коррупции и инструкция должны включать правила по получению/предоставлению и декларации подарков и знаков гостеприимства. Надо проводить обучение и коммуникации для сотрудников и бизнес-партнеров по нормам дарения и получения. Должны быть лимиты и четкие правила. Сотрудники обязаны своевременно декларировать врученные им подарки и оказанные знаки гостеприимства. Требуется регистрировать и вести реестр деклараций, анализировать рекомендации по вопросу возможности/невозможности предоставлять или принимать подарки и знаки гостеприимства. Если подарки и знаки гостеприимства выше установленного лимита – однозначно коррупционный риск. И если презенты от поставщиков, срок договора с которыми подходит к концу, и в случае, когда стоимость подарков неадекватная, кажутся несоразмерно дорогими или роскошными по отношению к обычным корпоративным стандартам, как и частое их предоставление, – фактор настораживающий. Может быть показателем скрытой попытки оказать влияние или получить льготы – если подарки или знаки гостеприимства происходят непосредственно перед принятием важных бизнес-решений или решений в государственных органах. В случае, когда подарки не декларируются в установленном порядке или хранятся в секрете, – повод взять во внимание. – Опыт и знания, полученные на семинаре, помогут комплаенс-офицерам формировать положительную репутацию, пресекать коррупцию и неэтичное поведение в их организациях. Необходимо эффективно организовывать антикоррупционные меры и действовать в соответствии с требованиями законодательства, –призвал первый заместитель руководителя региональной Антикоррупционной службы Нурлан Жахин. Мероприятие организовала Антикоррупционная служба Атырауской области совместно с региональным филиалом Академии государственного управления при Президенте РК в рамках реализации требований Концепции антикоррупционной политики РК на 2022-2026 годы.