Когда автомобили станут доступнее
Казахстанцы с большим воодушевлением восприняли слова Президента Касым-Жомарта Токаева, который во время заседания Мажилиса поручил Правительству принять меры по прекращению утилизационного сбора частной компанией ТОО «РОП». Что это даст? Об этом рассказал активист республиканского общественного движения «Нет утильсбору!» Нураддин Садыков.
– Со слов министра экологии, геологии и природных ресурсов РК Сериккали Брекешева стало известно, что в период с 2016 года по настоящее время объем поступивших денег в виде утилизационного платежа в ТОО «РОП» составил 691,9 млрд тенге. Он отметил, что создается группа по пересмотру ставок утилизационных платежей. Просто огромная сумма, ежегодные поступления по утильплатежам составляли более 100 млрд тенге!
– Для нас большая радость, что до Президента страны дошло возмущение населения по поводу утилизационных сборов. И он принял четкое политическое решение в этом вопросе. Глава государства прямо заявил, что ТОО «Оператор РОП» больше не будет заниматься утилизационным сбором. Но это не значит, что утильсбор полностью пропадет. Президент подчеркнул, что данный сбор должно производить государство. Это правильное решение. Также он сказал, что ставка утилизационного сбора должна быть пересмотрена. Это очень важный посыл. Мы долго добивались этого. Наше сообщество в соцсети Facebook состоит из 11 тысяч человек. Петиция, призывающая к отмене утилизационных сборов на автомобили, набрала десятки тысяч голосов. Члены сообщества периодически организовывали митинги.
Почему? Потому что данный сбор составляет от 460 тысяч тенге для маленьких автомобилей с объемом двигателя 1 литр до 5,5 млн тенге и выше. Данный сбор был введен с 1 января 2016 года, якобы для решения экологических проблем и обновления парка автомобилей в стране. Но парк автомобилей страны, наоборот, пополнился старыми машинами. Все шесть лет многие автовладельцы противились введенному утильсбору, и в 2021 году было инициировано наше движение.
Как я уже сказал, мы возлагаем большие надежды, что ставки будут пересмотрены. Второй вопрос, который мы продвигали в рамках нашего движения «Нет утильсбору!», – стоимость первичной регистрации автомобилей, завозимых в страну извне. Мы обязательно донесем этот вопрос до нового Правительства, это не менее важный вопрос. Параллельно с решением вопроса по утилизационному сбору необходимо пересмотреть тарифы на первичную регистрацию автомобиля. Мы считаем, что ее нужно снизить в 5 или даже в 10 раз.
– Какова, по-вашему, должна быть ставка утильсбора?
– Мы считаем, что ставка утильсбора не должна превышать 200 евро, то есть она должна соответствовать европейскому уровню. Европейцы с зарплатой 4-5 тысяч евро платят утильсбор в размере 100-200 евро, а мы с зарплатой в 150-200 тысяч тенге платим в 10 раз больше! Поэтому мы считаем, что утилизационные платежи за грузовой транспорт должны быть в размере 200 евро, а для легковых автомобилей – от 0 до 100 евро.
100 тысяч тенге – это цена, за которую сегодня у нас частный бизнес готов осуществлять утилизацию автомобиля. Между тем утилизация авто с объемом двигателя 1,6 л до сегодняшнего дня стоила более 1 млн тенге, для авто с объемом 3л – 3,5 млн тенге. Также важно добиться сокращения размера первичной регистрации автомобиля. Для авто старше трех лет он составляет 1,5 млн тенге. В России, к примеру, это символическая цена.
Что это даст? Жители Казахстана смогут приобретать автомобили, что приведет к развитию малого и среднего бизнеса, а значит росту налоговых поступлений. Следовательно, сократится численность малоимущих граждан.
– Утилизационный сбор за грузовой транспорт также делает его недоступным?
– Да, как грузовой, так и сельхозтехнику для аграриев. Самая важная составляющая в наших требованиях по отмене утильсбора – вопрос агросектора. Потому что именно высокая стоимость сельхозтехники стала причиной роста цен на сельхозпродукцию за последние годы.
Здесь ставку нужно сокращать в шесть раз или вообще отменить сбор. Ведь триггером последних трагических событий в стране стал именно рост цен на все, в том числе на продукты. Все это является следствием роста цен на сельхозтехнику, что связано с введением в 2020 году утилизационного сбора. К примеру, комбайн стоит 36 млн тенге, а еще добавляется 6,5 млн тенге утилизационного сбора. Разумеется, аграрий, чтобы отбить свои расходы, повысит цены на свою продукцию, что, естественно, отразится на конечной стоимости предлагаемого товара.
Такая же ситуация с грузовым транспортом, там утильсбор доходит до 14 млн тенге! Он также введен с 2020 года. Потом удивляемся, почему растет цена на жилье. Строительные компании покупают транспортные средства и закладывают эти расходы в стоимость жилья. Тогда правительственные мужи на наше обращение заявляли, что это – меры для поддержки отечественного автопрома. Парадокс в том, что у нас нет производства грузовой техники, но есть утильсбор. К сожалению, у нас введен утилизационный сбор и на кабели, а значит, у энергетических компаний будет расти статья расходов на тариф. Этот сбор также влияет на ценообразование жилья, где используется много кабеля.
– Как думаете, есть ли перспективы у отечественного автопрома?
– Говорить сегодня о том, что у нас есть автопром, язык не поворачивается. У нас сейчас занимаются сборкой автомобилей, поэтому нужно поднимать уровень локализации, то есть повышать процентное соотношение сборки. Об этом нужно думать новому Правительству. Президент в своем выступлении точно охарактеризовал сложившуюся ситуацию в Банке развития Казахстана. Финансовый институт стал личным «кошельком» для олигархов. Только им выдаются кредиты под 0,5 процента с постоянной пролонгацией, вплоть до прощения миллиардных средств. Все эти операции надо проверить, а взятые средства должны быть возвращены, и больше такого допускать нельзя. Из-за этого тормозится развитие МСБ. А начинать нужно с бенефицаров таких компаний, как «Сарыаркапром» и «Агросельмаш».
А для развития отечественного автопрома нужно отпустить его в конкурентную среду, оторвав от бюджетной подкормки.
– При выполнении вышеназванных условий автомобили подешевеют?
– Да, утильсбор и первичная регистрация повышают стоимость автомобиля в несколько миллионов тенге. Поэтому сборы надо сократить до 100 тысяч тенге, а регистрацию – до нескольких десятков тысяч. В таком случае стоимость малотиражки сократится на 2 млн тенге, больше чем на 4 тысячи долларов США. Особенно выгодно станет пригонять машины из других стран (не ЕАЭС). Если говорить о препонах, то есть еще так называемый технический регламент, который требует исполнения стандартов Евро 4 и 5, суть которых – установка неиспользуемых кнопок. Между тем выдачу сертификатов соответствия опять же монополизировали частные компании. Все эти моменты нужно рассмотреть. Если будет создан общественный совет, лично я готов потратить свое время и заниматься этой работой.
Алма ТУРГАНОВА