Новости

Как рыцари науки  развивали тюркологию

Накануне Международного дня возрождения тюркской письменности в редакцию пришла статья от доцента кафедры русской филологии Атырауского университета им. Х. Досмухамедова, активно работавшего в 2000-2011 годах, а сегодня она на заслуженном отдыхе, но продолжает изучать тему языков. Марта Алиповна давно заинтересовалась тюркологией. А когда утвердили несколько лет назад праздник День возрождения тюркской письменности, обрадовалась, вдохновилась. И сегодня предлагает прочесть ее научное исследование, которым мы с удовольствием делимся с читателями «ПК». 

В науке об истории народов мира утвердилась европоцентристская точка зрения, что кочевники – тюрки – не внесли никакого вклада в развитие культуры человечества, понятия «кочевая цивилизация» долгое время не существовало. Мол, номады не имели письменности, у них не было городов, это дикие воинственные племена, разрушающие культуру цивилизованных государств. Эта однобокая теория, просуществовавшая в течение веков, утвердилась будто навсегда. На самом деле были и города, была литература, были найдены памятники, установленные в честь великих каганов (ханов) и батыров. 

У тюркских народов до наших дней сохранился героический эпос, общий у близкородственных народов: казахов, ногайцев, крымских татар, башкир. Это «Ер Тарғын», «Алпамыс», «Кобланды батыр» и другие. 

СОВЕРШЕННОЕ ЖИЛИЩЕ ПО ГУМИЛЁВУ

В эпоху безвременья для тюрков жили ученые, энтузиасты, подвижники, искавшие великие цивилизации. Среди русских историков огромная роль в изучении прошлого тюрков принадлежит Льву Николаевичу Гумилеву, имя которого присвоено Евразийскому национальному университету.

— Неправильно думать, – писал он, – что в кочевом обществе невозможен технический прогресс. Кочевники вообще, а хунны и тюрки в частности, изобрели штаны. Железное стремя впервые появилось в Центральной Азии между 200 и 400 годами. Первая кочевая повозка на деревянных обрубках сменилась сначала на телеги на высоких колесах, а потом на вьюки, что позволило кочевникам форсировать горные, поросшие лесом хребты. Кочевниками были изобретены изогнутая сабля, вытеснившая тяжелый прямой меч, и усовершенствованный длинный составной лук, метавший стрелы на расстояние до 700 метров. Наконец, круглая юрта в те времена считалась наиболее совершенным видом жилища. Не только в материальной культуре, но также и в духовной, кочевники не отставали от оседлых соседей, хотя их литература была устной, – писал Гумилев.

В другом своем труде ученый резюмирует свою мысль: «Тюрки останутся катализаторами исторических процессов». Достойный сын своих родителей – отца, поэта Николая Степановича Гумилева, и матери, поэтессы Анны Андреевны Ахматовой, – написал книги «Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации», «Древняя Русь и Великая степь» и другие, которые развивали Евразийскую теорию, создателями которой были филолог и историк князь Н.С.Трубецкой (1890-1938), географ и геополитик П.Н. Савицкий (1835-1968), историк Г.В. Вернадский (1877-1973). Академик А. Окладников отмечает: «Да, на самом деле они, тюрки, были лидерами этой истории, ее главными героями». Тюрки – это обозначение целого ряда народов, которые расселились на обширной территории по Евразийскому контитенту. С древнейших времен тюрки продвигались на юг и на запад, пока в период средневековья не обосновались в Средней и Малой Азии, в Поволжье и на Северном Кавказе, в Сибири, проникнув впоследствии в Европу.

Тюрки – это азербайджанцы, алтайцы, балкарцы, башкиры, гагаузы, казахи, каракалпаки, карачаевцы, кумыки, ногайцы, татары, тувинцы, турки, туркмены, узбеки, уйгуры, хакасы, чуваши, якуты.

Истории тюрков, поискам их затерянной цивилизации большое внимание уделяли европейские ученые. Научный интерес к тюркам усилился после начала продвижения России на юг и восток в целях расширения своих территорий и отражения набегов северокавказских тюркских народов, Ногайской орды, Крымского, Астраханского, Казахского ханств с распадом Золотой Орды. После покорения Северного Кавказа особенно острая борьба велась с Турцией, под чьим покровительством было Крымское ханство. С завоеванием территорий, где проживали тюркские народы, Россия вышла к Азии, где существовало Сибирское ханство, которое тоже было захвачено. Большой материал представлен по этой теме в книге Майкла Ходарковского «Степные рубежи России. Как создавалась колониальная империя». 

НЕПРОСТЫЕ КАМНИ И ПИСЬМА

Между тем усиливается интерес в Западной Европе к прошлому тюркоязычных народов, населявших огромные новые территории Евразии. Так, шведским офицером Мессершмидтом в 1723 году в Сибири были обнаружены надписи на камнях, выбитые неизвестным письмом. Никто их не смог прочесть, поэтому они не стали достоянием мировой общественности и были забыты почти на два века. Но в первой четверти XIX века Григорий Спасский опубликовал в издаваемом им журнале «Сибирский вестник» сведения об этих камнях с выбитыми надписями, которые все чаще и чаще находили на берегах Енисея, Орхона, на Алтае. Статья Спасского была переведена на латинский язык и стала доступна научным кругам европейских стран.

В 1899-м финские ученые издали атлас енисейских надписей. Финны считали: они открыли древнее скандинавское руническое письмо, потому что многие финно-угорские народности проживали в Сибири, в верхнем Поволжье, на европейском Севере. Но мнение финских ученых оказалось ошибочным.

Древнее руническое письмо расшифровал датский филолог, лингвист и историк Томсен в 1893 году. Изучив неизвестные буквы, не обращаясь ни к какому популярному алфавиту, он выделил из больших орхонских надписей два слова: «тюрк» и «тенгри». И, наконец, 25 ноября 1893-го Томсену удалось найти ключ ко всему алфавиту до того неизвестных надписей с берегов Енисея и Орхона. Они были признаны автохтонными, то есть не заимствованными, самостоятельными письменными памятниками тюркского рунического письма. Именно к этой дате приурочен Международный день возрождения тюркской письменности, учрежденный странами – членами международной организации тюркской культуры TURKSOY. «Это великое научное открытие в мировой лингвистике. Этот день – дата рождения тюрков», – писал ученый-тюрколог Мурат Аджи.

РУНИЧЕСКИЕ НАДПИСИ РАЗГЛЯДЕЛ УЧЁНЫЙ ИЗ БЕРЛИНА

Тем временем тюркское руническое письмо (VIII-X вв.) было забыто из-за великих потрясений, переселений, завоеваний: пришло согдийское письмо, уйгурское, арабское с принятием ислама, затем латиница в 30-40 годах XX века, а потом утвердилась кириллица.

Выдающуюся роль в дальнейшем исследовании тюркского рунического письма сыграл Фридрих Вильгельм Радлов (1837-1918) – российский востоковед-тюрколог, этнограф, археолог, педагог. Радлов родился в Берлине и после окончания тамошнего университета с целью изучения уральских и алтайских языков решил отправиться в Россию и для этого стал изучать русский язык. Вскоре прибыл в Петербург, где встретился с дипломатом бароном Мейендорфом, который предложил ему место преподавателя немецкого и латинского языков в Барнаульском горном училище. Это позволило бы ему, Радлову, изучать языки Алтая непосредственно в языковой среде. Для этого ученый, приняв присягу на верность и подданство Российской империи, выехал на Алтай. За ним последовала его невеста. Кроме основной своей работы в качестве преподавателя он решил изучить «все живые тюркские наречия», продолжить поиски каменных памятников, перевести их. Радлов Василий Васильевич, как его стали звать после принятия российского подданства, положил начало изучению Пазырыкской культуры. Ученый завершил перевод рунических надписей и опубликовал орхоно-енисейские памятники Бильге–Кагану, Куль–Тегину, Тоньюкуну и другим выдающимся героям. В 1866-м Радлов начал публиковать свой знаменитый труд «Образцы народной литературы тюркских племен», всего им было опубликовано семь томов. 

Вот так, благодаря подвижникам, настоящим рыцарям науки развивалась тюркология. Как было отмечено в сообщении Казахского института общественного развития «Рухани жаңғыру», «В древнетюркской рунической письменности отражена общетюркская идеология и представлена концепция централизованной государственности как гаранта свободы и независимости тюркских народов, в течение веков имевших общую историю и культуру. Памятники древнетюркской письменности – исключительно ценный источник по языку, истории, этногенезу, географии, письменной культуре. Они являются свидетелями высокого уровня языковой культуры и государственности далеких предков казахского народа».

Марта АДРИСОВА,

ветеран сферы образования

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button