Новости

Депутаты пошли в народ

Полагаю возможным наделить маслихаты функцией сбора подписей и составления петиций по развитию региона или местным проб­лемам, которые не находят свое­го решения порой десятилетиями. Следует также усилить ревизионные комиссии маслихатов. Поручаю Правительству и Счетному комитету подготовить пакет соответствующих поправок в законодательство

Из текста Послания Главы государства Касым-ЖомартаТокаева народу Казахстана
«Казахстан в новой реальности: время действий» (сентябрь 2020 г.).

На неделе депутаты областного маслихата побывали в Жылыойском районе и провели VIII-ю очередную сессию. Это первая выездная сессия депкорпуса 7-го созыва.  Заодно по пути следования они ознакомились со строящимися объектами  Макатского района.

Доссорские дороги

Рабочую группу областного маслихата встретил аким Макатского района Шакир Кейкин и сопровождал их при посещении всех строящихся объектов в районе. Мы заехали в пос.Доссор Макатского района, в нем на пересечении автотрасс (пересечение ул М.Утемисова и Ш.Еркешова) из Атырау в Кульсары и обратно компанией «Темір Барыс Астана» была  построена кольцевая дорога с фонтаном в центре. Общая  стоимость кольцевой вместе с фонтаном — 34 млн тенге. Срок завершения работ – декабрь 2021 г. На будущий год это место ждет озеленение. Аким района, рассказывая не без гордости об этом проекте, отметил: вдоль этих пересекающихся автомобильных трасс прокладываются новые аккуратно уложенные пешеходные тротуары, это 80%  имеющихся в поселке. В 2021 г. для строительства пешеходных дорожек в поселке общей длиною 4,3 км, шириною — 2 метра из местного бюджета было выделено 100 млн тенге.

В следующем году работы по прокладке этих тротуаров завершатся. Строит их ТОО «Жайык сити», общая стоимость проекта — 186 млн 948 тыс. тенге.  Депутаты осмотрели улицы М.Утемисова, Ш.Еркешова, О.Шаримова, где уложены новые тротуары.

– В пос. Доссор, более 50 лет не производился капитальный ремонт автомобильных дорог и не строились тротуары, что создавало трудности для жителей в осенне-весенную слякотную погоду. В рамках выполнения поручений руководства партии «Nur Otan» и области, а также пожеланий жителей была разработана проектно-сметная документация.

– После проведенного конкурса по госзакупкам победителем стала компания АИС. Работы по асфальтированию 24 км автомобильных дорог в пос.Доссор начались. В текущем году было выделено 200 млн тенге из местного бюджета, и на эти средства, в первую очередь, было заасфальтировано 1,7 км дорог в мкр.Ынтымак, Бирлик. В следующем году эти работы будут продолжены. После завершения всех дорожно-строительных работ, дороги Доссора на 100 процентов будут покрыты новым асфальтовым покрытием, — проинформировал депутатов аким Макатского района.  В свою очередь не столь оптимистичен был настроен генеральный директор подрядной компании «Атырауинжстрой» Адильбек Нурлугужиев, он сухо и по деловому сообщил, что общая стоимость работ по асфальтированию дорог в пос.Доссор составляет 3 млрд 241 млн тенге. И посетовал на то, что выделенных средств очень мало, так как нужна мобилизация ресурсов, подвоз инертных стройматериалов, привлечение людей на работу, а это все затратно. И высказал пожелание, чтобы увеличили объемы финансирования данных работ.

Его поддержал аким района Ш.Кейкин, сказав о том, что нужно уделить особое внимание «колыбели казахстанской нефтянки». Сказав, что негоже в первом поселке нефтяников, где уже 110 лет добывается нефть, были разбитые дороги на улицах. На что секретарь Атырауского областного маслихата Алибек Наутиев ответил, что согласно программе развития сельских территорий «Аул — Ел бесігі» в бюджете республики предусмотрено выделение более 3 млрд тенге. Дополнительно сообщив о том, что порядка 2 млрд тенге нашлось для завершения реконструкции оставшейся части автомобильной дороги по проспекту Ауэзова. И что на очередной сессии облмаслихата будет рассмотрена возможность дополнительного выделения средств из бюджета для продолжения дорожных работ в поселке Доссор. 

Долгожданная объездная

Затем депутатский кортеж остановился для ознакомления с завершившимся строительством объездной дороги рядом с пос. Доссор, которая построена в рамках реконструкции автомобильной дороги республиканского значения Актобе — Атырау. Как пояснил народным избранникам, аким Макатского района Шакир Кейкин строительство этой дороги было вызвано необходимостью того, что весь поток автотранспорта, включая грузовой, а это примерно 2 тысячи машин в сутки следующий через республиканскую трассу, вынужден был проезжать через улицы Доссора, создавая  дополнительную нагрузку на дорожное движение. Объездная же дорога позволит отсечь движение крупногабаритного грузового транспорта, проезжать же через поселок позволят только легковому транспорту. Заказчик работ — Комитет автомобильных дорог Минидустрии и инфраструктурного развития РК, финансирует — Азиатский банк развития, генеральный подрядчик – турецкая компания ТОО «ANT Insaat Maden Sanaii A.S.», субподрядчик – компания «Акжол курылыс», технадзор проекта обеспечивает  южнокорейская компания «DongSung Engıneerıng» и казахстанская — ТОО «ZS Engıneerıng». Начало строительство объездной дороги  длиною 5,6 км — 4 декабря 2020 г. И вот 3 декабря 2021 г. намечается ее сдача в эксплуатацию. Стоимость строительства — 2 млрд 378 млн тенге. Толщина дороги – 60 см, она рассчитана на 13 тонн нагрузки на ось.

Дыхание Маката

После осмотра строящихся дорог в пос. Доссор народные избранники  побывали еще на двух строящихся объектах в райцентре Макат. А именно, на строительстве спортивного комплекса (кросс-фита), стоимостью 225 млн тенге, подрядчик – ТОО «Гамма-С» и трехэтажного 60 квартирного жилого дома. Как пояснил Ш.Кейкин, после завершения строительства этого жилого дома, по 10 квартир в нем получат граждане из 6 социально уязвимых категорий населения. В районе таких граждан в очереди за жильем стоит порядка 600 человек. В будущем по соседству с этой трехэтажкой будет построено еще шесть жилых домов, а поблизости возведут детский сад, проектная документация которого уже разработана. Строительство детского сада планируется построить за счет средств недропользователей.  

deputaty luchshe uvidet chem obsuzhdat 2

В завершение визита, в здании Макатского районного филиала партии «Nur Otan» депутаты провели прием граждан по личным вопросам. Так,  житель пос.Макат, председатель районного совета ветеранов, Почетный гражданин района — Сабит Халенов поднял вопрос о плачевном состоянии железнодорожных перронов на станциях в поселках Макат и Доссор. Он как старожил рассказал об истории железнодорожной ветки Гурьев-Кандагаш.

– В частности, железная дорога Гурьев-Кандагаш была построена и сдана в эксплуатацию в 1939 году. А через год открылся железнодорожный вокзал на станции Доссор. И до сих пор, спустя уже 80 лет, на этой станции не построили нормальный перрон. Он неудобный: люди друг друга поднимают, чтобы залезть в вагоны, и сделать это совсем непросто, особенно для пожилых людей. Наверняка раньше на это не предусмотрели смету, но он так и остается в своем прежнем состоянии. Раньше сюда приезжали депутаты Мажилиса РК. Я им об этом говорил и продолжаю говорить, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Как мне известно, разработана смета на ее реконструкцию. Но этот вопрос из-за отсутствия финансирования все также не решается положительно. Может, вы чем-то поможете, — пожаловался аксакал, сообщив о наболевшем.   

Аким Макатского района поддержал требование аксакала, сказав, что Макат — одна из крупных узловых станций в Западном Казахстане. И что в течение двух лет районный акимат добивается выделения средств из областного бюджета на проведение капитального ремонта ж/д перронов.  Так, согласно разработанному ПСД, кстати прошедшего госэкспертизу, общая стоимость двух проектов  по капитальному ремонту и обновлению двух ж/д перронов на станциях Макат и Доссор составляет 446 млн 817 тыс. тенге. Так, на ремонт перрона на станции Макат нужно 319 млн 382 тыс. тенге и на станции Доссор — 127 млн 434 тыс. тенге. Проекты были разработаны в декабре 2019 года и по ним были направлены бюджетные запросы на финансирование работ, однако средства не были выделены. Алибек Наутиев поинтересовался у руководства района об особенностях данных проектов, включая месторасположение точек привокзальной торговли. А Сабиту Халенову ответил, что в связи с пандемией, в прошлом и нынешнем году в приоритете было финансирование мероприятий, связанных с закупом лекарств, медоборудования, поддержки бизнеса, и ряд проектов из-за дефицита средств, приостановились. И сказал, что облмаслихат постарается изыскать возможности решить этот вопрос, возможно  включив капремонт и благоустройство ж/д перронов в качестве инфраструктурных проектов в сельских населенных пунктах. И обещал проконтролировать решение вопроса совместно с коллегами-депутатами. 

Жительница пос.Макат Жаркын Баймагамбетова, работающая в районной больнице психологом, подняла вопрос об улучшении жилищных условий. Она мать четверых детей, стоит в очереди на жилье с 2010 года как работник бюджетной сферы, которая имеет право получить жилье из государственного жилищного фонда в порядке очередности. На ее вопрос А.Наутиев ответил, что в целях обеспечения граждан жильем стоящих в очереди в пос. Макат подрядной организацией ТОО «ДанСтройБаза ЛТД» возводится трехэтажный 60-ти квартирный жилой дом в этом районном центре. На сегодня этот жилой дом построен, и скоро будет сдан в эксплуатацию. Кроме того, этой строительной компанией возводится еще один аналогичный жилой дом, который планируется сдать в эксплуатацию в 2022 году. Наутиев выразил надежду и пожелание, что в скором времени жилищные вопросы Жаркын Баймагамбетовой, простоявшей в очереди за жильем более десяти лет, найдут скорое разрешение. Тем более что она стоит в очереди под номером «три».

 На встрече с активом и ветеранами Макатского района аким района рассказал о целях визита депутатского «десанта». Были выслушаны предложения и пожелания заслуженных аксакалов и ветеранов труда. В частности, они подняли вопрос о необходимости строительства капитальных бетонных ограждений вокруг 10 кладбищ, имеющихся в районе, как это сделали в г.Атырау. Еще прозвучало предложение об организации в масштабах области всенародного субботника раз в году на мусульманских кладбищах в конце мая, в выходной день, наподобие православного «Родительского дня». Чего греха таить — их санитарное состояние оставляет желать лучшего. Также аксакалы подняли вопрос о трудоустройстве  макатской молодежи на строящихся заводах, обеспечением жильем социально-уязвимых категорий населения, ремонта и сноса ветхого жилья особенно в пос.Доссор. Поднятые вопросы, безусловно, актуальны и не только для Макатского района. Но их решение зависит от объемов финансирования проектов из бюджета, совместных действий местных органов власти, крупных производственных предприятий, органов по координации занятости  и учебных заведений в плане подготовки и профориентации местной молодежи.

Кульсары: место встречи изменить нельзя

В этот же день, оказавшийся плотным и напряженным в графике посещений и встреч, депутаты облмаслихата приехали в город Кульсары. И им с ходу показали заново отстроенную школу №6 (быв. им.А.Пушкина) на спонсорские средства ТОО «Тенгизшевройл». Школу строили с декабря 2019 по август 2021 года, в сентябре эта школа уже приняла учеников. Аким Жылойского района Халел Жамалов рассказал, что на сегодня эта самая современная школа из всех имеющихся по всей области. Спору нет, она очень просторная, комфортная, теплая и светлая. И оснащена по самым  современным стандартам всем необходимым для общеобразовательных учреждений. Руководство школы показало отличные кабинеты, массу кабинетов по трудовому обучению учащихся. Например, в этой школе есть отдельные классы по гончарному делу со специальным оборудованием,   столярный, ткацкий, кулинарный классы. Так что ученикам есть чему научиться в плане трудовых навыков в стенах родной школы. Далее гостям показали большой спортзал с раздевалками и санузлами с душевыми кабинами, столовую на 214 мест, актовый зал на 200 мест, библиотеку, спортивные площадки для игр в футбол, баскетбол, волейбол и беговые дорожки. Аким района Жамалов предложил строить по такому типовому проекту все школы в области. Стоимость этой школы чуть превышает 2-х млрд тенге, и рассчитана на 580 учащихся, то есть в две смены здесь могут учиться 1160 школьников. В школе работает 90 учителей. Конечно же, она оставила самые приятные впечатления.

deputaty luchshe uvidet chem obsuzhdat 5

После этого все осмотрели новый строящийся стадион на 3 тысячи человек. Хоть и было довольно поздно, но размеры строящегося стадиона тоже произвели  впечатление масштабного проекта. Менеджер проекта Нурболат Рахметкалиев проинформировал:

– Сроки строительства — декабрь 2020 г. — июнь 2022 г., заказчик – областное управление строительства, подрядчик — местная компания «АБС Лимитед», стоимость проекта – 2,4 млрд тенге. Стадион строится на спонсорские средства ТОО ТШО. Кроме самого футбольного поля на него уложили плотный искусственный газон с дренажной системой и подогревом. Так что зимой здесь тоже можно будет играть в футбол, — сказал Н.Рахметкалиев.

На сегодня на всей территории стадиона ведется благоустройство, рядом по соседству уже построено приличное здание, где находятся спортзал и  плавательный бассейн. В целом объект чем-то напоминает наш атырауский стадион «Мунайши», но более современный и с виду навороченный.

Затем депутаты посетили стадион, состоялось ознакомление с модульной больницей на 200 коек города Кульсары.

deputaty luchshe uvidet chem obsuzhdat 3

Уже поздно вечером депутаты приняли жителей Жылыойского района по личным вопросам, в таком же формате, как и в Макатском. Как и везде, самые разные жизненные вопросы, от предоставления нового жилья и просьбой посодействовать в открытии бизнеса до общественно-значимых, касающихся воспитания подрастающего поколения и качества оказания медпомощи.

Сессия состоялась

На следующее утро после заседания постоянных депутатских комиссии, состоялась VIII очередная выездная сессия областного маслихата с участием акима Атырауской области Махамбета Досмухамбетова. На повестке дня вынесено восемь вопросов. В числе главных — вопросы  развития социальной и инженерной инфраструктуры в населенных пунктах Жылыойского и Макатского районов, а также изменения и внесения в решение облмаслихата № 947 от 20 декабря 2020 г. «Об областном бюджете на 2021-2023 годы». Оставшиеся касались отдельных вопросов в части охраны окружающей среды, реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства, в том числе о принятии обязательств при строительстве и эксплуатации общеобразовательной школы на 2000 мест в мкр.Нурсая.

deputaty luchshe uvidet chem obsuzhdat 6

Аким Макатского района Шакир Кейкин и Жылыойского района — Халел Жамалов проинформировали депутатов обо всех объектах социальной и инженерной инфраструктуры, которые были либо построены, либо строятся в настоящее  время на территории этих районов. Часть этих объектов, как написано выше, депутаты уже видели и ознакомились с ними. Так, Ш. Кейкин сообщил: «В поселке Макат в 2020 году введены в эксплуатацию КОС мощностью очистки 3000 кубометров сточных вод в сутки. Сегодня на них производится 500 кубометров технической воды в сутки. На следующий год планируем провести модернизацию 2-х канализационно-насосных станций в п.Макат. В поселке Доссор проект по капитальному ремонту и строительству 83 км канализационных труб и 11 канализационных насосных станций в частном секторе обошелся в 5 млрд. тенге. Начавшиеся в 2019 году работы будут завершены в 2022 году, и по плану вновь построенные канализационные сети должны быть подключены к канализационно-очистному сооружению в пос. Макат. После завершения этого проекта появятся большие возможности для выполнения экологических требований». Состояние канализационной системы поселка Доссор  была одна из острых проблем. Здание канализационной очистной станции, введенное в эксплуатацию в прошлом году в Макатском районе, в настоящее время принимает 3000 кубических метров воды в сутки. В этой связи ведутся работы по подключению канализационной системы поселка Доссор к существующей станции в Макатском районе.

Что касается проблем Жылыойского района, то аким Халел Жамалов  отметил в своем докладе, что одной из проблем в районе является необходимость строительства канализационно-очистных сооружений (КОС) в городе Кульсары. Из-за отсутствия очистных сооружений (КОС) неочищенные канализационные стоки уходят в степь и возникают экологические проблемы.

halel zhamalov 1

– На сегодня для строительства КОС выделены необходимые земельные участки, разработана проектно-сметная документация, проведена экспертиза. Проект будет реализован ТОО «Газмунайсервис», которое получило в доверительное управление местное коммунальное предприятие ГКП «Жылыой Су». Кроме того, в поселке Новый Каратон также требуется канализационно-очистные сооружения по очистке сточных вод (КОС). Для проведения строительных работ необходимо предусмотреть финансирование на разработку проектно-сметной документации. В целях реконструкции канализационной перекачивающей станции по поселку Новый Каратон компанией ТОО «Астанатехстройэксперт» разработана проектно-сметная документация, получено положительное заключение экспертизы. Стоимость проекта 3077,0 млн тенге. На сегодняшний день согласно положительному заключению экспертизы подана бюджетная заявка в областное управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства на строительные работы. Общая особенность проекта заключается в том, что в этом поселке будет проведена полная реконструкция внутрипоселковых канализационных сетей  вместе с реконструкцией 6 канализационно-насосных станций, – проинформировал Х.Жамалов.

Он также рассказал о реализации дорожно-строительных проектов. В городе Кульсары общая длина внутригородских дорог составляет 416 километров. До 2018 года по городу 139 км дорог находились в удовлетворительном состоянии, что составляет 33,4 процента. В рамках реализации программы «Развитие моногородов» с 2019 по 2021 годы по 1 этапу было реконструировано и построено 45 км дорог (стоимость проекта 3 млрд 340,3 млн. тенге), на 2-ом этапе – 34,4 км (стоимость проекта 3 млрд 342,8 млн тенге), и процент удовлетворительных дорог достиг 52,6%. Ожидается, что в скором времени будет готова проектно-сметная документация на 31 км дорог по 3-му этапу.

Также разрабатывается проектно-сметная документация на 105 км внутригородских автомобильных дорог. При реализации данных проектов в г.Кульсары показатель нормальных дорог достигнет 85,1%. Много дорог надо будет построить в новых микрорайонах Атырау и Болашак.

Только в микрорайоне Болашак требуется построить внутригородских автомобильных дорог с тротуарами общей протяженностью 68,5 км общей стоимостью 10 млрд 345,9 млн тенге, на что получено положительное заключение государственной экспертизы. В пос. Новый Каратон ведется реконструкция 33,4 км автомобильных дорог (стоимость проекта 3 млрд 322,2 млн тенге). Однако, в 2012 году пока выделено 135,5 млн тенге, осталось профинансировать довольно солидную сумму 3 186,7 млн.тенге для полного завершения дорожного проекта в Жана Каратоне.  Ожидается, что после реализации этого проекта показатель дорог в удовлетворительном состоянии в поселке составит 57,1 км и достигнет 64,3%. В сельских населенных пунктах имеется 88,8 км внутрипоселковых автомобильных дорог, которые требуют новых.

Получено заключение государственной экспертизы на строительство новых внутрипоселковых автомобильных дорог в 5 сельских населенных пунктах протяженностью 14,4 км (стоимость проекта 1 млрд 959,8 млн. тенге). 

Депутаты, заслушав доклады районных акимов, одобрили их и проголосовали  единогласно за дальнейшую реализацию вышеназванных проектов. Конечно же, выполнение этих работ зависит от наличия средств в местном бюджете и исправного поступления республиканских трансфертов. В этом случае намеченные пазлы сомкнутся удачно, а проекты будут доведены до логического завершения, то есть объекты будут построены.    

Тимур КАЗИЕВ

Атырау-Макат-Кульсары-Макат-Атырау

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button