Делай выбор всегда в свою пользу
Один школьный урок длится 40 минут. За это время не каждый успевает усвоить новый материал, а это значит, что ученик может отстать от учебной программы. Бывает и так, что подросток хочет получить дополнительные знания в другом месте. Тогда на помощь приходят многочисленные учебные центры, которых становится в стране все больше. Насколько они эффективны? Попробуем разобраться.
ЛЮБОВЬ К ЗНАНИЯМ
Школьники, помимо регулярных занятий, ходят на различные курсы, берут частные уроки у репетиторов, изрядно облегчая кошельки родителей. Но далеко не каждый может себе это позволить. Особенно популярны иностранные языки. Действительно, умение общаться с людьми из других стран ещё никому не мешало, плюс открываются хорошие перспективы для трудоустройства в будущем. Осознавая это, многие родители отправляют своих детей уже с первого класса на дополнительные занятия. Сейчас каких только учебных программ нет: и индивидуальные, и групповые, разговорный язык или письменная речь и так далее. Какая из них эффективнее, где ребенок может получить более качественные знания? В чем разница, к примеру, между репетиторством и занятиями в центре?
Учитель английского языка по специальности Айнур Шамаева – одна из тех, кто шагает в ногу со временем и пытается восполнить пробелы классического школьного образования. У нее свой центр, который она открыла по франшизе. Она считает, что разница в создаваемой атмосфере и в объективном подходе к знаниям учащихся.
– Да, разница есть. Когда я занималась со школьниками индивидуально, поняла, что обстановка влияет на ребёнка. В домашних условиях организовать учебный процесс сложнее. Уютная атмосфера расслабляющим образом действует на детей, их трудно организовать. Кроме того, учитель не может объективно оценить своего ученика. Обстановка должна располагать именно к учебе – рабочее место в светлом помещении с удобной мебелью, – рассказывает наша собеседница. – Дальше всё зависит от самого ребёнка. Если он приложит максимум усилий и усердия, то результат будет выше и намного быстрее, чем от него требует программа обучения. В какой-то момент он должен осознать, что помимо языков ему реально будут нужны и другие дисциплины. По такому же принципу он запишется на курсы по алгебре, например, или по истории, – говорит директор подготовительных курсов.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ
Всегда ли дополнительные занятия приносят пользу?
– Нет, не всегда, – считает арт-терапевт, педагог-психолог Анар Сагинбаева, – если учитель не сумеет увлечь своих учеников, если занятия проходят неинтересно, то дополнительное обучение не будет эффективным, а только усугубит ситуацию.
В то же время она уверена – кружки помогают в развитии и социализации самым юным школьникам. Она считает, что нужно в первую очередь развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, самостоятельность. Именно эти компетенции позволят ребенку успешно освоиться на позиции ученика.
ПРИВЛЕЧЬ
Психолог говорит, что причиной неуспеваемости большинства школьников и студентов является отсутствие интереса к учебе. И никакие уговоры родителей, беседы с учителями и директором не могут вернуть желание сесть за учебники. Как объясняет Анар Жуматовна, методы поощрения и наказания никак не мотивируют к учебе, а, наоборот, лишь ухудшают. Поэтому лучший способ вернуть интерес к учебе – не заставлять, а мотивировать. Как? Об этом ниже.
ПОМНИТЕ О ЦЕЛИ
– Цель учебы – достижение главного результата: построить успешную карьеру, хорошо зарабатывать, иметь высокий социальный статус. Поэтому школьнику необходимо определиться сразу, что он хочет получить в итоге. Подросток, который научился ставить цели и достигать их, и сам поймет, что, имея багаж знаний, он обладает конкурентным преимуществом на рынке труда. И главная задача взрослых – суметь объяснить ребенку эту непреложную истину. И если родителям удалось убедить свое чадо, то лучшей мотивации не будет, – объясняет Анар Сагинбаева.
ДИСЦИПЛИНА
Мотивируют школьников и личные увлечения. К примеру, компьютерные игры или социальные сети. Но во всем должна быть мера. Если время, проведенное перед монитором компьютера, превышает три часа, пора изменить вид деятельности, сделать небольшую физическую разминку, прогуляться по улице, выпить чашку чая или заняться другим полезным делом.
– Если же зависимость от клавиатуры довольно сильная, то нужно обратиться к школьному психологу. Помните, что подростки, одержимые компьютерными играми, чаще склонны к депрессии, у них появляются проблемы в живом общении со сверстниками, – размышляет эксперт.
ДРУГАЯ СТОРОНА
Взрослые не отказываются от платных дополнительных услуг. Наоборот, рынок растет, и желающих становится только больше. Родители понимают – чем меньше у подростка свободного времени, тем лучше. И оно понятно: если у школьника день расписан по часам, он становится более собранным, серьезнее подходит к организации свободного времени и учится правильно расставлять приоритеты. Более того, дополнительные занятия спортом, музыкой, иностранными языками, рисованием и прочее, прочее позволяют подростку пробовать себя в разных сферах. А значит, когда придет время выбирать будущую профессию, у него не будет с этим особых трудностей. Так что тут нужно смотреть на эффект дополнительного образования в глобальном смысле.
– Да, безусловно. Дополнительные учебные центры – это очень хорошая перспектива. Разве плохо, когда ребенок учится чему-то новому. Но я очень тщательно отношусь к выбору курсов, у меня есть особые критерии. Поэтому обязательно ходим на пробные занятия. Если человек знает и любит свое дело, то ребенок будет в восторге от тех знаний, которые он получает. А также важнейший фактор – общение. Речь является как средством преподавания, так и средством учения, – сказала родительница Анастасия.
Мама мальчика рассказывает, что сын после первого занятия шахматами пришел домой и показал, как ходят конь, ладья, дама. Тогда она поняла, что сын будет туда ходить с удовольствием. Ещё ей важна эстетика, в помещении должно быть светло и чисто, так как на сознание человека сильно влияет его окружение.
Также считает моя подруга Айнур Сутенова, которой курсы помогли в подготовке к ЕНТ. В какой-то степени они заменили ей обычные уроки.
– В 8-м классе посещала курсы по алгебре и физике. На занятиях мне помогали закрепить материал, решать задачи. И мне было легче на уроках. Также нравилось общение со сверстниками из других школ. Всё-таки дополнительные занятия по предметам очень полезны. В школе не всегда удаётся задать вопрос преподавателю, не хочется показаться глупым и т. д. На курсах же, наоборот, можно не стесняться, задавать любые вопросы, – рассказывает Айнур.
Конечно, школа – главный источник знаний, но совмещение основных занятий с дополнительными дает многократный эффект. Только нужно уметь своевременно определить наклонности ребенка, его способности и желания. И, конечно, важно не ошибиться в выборе тех курсов или того педагога, который наиболее совместим именно с твоим ребенком, который сможет наиболее полно раскрыть потенциал своего ученика.
Рахима ХАЛЕЛ