Черные тучи над эллингом
Гребля на байдарках и каноэ угасает на глазах атыраусцев и не исключено, что на дверях эллинга появится амбарный замок. Из подающих надежды спортсменов, тренеров международного уровня, победителей и участников престижных соревнований республиканского и международного масштабов, проводившихся в 60-80-ые годы в нашем городе по несколько раз в месяц, почти никого не осталось. А о том, что у нас когда-то были чемпионы Европы, СССР, участники Олимпиады, их узнавали на улицах, наверняка, помнят только наши бабушки и дедушки.
Гребной спорт впервые в Казахстане зародился именно у нас, тогда еще в Гурьеве. Первое первенство по гребле на байдарках и каноэ проходило в 1955 году. А затем наш город стал постоянным местом проведения чемпионатов Азии, всесоюзных чемпионатов, к нам приезжали именитые гребцы из других постсоветских стран.
— В 1954 году в наш город приехал выпускник Днепропетровского физкультурного института Владимир Светочев со своей женой Зинаидой Светочевой, — рассказывает ветеран гребного спорта Флора Морунова, за плечами которой полувековой тренерский стаж.
— Он набрал группу, тренировал молодых спортсменов, и благодаря ему через год у нас прошло первое официальное первенство Казахской ССР. Именно в то время я пришла на гребную базу, тогда мне было 22 года, и начала заниматься у Зинаиды Петровны. Но однажды случилась беда. С одним спортсменом, который приехал к нам заниматься из Актюбинской области, прямо во время тренировок произошел несчастный случай. Он стоял на своей лодке почти на берегу и весело беседовал с одной из девушек, как вдруг его лодка перевернулась, он упал, его сразу же вытащили на берег, но парень мгновенно умер. Виновным посчитали главного тренера Светочева, которому приказали за 24 часа покинуть город вместе с семьей, и они уехали на родину жены, в Украину. Но потом, после экспертизы, все же выяснилось, что вины тренера здесь нет. Вот так мы лишились хорошего наставника, который душой болел за продвижение в городе гребного спорта.
Но, к счастью, остались продолжатели, которые держали водный спорт на уровне. Это Максим Бузбанов, Олег Закаблучный, верно служившие атырауской гребле, вложившие много сил в ее развитие.
ЗАСТРЯЛ
По словам гребцов-ветеранов, в первые годы независимости гребной спорт, как и другие виды спорта, переживал трудные времена — финансирование уменьшилось, тренеры месяцами не получали зарплату, а на соревнования выезжали на свои деньги. Жизненные обстоятельства вынудили некоторых из них расстаться с тренерской работой и искать другое рабочее место, были среди них и те, кто просто занялся торговлей на базаре. С улучшением экономической ситуации в Казахстане все виды спорта получили второе дыхание, большинство спортивных секций сейчас вполне доступны для детей. Но гребной спорт, можно сказать, застрял на одном месте. Перспективные спортсмены, приносившие медали в копилку области, уехали в другие города и страны, тренеры поменяли место работы, после чего база начала испытывать дефицит профессионалов. Потрясающий успех вдруг угас, а о часто проводимых чемпионатах страны можно было только мечтать. Одним словом, спорт №1 в Атырау, когда-то по массовости и популярности не уступавший ни одному другому виду спорта, начал разваливаться на глазах.
Прошли годы, но положение не изменилось к лучшему. Все так же на гребной базе не хватает специалистов, занятия проводят всего три тренера, на каждого приходится примерно по двадцать детей, зарплата маленькая, проводить соревнования стало проблематично, говорят в один голос тренеры. И все это, естественно, сказалось на результатах спортсменов. Если когда-то по республике атырауские гребцы каждый раз занимали первые места, то нынешние спортсмены уже давно не привозили медали с республиканских соревнований.
С начала года было проведено всего два соревнования, а на дворе лето перешло экватор, скоро у детей начнется учеба и, естественно, им будет не до соревнований. А ведь только турниры и соревнования вдохновляют детей на новые достижения, заниматься дальше и побеждать, но не бросать занятия спортом. Состязания спортсменам нужны как воздух.
— Лодки в последний раз обновлялись лет 10 назад,- говорит старший тренер гребной базы Николай Богачкин. — В прошлом году организовали республиканский турнир, но, к сожалению, показали полную неготовность к таким масштабным мероприятиям. У нас есть хорошие места для размещения гостей, есть где поесть, но нет инвентаря, оборудования, лодки и весла очень старые, их срок уже давно истек и они уже не подходят для проведения подобных серьезных соревнований.
ПРИМЕР САФАРЯНА ВПЕЧАТЛЯЕТ
В последний раз атырауские гребцы дебютировали на Олимпийских играх в Атланте, в 1996 году. Наши спортсмены были в числе восьми казахстанцев-олимпийцев. Это Андрей Сафарян и Ильфат Гатиатуллин. Андрей Сафарян после Олимпиады спорт не покинул, стал тренером и свой опыт передает молодым гребцам.
— Олимпийские игры в Атланте — это самые яркие и лучшие времена,- говорит Андрей Сафарян.
— Хотя мы и заняли десятое место, на душе была радость. Ведь мы увидели, что это такое Олимпиада, а после нас ждала совсем другая жизнь: на Родине встретили как настоящих героев, люди узнавали на улицах. Прошло 20 лет, все это осталось в истории.
Нас удивило то, что среди воспитанников Сафаряна мало кто знает, что их тренер — олимпиец, который когда-то был на вершине мирового спорта. А ведь он живой пример для подражания. Если бы каждый тренер во время занятий рассказывал об успехах наших местных гребцов и каноистов, то для мальчишек это было бы стимулом, они стремились бы повторить успех Сафаряна и Гатиатуллина. Все это могло бы оказать благотворное влияние на рост массовости гребного спорта.
ХЛОПКОВЫЕ ФУТБОЛКИ И КУПОН НА ОБЕД
— Когда я начала заниматься водным видом спортом, а это было в 1960-е годы, нам, гребцам, уделяли большое внимание, — продолжает Флора Морунова. — Нам выдавали форму, часто раздавали хлопковые футболки для тренировок, купоны на вкусный обед. А для девушки из бедной семьи такое внимание в те времена было большим стимулом. Сейчас и эта традиция осталась в прошлом.
По словам старшего тренера, из ста пришедших в гребную секцию ребят, стабильно продолжают заниматься только 2-3. Причины у всех разные — некоторые после школы уезжают поступать в другие города, у кого-то родители параллельно записывают детей в другие секции, так что ребенок просто физически не успевает заниматься всем подряд.
ЕСТЬ ЧЕМУ УЧИТЬСЯ У СОСЕДЕЙ
Если в прошлом основной костяк национальной сборной страны по гребным видам спорта составляли атырауские спортсмены, то сейчас это — южноказахстанцы. Сейчас в составе национальной сборной нет ни одного атыраусца, больше половины — шымкентцы. И нам не помешало бы брать пример с наших южноказахстанских коллег в плане развития гребного спорта.
Если сравнить с Южно-Казахстанской областью, то у нас природные условия для развития гребного спорта намного лучше. Наша главная ценность — река Урал, которая течет прямо по центру города, есть современная база со всеми условиями и удобствами, пожалуйста, приходи и занимайся. А в Южном Казахстане Бадамское водохранилище, где занимаются гребцы, находится в 15-20 километрах от города, дорога плохая. Несмотря на все это, массовость гребного спорта в этом регионе растет с каждым годом. Со слов заместителя директора Южноказахстанской детско-юношеской специализированной школы олимпийского резерва по водным видам спорта Еркинбека Сыздыка, с которым мы связались по телефону, решив узнать, как им удалось добиться столь высокой популярности такого вида спорта, как гребля, мы узнали, что тренировки проводятся каждый день, кроме воскресенья. Детей подвозят на автобусах, которых у них три. Секции по гребле на байдарках и каноэ посещают больше шестисот детей, с ними занимаются 18 тренеров. Все они когда-то сами занимались в этой школе, выступали на соревнованиях, отучились и теперь свое мастерство передают новому поколению. Ежегодно школа пополняется молодыми специалистами. На зарплату, как отмечает Еркинбек Сыздык, тренеры не жалуются, плюс к этому им зачисляются проценты в зависимости от успехов их воспитанников. К тому же, тренеры сами, без помощи спорткомитета, регулярно проводят внутришкольные, городские и даже в масштабе области соревнования, тем самым стимулируя ребят к достижению новых побед. И результат впечатляет — гребля на байдарках и каноэ в Южно-Казахстанской области стала спортом №1. В развитии водного вида спорта заинтересованы не только сами тренеры, но и руководство области.
— Мы ощущаем сильную поддержку со стороны акимата, — говорит наш собеседник Еркинбек Сыздык. — Сбылась, наконец, наша давняя мечта: вместо старого нам построили новый спортивный комплекс по гребным видам спорта. Новому объекту нет аналогов по всей стране. Здесь занятия можно проводить круглый год, для спортсменов созданы прекрасные условия не только для тренировок, но и для восстановления атлетов после ответственных стартов. Если раньше наши спортсмены тренировочные сборы проводили в Узбекистане, то теперь казахстанские гребцы могут приезжать сюда. Тут трехэтажная гостиница на 100 мест, два тренажерных зала, две площадки под открытым небом. На базе спорткомплекса можно проводить соревнования различного уровня.
— А как вам удается привлечь большое количество детей к этому виду спорта? — поинтересовались мы у него.
— Ходим в школы, рекламируем, на улицах развешаны красочные билборды, очень тесно сотрудничаем с республиканскими СМИ, местными газетами и телеканалами. К тому же, у федерации по гребле на байдарках и каноэ есть договоренность с телеканалом Kazsport о трансляции крупных стартов. А громкие победы наших гребцов — самая лучшая реклама. После успешного выступления наших ребят на больших соревнованиях в секции тянутся сотни детей, желающие заниматься.
ПЕРСПЕКТИВЫ НЕ ЯСНЫ
А как у нас? Судьба атырауского гребного спорта висит на волоске. Тренеров почти не осталось: многие ушли из жизни, те, кто остался, уже в предпенсионном возрасте. Спортсмены, подающие надежды, после окончания средней школы уезжают поступать в вузы в другие города, обратно не возвращаются. И некому взяться за это дело.
Удастся ли нам возродить успехи тех победных лет? Каково будущее у гребного спорта? За ответом на эти вопросы мы обратились в областное управление физической культуры и спорта, где в ответ услышали, что с апреля текущего года гребная база передана на баланс городского отдела физической культуры и спорта. Когда мы связались со специалистами гороо, оказалось, что они не владеют ситуацией, касающейся гребного спорта, и отказались ответить на вопросы. По голосу на том конце провода чувствовалось, что они не очень-то рады такой передаче, своих проблем хватает.
Серьезные задачи, получается, решать некому. Возникает вопрос: а нужен ли вообще нам гребной спорт? Неужели все идет к тому, что с таким отношением наша молодежь навсегда потеряет возможность заниматься таким красивым видом спорта. Получается совсем как в поговорке «У воды, да не напиться».
Ляззат САЛИМОВА