Азамат Асылбеков: Точка притяжения

tochka prityazheniya Новости

Он знает родной город вдоль и поперек, и ему бы работать где-нибудь в акимате, но он решил заняться бизнесом. У него плотный рабочий график, но он находит время, чтобы разгребать дела депутатские. Он мечтает, чтобы Атырау стал удобным для самих жителей, и чтоб в каждом дворе – детская площадка, но пока с дочкой гуляет на «корабле», что на Сатпаева. И все же пытается внести свою лепту в развитие нефтяной столицы.

Сегодня «ПК» решила пообщаться с одним из молодых депутатов городского маслихата Азаматом АСЫЛБЕКОВЫМ.

– Азамат Бисалиевич, мы не случайно выбрали вас для интервью: вы – депутат городского маслихата, на вас, так сказать, инфраструктура города, поэтому, думаем, вам есть что рассказать. Конечно, после выборов миновало всего шесть месяцев, но, наверное, к вам уже не раз обращались как к народному избраннику? Что атыраучане вашего округа в основном просят, чем недовольны?

– Ну, начну с того, что сейчас депутаты не делятся по округам. Теперь мы – за весь город. С одной стороны, когда фокусируешься на одном регионе, для депутата это хорошо. С другой – для населения, может, так лучше, когда нет прикрепления к конкретному микрорайону.

Вообще, я в комиссии по социальным вопросам. Но депутат гормаслихата сегодня должен быть универсален. Как человек с экономическим образованием, могу какие-то предложения и вопросы поднимать по экономике. А социальный блок для меня – новость, раньше с этим не сталкивался и понял, что есть много вопросов, которых я и не замечал прежде. Обращений много, есть день приема (график с датами висит в моем аккаунте на Facebook) и есть живое общение, когда вы можете написать мне прямо в мессенджер.

Перед сессией проводятся постоянные комиссии, на которых поднимаются вопросы и заранее высылаются материалы. Мы готовимся, изучаем общественное мнение и потом уже, на комиссии, стараемся получить максимальные ответы, которых ждут избиратели. Острые проблемы тоже озвучиваем на маслихате, но главное – не критиковать, а предлагать решение.

Например, недавно ко мне обратились из пригородного поселка Память Ильича (ныне Береке). Жители пожаловались, что не могут организовать школьный автобус их детям, и те не ходят в школу. Мы приехали в Береке. Пришла жительница, говорит, что ее ребёнок страдает, в школу не ходит. А между ее домом и школой нефтепровод – более трех километров (а по закону, если больше трех км и по пути есть сложные препятствия, государство должно предоставить транспорт). Однако замечаем перед школой ГАЗель в рабочем состоянии. Спрашиваю администрацию – что ж вы не перевозите тогда? А мне отвечают: нет водителя, так как зарплата всего 60 тысяч тенге плюс у него должна быть категория С, плюс повышенная ответственность за детей. Жительница говорит: вот, мол, вы, депутаты, ничего не можете решить, ребёнок не учится. А тогда вместе со мной пришли специалисты из автопарка, и они объясняют – мол, мы для пассажирских перевозок городских маршрутов водителей с зарплатой в 280 тысяч найти не можем, вы о чем? Но мы вскоре отыскали спонсора, который теперь доплачивает водителю школьного автобуса, и зарплата стала чуть больше. Да, это временно. Но вот такие выходы находим. 

Немало обращаются по трудовым отношениям – люди приходят, когда их незаконно увольняют. Разъясняем, консультируем.

А вообще, перед выездом в сельский округ делаем скрытый опрос – какие есть проблемы. И затем все вопросы адресуем тамошнему акиму.

Задают вопросы по безопасному городу (установка видеокамер), по уличному освещению недавно отработали вопрос жителя; по мусору. Женщина насчет газа обратилась – якобы ей поставили газовый счетчик, прошел срок поверки. Я созвонился с «КазТрансГазАймак», и вопрос решился.

Знаете, что депутатский мандат дает? Нам можно позвонить начальнику того или иного отдела и сказать – вот, мол, у меня на приеме человек, можете ли его проконсультировать. И тогда после звонка депутата действительно как-то быстрее идет решение вопроса.

– Вы упомянули про общественный транспорт. А сами давно в автобусе ездили? Как вы считаете, судя по жалобам (или предложениям), как в Атырау нынче с перевозками?

– Я езжу на своей машине, есть и служебная. В последний раз тестировал автобусы на газу. Мне понравились китайские казахстанской сборки.

Сегодня в Атырау в целом нормальный автопарк, количество и качество на уровне столицы. Да, знаю, что в наших автобусах есть проблема с валидаторами, с карточками (только на конечной можно их купить), но это не такие глобальные вопросы, которые стояли в 2017-м, когда мало автобусов было. Сейчас, как уже отметил, некому возить! (Может, сейчас прочтут водители с требуемой категорией водительских прав и придут на работу в автопарк? — Н.Ш.)

– Тогда давайте поговорим о спорте. Президент Касым-Жомарт Токаев в одном из своих выступлений отметил необходимость развивать массовый спорт. Кажется, что площадки Workout как раз для этого подходят. Но их очень мало в Атырау. Я уже про обычные спортплощадки и тренажеры молчу. Ждать ли изменений в этом плане?

– Есть Дорожная карта реализации обещаний партии «Nur Otan», где четко прописано, что партия планирует сделать в каждой конкретной отрасли. По нашему региону там указано возведение 8 ФОКов, и в одном из них я уже был – в Таскале. Будут и спортплощадки. Работа запланирована, и она делается. Надо подождать.

КАРТА АТЫРАУСЦА

Но массовый спорт это ведь не только велотренажерки, Workout. Когда мы развиваем массовый спорт, мы должны помогать спортсекциям госзаказом. Я был как-то недавно по работе в Москве, и мне рассказали, что почти у каждого москвича есть карта. Если у вас есть прописка, то вы имеете дисконты, субсидии на общественный транспорт, на коммуналку – вам возмещает государство. А почему бы не сделать аналогичную карту атыраусца, к примеру, чтоб каждому юному горожанину пользоваться ею и посещать секции? Это хороший вариант, что мы можем предложить по массовому спорту. Еще лучший способ – благоустройство инфраструктуры. Набережные, к примеру – сколько там народу бегает по утрам! Заметил, к слову, что около вашего офиса – «Атырау-Акпарат» – хорошая тренажерная площадка. И там прямо очередь – так пользуется спросом!

– Значит, сами пользуетесь уличными тренажерами?

– Стыдно признаться: я не спортивный. Больше люблю поболеть за спорт и болею сильно за сборную Казахстана в любом виде спорта. Во время студенчества болел именно за Атырау. У нас ведь сильно развиты единоборство, бокс. Тяжелую атлетику интересно смотреть.

– Говоря о спорте, замечу, что в городе уже третий год масштабно реконструируют улицы, у нас появились велодорожки, что просто замечательно! Но до сих пор как пройдет большой дождь, машины и люди буквально плывут – нет у нас дренажа, арыков. Что можете по этому поводу сказать? Пока есть время и весь Атырау не переделали, может, еще можно предложить сделать арыки нашим дорожникам? Раз они сами не видят…

– Да, старую часть города часто затапливает. Это улицы Молдагуловой, Тайманова. Но этот вопрос решается комплексно. Фундаментальная проблема – отсутствие в частном секторе центральной канализации. Вот вы живете в частном секторе, у вас септик, он не герметичный, и вода уходит, уровень грунтовых вод поднимается, становится выше, и когда идут дожди, почва ее не впитывает – и так уже имеет достаточное количество воды. У нас частично в Атырау есть центральная канализация, частично нет. Это очень дорого и очень долго. Но все равно должно делаться. Возможно, старый город по-новой переделают. И еще скоро закончат строительство левого КОС. Да, нужно построить канализацию, чтобы она охватывала все улицы города.

Насчет дренажа: если у вас подземные воды находятся близко, дренаж не будет работать. Система арыков действует лишь когда есть возвышенность. Во время акимства Серика Шапкенова я был свидетелем того, как приезжали специалисты из Санкт-Петербурга, а вы знаете, что там точно такая же, как в Атырау, болотистая местность, плоская земля. Но они смогли решить проблемы. Для Атырау питерцы сделали предпроектное решение ливневой канализации. Но когда мы услышали сумму – это о-очень дорого. Поэтому сейчас оптимальное решение – правильное планирование дорожного строительства. У нас есть хороший пример – проспект султана Бейбарыса, который соединяется с проспектом Абулхаир хана: там есть лотки между дорогами, куда бы вода уходила. Это нормальное решение. Нужно просто увеличить требования по дорожному строительству, чтобы лотки правильно проектировались.

ПРО ПРОБЛЕМУ УРБАНИСТИКИ

– Хотелось бы, чтобы к вам прислушались! Азамат Бисалиевич, не так давно прошла информация, что в Атырау построят ресторан быстрого обслуживания известного бренда, прямо на площади перед музакадемией. Получается, минус прогулочное место, но у нас и так площадей не много…

– Вы в своем вопросе ответили на него: в Атырау проблема не в том, что ту площадь, грубо говоря, определенному человеку передали. А в том, что таких площадей мало. У нас есть аллея Курмангазы, бульвар Смагулова, есть площадь Дины Нурпеисовой, набережные с двух сторон, есть площадь Исатая и Махамбета, площадь перед драмтеатром. Да, их мало.

Я ездил на эту локацию, на площадь музакадемии имени Дины Нурпеисовой и заметил, что там сейчас на самом деле не так много людей! В Атырау есть проблема урбанистики: построить площадь – это хорошо. Но должно быть содержание. Может, и к лучшему, что здесь возведут Макдональдс: когда создается такая крупная сеть, это будет притягивать, в скором времени появится  больше людей, которые станут гулять. Плюс хотел бы добавить, чтобы такие заведения отвечали за опрятность площади в целом. Ну и, например, за скамейки красивые.

Сейчас еще, знаю, идут дискуссии насчет набережной. Кто-то говорит – оставьте так, как есть, кто-то говорит, чтоб там пооткрывали фаст-фуды, кто-то ворчит, мол, захламите торговцами, а кто-то заметил, что здесь люди все равно подпольно что-то продают. Но городская инфраструктура должна быть живой. Во время праймериз пришла идея, которую сам не могу осуществить, но поделюсь ею: вот у нас есть хорошая площадь им. Исатая и Махабета, есть флагшток, есть набережная. И есть старый город, который сейчас идет под снос. Хорошо бы в этом районе сделатьместныйOrchard Road (это самая длинная в мире пешеходная дорога в Сингапуре) – начинался бы с площади Исатая и Махамбета, была бы там улочка пешеходная, с двух сторон окруженная кафетериями, магазинами одежды. И вот человек, который вышел погулять от площади до флагштока, идет пешком и по пути занимается шопингом. Рядом бы стояли двухэтажные дома, соединенные наверху между собой цепочкой, и ночью горящие зонтики-фонарики…

В Атырау есть очень много точек роста. И одной такой является старая часть города (я не говорю сейчас про старые купеческие дома). Знаю, здесь должны построить жилье. Но я предлагаю – лучше этот центр города сделать удобным для народа. С торговыми центрами, с новыми рекреационными зонами; говорят, здесь будет парк Президента.

И вот когда таких улочек, как Orchard Road, будет много в Атырау, ни у кого не будет вопросов – почему, к примеру, этот участок? Потому что таких участков много.

К примеру, раньше был Арбат в Привокзальном. Но там нет содержания. Все городские пространства – площади, скверы – помимо того, чтобы были уютными и чистыми, должны быть наполнены содержанием. По плану на той самой площади перед музакадемией какая точка притяжения? Монумент Дины. В идеале все должны были к нему приходить. Но, по сути, эту функцию сама площадь исполняет. Я – за то, чтобы наши городские объекты досуга имели точки притяжения. Фастфуд ли, аттракцион ли – бульвар, сквер должны жить. Вот насчет площади Исатая и Махабета и машинок напрокат тоже немало сейчас обсуждают. Но если бы этих машинок там не было? Ваш ребёнок захотел бы пойти? Не думаю.

 Полезным быть охота

– Сегодня вы предприниматель, довольно успешный. А зачем успешному и соответственно занятому бизнесмену идти в депутаты?

– Да, я занимаюсь бизнесом с иностранным участием, правда, «успешный» – на данном этапе так говорить рановато, потому что мы только начали.

Зачем бизнесмену идти в депутаты? Однажды, встречаясь с приятелями (у меня есть традиция – по средам общаться с интересными людьми, в основном это аксакалы или успешные ребята, поднявшиеся в 1990-х), кто-то критично высказался в адрес государства. А у меня прошлым летом заболела мама, и трудно, очень трудно было лекарства приобрести. Ну и я тоже высказался в адрес государства. В компании был чиновник, который меня спросил: а почему ты не хочешь что-то сделать для общества? Я тогда призадумался – а что я могу? В частной компании работаю. А мне собеседник говорит, мол, частная компания не при чем, ты можешь участвовать в любой общественной деятельности, невзирая на это. Город грязный? Не критикуй, выйди на субботники и т.д.  И в то время уже сообщили, что будут внутрипартийные выборы. А я частенько заглядывался на американский предвыборный процесс, мне были интересны дебаты. И меня это заинтересовало. Было острое желание что-то поменять, знаете как – если хочешь кого-то критиковать, пойди и сделай сам. Правда, я на 100 процентов был уверен, что не пройду.

Почему? Однажды в Facebook я написал несколько критических постов по поводу инвесторов из Японии, когда акимат, грубо говоря, не сильно поприветствовал их, те ушли, и все договоренности были нарушены. Мне начало звонить огромное количество людей-госслужащих, мол, почему ты так написал, ты же раньше с нами работал. Позвонил и аким города, разъяснил свою позицию. Мне это сильно понравилось. До этой публикации я не был медийным человеком. Вел блог как обычный человек – день рождения или еще какой семейный праздник, выкладывал об этом посты. И тот критичный пост сделал из немедийного человека другого, 30 раз меня репостнули, столько «лайков», и я не понимал, как это все работало.

Когда начинался праймериз, мне некоторые говорили – зачем тебе это надо. А для меня это был реально вызов. Попытаться стать депутатом. Сделать что-то для города. Праймериз мне понравился: он в каких-то этапах был очень открытым. Мы встретились с огромным количеством людей – с обществом инвалидов, со спортсменами, школьниками, с учителями, и каждый раз, приходя на новую встречу, записывал проблемы атыраучан. Моя предвыборная программа была рассчитана на город, т.к. знал, на что иду, и я говорил в основном про удобную городскую среду.

Я сам живу неподалеку от старого базара. И, как житель этого района, знаю, что вокруг меня нет ни детской, ни спортивной площадок. Чтобы выгулять дочку, везу ее на «корабль»–большую детскую на Сатпаева. И… встречаю там своих одноклассников из Геолога, знакомых из других районов, бывших коллег – получается, весь город на этом «корабле»! Да, вот так в семьях ждут отца, чтоб он приехал с работы и отвез погулять ребенка в центр города, это нерационально. А ведь в законе прописано: государство должно обеспечивать в шаговой доступности объектами здравоохранения, образования, теми же самыми ФОКами, детскими площадками. И, наверное, один из главных посылов моей предвыборной программы – сделать это.

В своей предвыборной программе я пообещал три вещи: приоритизация – например, есть спорт, и туда выделяются средства на профессиональные клубы, которые, по сути, состоят из легионеров и не приносят существенного эффекта в развитие массового спорта в Атырау. К примеру, на хоккей, футбол сколько миллиардов выделяется! В то же время у нас есть массовый спорт, который не совсем поддержан: гимнастика, теннис, шахматы, таэквондо. Я ходил в секции, кружки, разговаривал с тренерами и учителями и спрашивал. Все стоит денег. А если в семье четыре ребенка, они все хотят заниматься спортом, а у отца зарплата 120?

И я подсчитал: четырех миллиардов, которые мы выделяем на хоккей и футбол, хватило бы на 50-60 тысяч человек, чтобы им целый год государство сделало бесплатными секции. Вот это развитие массового спорта! И родителям не надо было бы платить деньги. В то же время спортивные кружки, которые сейчас, грубо говоря, вынуждены брать эти деньги, потому что им не выжить, зарплату не дают. А если они централизованно получат деньги из бюджета, то могли бы строить спортивные залы, в них бы начали вкладывать инвесторы. Например, хороший тренер попросит денег на открытие той или иной спортивной школы, почему нет – это и есть мультипликативный эффект. И вот это и есть приоритизация вещей.

Второе. Раз выделили деньги, надо, чтобы они были правильно освоены. Городской маслихат реально может выделять деньги и контролировать их распределение.

Третье. Доводить до руководства города, высшего руководства чаяния населения, быть открытым. Вот эти три момента в предвыборной программе я обещал выполнять.

Не все в руках гормаслихата, но правильно поставленный вопрос, вовремя принятое решение – все это может иметь свои последствия в хорошем смысле слова. Я участвую в сессиях, и там все время поднимаются вопросы детских, спортивных площадок. Дело не в том, что пришел депутат и сделал площадку. Мы должны доводить до исполнительной власти нужды населения. Очень много сделано городским акимом в плане привлечения спонсоров на строительство детских площадок. Меня радует и деятельность наших активистов, которые собрали местных жителей и начали строить парки, скверы. Я был в районе химзавода, Қара депо, и там есть площадки. Акимат выделил земельные участки, подвел инфраструктуру – электричество и видео­камеры (Азамат Асылбеков показывает фото площадок в мобильнике). – Видите, брусчатка здесь – это та, что была до реконструкции на Исатая- Махамбета. Ничего не пропадает! Старые тренажеры с набережной демонтировали и в Қара депо привезли, их восстановили, и получилось круто.

Да, раньше я критиковал власть. Но сейчас вижу, что в условиях ограниченного бюджета акимату города приходится выбирать. Это трудно – построить школу или больницу. А все сразу не получается, денег нет. И это очень хорошая тенденция, что акимат города вовлекает бизнес в строительство соцобъектов.

Сейчас акимат старается мобилизовать компании, чтобы у них была соцответственность. И жители сами стараются помогать. Во время праймериз познакомился с одним человеком – Ануаром Батаевым. Он работает, а в свободное время тренирует детей, по-моему, по смешанным единоборствам. Его воспитанники становились не раз чемпионами Казахстана, а ведь Ануар тренировал в полуразрушенном помещении. А недавно собрал сверстников в Жанаталапе и предложил организовать там парк. И парк уже есть, только сегодня туда ездил. Тут главное, чтобы гражданское общество было вовлечено в процесс развития собственного села. И вот такие ребята на самом деле должны быть героями дня, героями журналистских статей. 

                                      БЛИЦ

 – Правда, что вы работали на ТВ?

 – Да, в детстве я вел программу «Кішкентай достарға»: сестра работала  тележурналистом и, долго не думая, нашла рабочую силу (смеется).

– Есть время для прогулок с семьей?

– Я обязательно хотя бы час должен погулять с женой и дочкой по набережной.

– Что любите смотреть по ТВ, в интернете?

– У меня есть увлечение – в свободное время слушаю подкаст Чебаткова «Истории на ночь». Смотрели? Нет? Советую: это и юмор, и одновременно познавательно.

Поделиться с друзьями

Главный редактор

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна