А ГДЕ ЗИНА?

a gde zina Новости

Из шестнадцати бабушек атырауского общественного объединения «Хиуаз» одна отличается разве что именем и говором — Зинаида ХВАН. Она пришла однажды сюда и поняла, что больше не уйдет, пополнив ряды фольклорного хора «Әжелер».

«Хиуаз» был создан переселившейся более 15 лет назад на историческую родину из Ташкента в Атырау Шахарман ЕРСЕИТОВОЙ. Объединение открывалось, чтобы возродить национальную культуру, быт, обычаи и прикладное ремесло казахского народа и начало помогать в трудоустройстве, расселении вновь прибывающих этнических казахов на Родину, да и, вообще добрым, словом. Вскоре решено было создать фольклорный хор «Әжелер». Когда число уже достигло 15-ти, к ажешкам пришла абика (по корейски «бабушка») Зинаида Григорьевна.

— На тот момент баба Зина потеряла сына, ей было очень тяжело. Выглядела опустошенной, но поинтересовалась: «Может, я смогу вам быть полезной?» Еще как! – теперь без нее не начинают в Таскале – пригородном селе, где преимущественно проживают этнические казахи, практически ни один национальный обряд! Прямо даже спрашивают: «А где Зина?» – делится Шахарман Ерсеитова.

Бабушка Зина сидит в окружении сверстниц-кандасов и ловко вяжет спицами красивейшую ажурную салфетку. Все это за разговором, а то и за чайком. На это, кажется, можно смотреть часами. Я сразу вспомнила свою бабушку, как она на крылечке тоже вязала коврики из ненужных вещей – моя баба Люда с соседкой-казашкой тётей Катей…

Однажды, увидев, как на репетиции хора «Әжелер» участницы приходят в ярких национальных нарядах, Зинаида Григорьевна спросила: «А можно и мне в своем корейском?»

— Конечно, наденьте в следующий раз непременно! – сказала Шахарман Ерсеитова. С тех пор такая аже с элементами корейской культуры – завсегдатай праздников.

Баба Зина и говорила бы на казахском, но в свои 82 ей уже трудно учить язык. А вот понимает всё, без переводчика.

«Әжелер» не только поют, они еще и серебряные волонтеры. Так их окрестили с начала акции «Біз біргеміз!».

— У нас, казахов, ведь, можно сказать, в крови волонтерство – всегда стараемся помочь. Поэтому когда началась эта акция, мы решили не только петь, но и делиться опытом, — рассказывает Ш. Ерсеитова.

Стали обучать желающих швейному делу, проводить мастер-классы со студентами и школьниками, открыли свою «Мастерскую радости». Они шьют вместе с новыми поколениями лоскутные одеяла, делятся опытом приготовления забытых национальных блюд казахского народа с молодыми невестками.

— Так вот, баба Зина расцвела с нами! Сейчас даже одевается по-другому! Боярыня будто! — улыбается Шахарман апа. — А вообще, Зинаида Хван у нас самая возрастная, она всегда на почетном месте, бата — благословление дает. Она про нас, кандасов из «Хиуаз», говорит так: «Бог мне послал вас!», имея в виду, что, несмотря на свой солидный возраст, свою жизнь она стала проживать ярко и насыщенно.

Именно этого — согласия, принятия этнических казахов местными жителями, мира — добивался Елбасы, когда проявил инициативу по возвращению этнических казахов на родину. И как это отрадно, что кандасы нашли общий язык с соотечественниками.

— Я довольна, что я здесь. Мы с девочками – называем бабушек «Хиуаз» именно так – понимаем друг друга с полуслова. Мы себя тут чувствуем, как в родном доме, и очень рады общаться, — сказала скромно баба Зина.

Решение Нурсултана Назарбаева по возвращению на родину этнических казахов спустя годы доказала верность и значимость курса, принятого страной на заре обретения суверенитета. Ведь именно этот вектор, несмотря на социально-экономические трудности, с которыми столкнулась молодая республика, стал единственно верным решением в вопросе консолидации нации.

А ведь все начиналось в далеком 1991 году, когда после обретения независимости республика провозгласила политику возвращения этнических казахов на историческую родину. Эта политика была закреплена в законах РК «О гражданстве Республики Казахстан», «Об иммиграции», «О миграции населения» с изменениями и дополнениями от 27 марта 2002 года и в постановлении Кабинета министров Казахской ССР «О порядке и условиях переселения в Казахскую ССР лиц коренной национальности, изъявивших желание работать в сельской местности, из других республик и зарубежных стран».

Нужно отметить, что, согласно принятой Концепции репатриации этнических казахов на историческую родину, утвержденной правительством 16 сентября 1998 года, возвращение представителей титульной нации признавалось одним из главных приоритетов миграционной политики. При этом возврат этнических казахов на историческую родину рассматривается как фактор увеличения численности населения, а также оздоровления демографической ситуации в стране.

Поделиться с друзьями

Заведующая отделом общественно-политической жизни

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
Прикаспийская коммуна