новости Казахстана

В Казахстане планируют изменить подходы к нормотворчеству

Министерство юстиции разработало Консультативный документ регуляторной политики к проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворчества, сообщает Zakon.kz.

В частности, в документе указывается на сложность языка законов и его непонимание субъектами правоприменения, разночтения текстов НПА казахского с русским языком, различие процедур по подготовке законопроектов для субъектов законодательной инициативы, отсутствие требований и критериев к объединению и систематизации норм в кодексы и консолидированные законы и ряд других проблем.

Так, говорится, что сегодня на практике выявляются определенные несоответствия в переводе текстов нормативных правовых актов (НПА), что в итоге приводит к серьезным последствиям:

  • ограничение принципа законности;
  • различность судебной практики по применению норм права;
  • повышение коррупционных рисков ввиду неоднозначности правовых предписаний.
  • В целом наличие неаутентичности текстов НПА связано со следующими факторами:
  • подготовкой текстов проектов НПА на русском языке с последующим их переводом на казахский язык;
  • уровнем развития казахской юридической терминологии.
  • При этом поясняется, что подготовка проектов НПА на русском языке вызвана не только недостаточным уровнем знания казахского языка разработчиков, но и в целом состоянием казахской юридической науки и низкого количества научных трудов, изложенных на казахском языке.

    В документе также указывается, что депутатские законопроекты не проходят ряд этапов, которые предусмотрены для правительственных законопроектов, таких как: разработка консультативных документов регуляторной политики; прохождение публичных обсуждений КДРП и проектов НПА; проведение анализа регуляторного воздействия; подготовка проектов подзаконных актов, требующих для реализации поправок законопроекта; согласование или обсуждения проекта закона с заинтересованными органами и организациями и целевыми группами для учета их мнений.

    — Такой упрощенный порядок разработки депутатских инициатив становится поводом для критики со стороны общественности и возможностью инициирования госорга, — отмечают в Минюсте.

    Что предлагается

    1. Для решения названных и других проблем предлагается:
    2. Внедрение института оценки регуляторной политики в нормотворческий процесс путем оптимизации этапов и процедур научных экспертиз, предусмотренных при подготовке законопроектов.
    3. Закрепление соответствующих положений в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы научных экспертиз.
    4. Изменение подхода проведения правового мониторинга с «обособленного» (по конкретному НПА) к мониторингу отрасли (подотрасли) законодательства.

    В свою очеред, предложенный механизм потребует выработки специальных методических рекомендаций проведения правового мониторинга.

    В контексте предмета мониторинга НПА предлагается установить три основных направления.

    1. Анализ эффективности действующего регулирования, в котором будут отражены:

    • ретроспективный анализ и текущее состояние регулирования;
    • соответствие стратегическим целям, политике государства и международным обязательствам;
    • достижение целевых индикаторов (при наличии);
    • правоприменение;
    • стабильность.

    2. Отраслевые показатели, отражающие специфику соответствующей отрасли.

    К примеру, в сфере жилищных отношений отраслевыми показателями могут являться ситуация по проблемным объектам жилищного строительства, факты привлечения средств граждан в обход законодательства о долевом участии в жилищном строительстве контроль рынка арендного жилья обеспечение защиты долевых вкладов в жилищное строительство, совершенствование механизма долевых вкладов.

    3. Юридический анализ:

    • противоречия Конституции и законодательству в целом;
    • коррупциогенные нормы;
    • пробелы правового регулирования;
    • устаревшие нормы и т.д.

    Как считают в Минюсте, предлагаемый подход решает вопросы:

    • проведения ретроспективного анализа эффективности законов;
    • улучшения прогнозно-аналитических функций государственных органов;
    • поспособствует анализу потенциально противоречащих Конституции норм;
    • повышения качества разрабатываемых НПА.

    — Особенностью предлагаемой модели является проведение правового мониторинга не по всем НПА, относящимся к компетенции государственного органа, в течение года, а определение 2-3 отраслей (подотраслей) на определенный период, которые и будут являться предметом мониторинга, — поясняется в тексте. 

    Кроме того, предлагается принять методические рекомендации по написанию и стилю изложения норм в проектах НПА, а также придать статус казахской юридической терминологии, установить требования к органам-разработчикам по использованию официально утвержденных казахских юридических терминологических словарей и методических рекомендаций при подготовке проектов НПА.

    Консультативный документ размещен на сайте Открытые НПА для публичного обсуждения до 22 декабря.

    Фото: senate.parlam.kz

    Administrator

    Администратор сайта

    Статьи по теме

    Back to top button