новости Казахстана

От скважины до пистолета

После снижения цен на газ люди надеются и на снижение стоимости бензина. Насколько это реально и какова ситуация на топливном рынке, нам рассказал гендиректор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов.

— Рост цен на газ стал детонатором прошедших трагических событий. Стоимость бензина также постоянно растет, вызывая недовольство жителей. Расскажите цепочку ценообразования на горюче-смазочные материалы.

— Начну с того, что в Казахстане ежегодно добывается порядка 85-90 млн тонн нефти. Из них не менее 30% нефтедобывающие компании по контрактным обязательствам поставляют на внутренний рынок (НПЗ). За исключением стабилизированных контрактов, таких как «Тенгиз», «Кашаган», «Карачаганак», «Дунга» и «Жайыкмунай». Получается, многие нефтедобывающие компании в настоящее время 50-70 процентов добываемой нефти поставляют на внутренний рынок. Как происходит процесс. Есть некоторые крупные игроки, которые напрямую поставляют в НПЗ, в частности, это «Казмунайгаз». «Казмунайгаз» закупает у своих дочерних компаний «Эмбамунайгаз», «Узеньмунайгаз» определенный объем нефти, перерабатывает на НПЗ и платит им за услуги процессинга. В самом последнем интервью заместитель председателя правления по переработке и маркетингу нефти АО НК «КазМунайГаз» Данияр Тиесов озвучил стоимость переработки — 90 долларов за тонну нефти. Далее «Казмунайгаз» занимается оптовой реализацией нефтепродуктов, это дизельное топливо, бензин АИ 92, 95, сжиженный газ и мазут. Дальше продукт попадает на автозаправочные станции (АЗС), там уже розничные цены. В этой цепочке есть т.н. «давальцы», это компании, которые закупают нефть у нефтедобывающих компаний, далее они же занимаются поставкой ее на НПЗ. И они же поставляют ее на внутренний рынок, то есть на АЗС.

Почему этим не занимаются сами малые и средние нефтедобывающие компании? Во-первых, у них не налажена логистическая цепочка, у них нет цистерн, нефтепроводов, элементарно нет техники. Поэтому они продают добытую нефть давальческим компаниям по 15-25 долларов за баррель нефти (159 литров. — Прим. автора).

Здесь проблема состоит в том, что рынок закупок и поставок у недропользователей закрытый, непрозрачный, непонятно, как происходит ценообразование. Как в лице таких компаний, как «PETROLEUM OPERATING» и «PETROSUN», которые закупают нефть у недропользователей. К примеру, я не имею возможности закупить нефть у нефтедобывающей компании. Именно этот рынок надо выводить на открытую транспарентную площадку через товарные биржи.

— У нас много таких закрытых «площадок», куда уходят миллиарды средств. В случае с бензином есть какой-то выход?

— Самым большим упущением я считаю то, что наши нефтеперерабатывающие компании не участвуют в системе оптовых закупок и реализации нефтепродуктов. Только сидят и занимаются процессингом. Между тем можно сделать выводы из сравнения. К примеру, налоговые выплаты всех трех наших НПЗ, в частности, корпоративный подоходный налог за 2021 год составил 12,2 млрд тенге. Если умножить эту сумму на 4, можно выявить чистую прибыль после уплаты КПН. А корпоративный подоходный налог одной давальческой компании «PETROSUN» за прошлый год составил 26 млрд тенге (!), то есть больше, чем в два раза от трех наших НПЗ. Следовательно, почему бы нашим НПЗ не заняться напрямую покупкой нефти, переработкой и дальнейшей поставкой на розничный рынок?

Такая возможность позволила бы избавиться от кредитов, взятых на модернизацию всех трех НПЗ. Данияр Тиесов в декабре прошлого года давал большое интервью журналу «Форбс», где открыто заявлял, что цена за процессинг составляет 90 долларов за тонну, при том, что себестоимость процессинга составляет 30 долларов, остальные 60 долларов уходят на покрытие кредитов.

Раньше в Налоговом кодексе была предусмотрена возможность, что НПЗ могли напрямую закупать нефть у нефтедобывающих компаний, при этом была норма покупной цены нефти на НПЗ. То есть НПЗ сам устанавливал, по какой цене недропользователь будет продавать нефть. В то время было государственное регулирование цен на горюче-смазочные материалы. Сейчас государство формально отпустило цены.

 — Означают ли ваши слова, что нет никаких возможностей для снижения цен на бензин?

— Да, в целом нет никаких предпосылок на снижение стоимости ГСМ. Если мы снизим стоимость топлива, то будет переток наших нефтепродуктов в соседние страны, в Россию, Кыргызстан. Мы наблюдаем это, как только границы открываются, начинается переток. Правительство каждые полгода продлевает запрет на вывоз некоторых нефтепродуктов, в частности, на дизельное топливо, авиакеросин, некоторые виды марок бензина, иначе будет большой переток. Мы живем в условиях конкурентного рынка, и многие компании стремятся экспортировать нефтепродукты.

— Но вот цены на газ смогли же снизить! Или это другая история?

— Это другая история. Казахстан в последние годы производит 3,2 млн тонн сжиженного газа. Его по-разному называют – сжиженный нефтяной газ, сжиженный углеродный газ, но это в основном смесь пропана и бутана. Их в основном используют для заправки автомобилей, газгольдеров для отопления жилья в северных областях, в некоторых химпроизводствах в качестве топлива. Но основной рынок приходится на автомобили. Из 3,2 млн тонн Казахстан потребляет половину, остальная часть уходит на экспорт. Крупнейшим производителем порядка 1,5 млн тонн газа является компания «Тенгизшевройл». Она поставляет на рынок по 120 тысяч тонн газа в год а остальное экспортирует ( ТШО также поставляет 550 тыс. тонн СНГ на завод Kazakhstan Petrocemical Industries. Примечание автора) . В связи с увеличением автомобилей на газовом топливе потребность в сжиженном газе в стране растет. В этом году даже ожидается дефицит. Придется импортировать или покупать сжиженный газ у ТШО по экспортным ценам.

К сожалению, на газовом рынке тоже нет контроля, кто, по какой цене продает газ. Будет какая-то ясность, если продавать через товарную биржу. Но даже в этом случае нет никаких гарантий, что компании, купившие большие объемы газа, не будут вывозить его за рубеж, так как экспортные цены, как минимум, в 3-4 раза дороже, чем на внутреннем рынке.

А цены на газ снижены за счет ручного механизма для сдерживания социального недовольства на 180 дней. Но что будет дальше, неизвестно.

— Правительство предпринимает меры в соответствии с поручением Президента об изъятии части маржи посредников в пользу бюджета посредством акцизов. К чему эти меры приведут?

— Да, правительство представило проект постановления о повышении акцизов на оптовую реализацию нефтепродуктов, он опубликован на портале «Открытые НПА». Так, правительство собирается увеличить акцизы на бензин на 30 процентов, а дизтопливо — чуть ли не в 7 раз. Данное увеличение не позволит снизить цены. Основная нагрузка ляжет на НПЗ, а не на посредников. Однозначно выгодно будет экспортировать нефтепродукты (акциз — 0), чем реализовывать на внутреннем рынке. При таком раскладе цены на дизтопливо, особенно на зимнее, повысятся. Возможно, все идет к уравнению цен на ГСМ к 2025 г., когда в рамках ЕАЭС заработает Единый рынок.

Остается надеяться, что антимонопольное ведомство примет контрмеры. Правительство, как известно, 180 дней будет удерживать цены. А как дальше поведет себя рынок, непонятно. Необходимо понимать, что имеется фактор девальвации, курс нашего тенге нестабилен. Нефть экспортируется за нефтедоллары, нефтедобывающие компании импортируют товары, оборудование и за них платят в долларах. И это все ложится на себестоимость продукта. Ежегодно происходит индексация заработной платы, индексация стоимости работ и услуг, то есть себестоимость будет расти. А недропользователю невыгодно работать себе в убыток, поэтому нет никаких оснований для снижения стоимости ГСМ.

— И каков выход?

— В первую очередь правительству нужно думать о повышении доходности населения. Чтобы наши граждане могли себе позволить покупать бензин и дизтопливо по конкурентной цене.

Как я уже сказал, важной проблемой являются избыточные и непрозрачные посредники. Справедливое торговое посредничество – неотъемлемая и необходимая часть рыночной экономики. Повторяю, справедливое посредничество.

Но когда посредники «ломают» рынок под себя, получают сверхприбыли за счет производителей и потребителей – это недопустимо. Зачастую существуют весьма устойчивые схемы, с которыми местные власти, судя по всему, не могут разобраться.

Президент РК Касым-Жомарт Токаев, 2021 г.

В сложившихся условиях конъюнктуры рынка производители ГСМ и различные посредники получают дополнительную прибыль. Необходимо обеспечить изъятие части этой маржи в пользу бюджета посредством акцизов. Это позволит привлечь дополнительные средства в бюджет для обеспечения реализации социально-экономических задач государства.

Президент РК Касым-Жомарт Токаев, январь 2022 г.

«Глава Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин на заседании правительства в установлении высоких цен обвинил АЗС. По его словам, на данный момент в отношении субъектов розничной торговли на рынке дизельного топлива проводится 12 расследований. Среди них четыре крупных субъекта, такие как: АЗС ТОО «Гелиос», ТОО «Sinooil», ТОО «Газпромнефть-Казахстан» и ТОО «PetroRetail».

Также Жумангарин сообщил, что совместно с Генеральной прокуратурой назначены расследования в отношении шести оптовых реализаторов сжиженного нефтяного газа: АО «КазМунайГаз», ТОО «Petrosun», АО «СНПС-Актобемунайгаз», ТОО «СП Казгермунай», ТОО «Казахойл Актобе» и ТОО «КазГПЗ» по признакам злоупотребления доминирующим положением в части установления монопольно высоких цен и 180 субъектов рынка розничной реализации топлива».

Когда верстался номер

Стало известно, что Минэнерго РК провело совещание с 25 крупными давальцами нефти (это те, кто скупают дешевую нефть у нефтяников, доставляют на НПЗ на процессинг и дальше занимаются оптовой реализацией нефтепродуктов).

Этим компаниям было поручено напрямую реализовывать полученную с НПЗ продукцию на АЗС (розница), что обозначает исключение посредников из цепочки поставок. Правильное решение. В тоже время МинЭнерго порекомендовало «давальцам» придерживаться оптовых цен Petrosun (крупнейшего оптовика нефтепродуктов после КМГ).

Алма ТУРГАНОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button