Тандайская Жаниба – акын номер один
Жаниба Карасаева – акын-импровизатор из Тандая, блистательно защищавшая честь родного края на республиканских айтысах в 70-80-е годы прошлого столетия, сегодня отмечает свое 75-летие.
Алма ТУРГАНОВА
Жаниба Карасаева имеет много разных званий и регалий, в том числе всесоюзного значения. Но меня привлекло звание «Акын айтыса №1 Атырауской области». В 1999 году в газете «Жас Алаш» Мухтар Магауин в статье про нашу землячку «Ұлттың ұйтқысы, ұрпақтың анасы» написал «Сол еркектің ішінде сіз де барсыз». Ее талант высоко оценили поэты и писатели Казахстана. Сама поэтесса выпустила восемь книг с поэзией и прозой. О ее жизни можно узнать в музее, открытом в ее родной Тандайской школе.
В ШКОЛУ В 10 ЛЕТ
Жаниба родилась в семье чабана Карасая, работавшего в знаменитом Баксайском каракулеводческом совхозе. В семье было четверо детей. В школу Жаниба пошла в десятилетнем возрасте, и тому были причины. Рождавшиеся до нее три дочери Карасая умирали в десятилетнем возрасте. Отчаявшийся отец решил последнюю дочь держать при себе: зачем ей учиться, если ее жизнь закончится в 10 лет?! Он всячески игнорировал школьное обучение. Однако местная власть настаивала, и однажды в январе десятилетнюю Жанибу под конвоем милиционера, секретаря райкома и учителей сопроводили в первый класс Сыралинской школы. А Жанибе в школе очень понравилось, благо она научилась читать и писать от старших братьев, училась она на четверки и пятерки. В четвертом классе Жаниба перешла в школу села Тандай. В восьмом классе пришлось уйти, так как в классе она была переростком. Поехала в Атырау и поступила в кооперативное училище, окончив которое, вернулась в Тандай. Там она три года проработала продавцом, затем вышла замуж за инженера-электрика Амангельды. Родились дети. Между родами работала санитаркой, полеводом, уборщицей. В 1970 году устроилась секретарем-референтом у Онайбая Кушекова, который в те годы руководил совхозом. В 1978 году решила поступать в институт, но ее мечте стать филологом не суждено было сбыться. В учебных заведениях страны стали закрываться казахские отделения, поэтому она пошла на исторический факультет. Получив диплом, стала преподавать в сельской школе. Потом работала заведующей интернатом. В 1986 году Жанибу вновь позвали в совхоз работать в отделе кадров. В 1997 году, в связи с ликвидацией совхоза, она ушла на пенсию в 50 лет по детям. Потом, вплоть до 2005 года, работала главным специалистом Дома культуры.
ПЕСКИ-СТРАНИЦЫ
Желание писать стихи Жаниба почувствовала в шесть лет. В степи, следя за отарой, она разговаривала с камышом у озерка, мечтала прокатиться на облаке, доверяла свои мысли птицам, улетающим на юг… Песок служил ей листом бумаги, а ветка – ручкой. Ветер обновлял страницы. Стихи получались сами собой, шли изнутри, возможно, это было влияние матери, которая наизусть читала все народные эпосы про батыров, а дочь их повторяла, схватывая на лету. Но в школе она стеснялась говорить, что пишет стихи. Однажды учительница-языковед с сожалением произнесла: «Эх, если бы кто-то из учеников писал стихи, нам бы про мам к празднику!» Услышав это, Жаниба заволновалась и, походив, нерешительно предложила свои стихи. Ночь прошла в переживаниях, а утром она обнаружила их в школьной стенгазете. С тех пор Жаниба стала штатным школьным поэтом. Жизнь шла своим чередом – учеба, замужество, работа и, конечно, же поэзия. Жаниба пристрастилась к книгам, читала, качая колыбель, при готовке и т.д., перечитала всю сельскую библиотеку. И однажды в одной из книг остались листочки с ее стихами, которые обнаружила библиотекарь. Она отправила их в редакцию местного издания «Малды өңір». Однажды ее шумно встречают коллеги, говорят о ее стихах в газете, а она думает – это ошибка, ведь никуда их не отправляла! В общем, после услышанных похвал Жаниба открыла для себя новость: ее стихи интересуют людей, поэтому она решила отправлять свои произведения в редакции, и они все до единого были напечатаны.
РОЖДЕНИЕ АЙТЫСКЕРА
В марте 1977 года в области образовался новый Новобогатинский район, к нему-то присоединили Баксайский совхоз, отделив от Махамбетского района. Событие отпраздновали шумно, устроили той чабанов. А какой той без любимого народом айтыса?! На нем район должен был представлять Онайбай Абуов, но он заболел. В Баксае начались поиски того, кто заменит ветерана. И тут библиотекарь подсказала: у нас есть Карасаева – готовый айтыскер. Директор и партком схватились за Жанибу как за соломинку. Ее протесты, что никогда не участвовала в айтысах, никого не убедили. Жанибу снабдили транспортом и отправили в Новобогат, чтобы узнала, о чем можно слагать стихи на айтысе. Между тем она поставила условие, что не будет пользоваться заготовками, выйдет и будет петь, что на ум придет. А директор: нет, так нельзя! Здесь нужно пояснить, в советском прошлом действовало правило, что все айтыскеры заготавливали тексты заранее, они утверждались специальной комиссией. Райкомовские цензоры безжалостно убирали в тексте все, что им казалось неправильным, они даже утверждали порядок выступления – кто с кем и после кого сойдется в словесном поединке. Жанибе пришлось дать обещание соответствовать утвержденному тексту. Ее оппонентом стал 60-летний опытный айтыскер Сундеткали. А смогла она его «поймать» на том факте, что он защищал честь новобогатинцев, являясь жителем Махамбетского района. «Во время айтыса я много раз отходила от утвержденного текста, песнь лилась без удержу», – вспоминает акын. И за этот айтыс, и за другие она постоянно получала партийные взыскания, выговоры и т.д.
– В 1982 году Журсин Ерман стал организовывать республиканские айтысы. По сути этим поступком он спас родной язык от вымирания. К тому моменту школы, садики на казахском языке и казахские отделения в вузах закрылись, нависла угроза потери языка. Раньше Атыраускую область 40 лет на айтысах представлял настоящий поэт-импровизатор Кумар Жусипов. Когда его не стало, начались поиски тех, кто сможет достойно представить регион. Однажды Орынгали Карасаев собрал всех местных поэтов и спросил, кто может импровизировать, состязаться в настоящем айтысе. Вызвалась я, тогда он снова спросил: кто сразится с Жанибой. Тишина. Потом Орынгали ага назвал темы и попросил сымпровизировать. В общем так я попала на республиканский айтыс, который состоялся во Дворце Республики в Алматы. Со всей страны собрались акыны – настоящие таланты, сумевшие показать посланный им свыше дар. Тогда стали известны имена Асии, Асылхан, Конысбая, Абдикарима, Сейтисхана и др. Народ был в восторге. Дворец был переполнен, зрители заполнили даже фойе. Я состязалась с акыном из Петропавловска, мне было 35 лет, а ему – за 60. Несмотря на различие в возрасте, мы состязались в «қыз бен жігіт», жюри присудило ничью. Потом был этап – тему задавали из зала. Оппонент мой был заслуженным орденоносцем, наверное, поэтому ему «досталась» благодатная тема – какой должна быть келин. А мне пришлось импровизировать на тему «Шокан Уалиханов», в тот год праздновался его 125-летний юбилей. В первый момент у меня потемнело от ужаса в глазах! Но в следующее мгновение я взяла себя в руки – это же Шокан из романа «Аққан жұлдыз» Сабита Муканова, он же мой любимый герой! Вспомнила, собралась с мыслями, и полились слова. Зал разразился аплодисментами. Следующее испытание – «қайым айтыс», это когда из четверостишья оппонента повторяешь первые две строки, а продолжение уже сочиняешь сам. Это сложно, пришлось мне одной отвечать в групповом этапе. В общем я стала лауреатом первого республиканского айтыса, потом меня приглашали на все проводившиеся республиканские состязания. В общей сложности я участвовала в более чем 20 республиканских айтысах. Мое 60-летие широко отметили в городе Отырар, организовала его Асылхан Калыбекова. Сначала в «Егеменді Қазақстан» вышла ее статья «Жаниба, сені сағындық», в гости в Гурьев ко мне приезжали акыны Асия, Асылхан, Конысбай, – вспоминает наша собеседница.
К сожалению, ни тогда, ни в последующие годы юбилейные даты нашего айтыскера на родной земле так широко не отмечались. В Шымкенте ей предложили трехкомнатную квартиру, но она отказалась, честь – дороже! Чтобы не «полоскали» на айтысах, как атыраускую Жанибу облагодетельствовали шымкентцы. Но однокомнатная квартира в городе Атырау ей бы не помешала, она бы с удовольствием участвовала в культурных мероприятиях, воспитывала бы молодых акынов… Печально. Ведь мы не раз становились свидетелями, когда творческим людям из других регионов дарились квартиры в нашем городе.
В ГОСТЯХ У АКЫНА
О поэтессе я была наслышана, но познакомиться никак не получалось. И вот, как говорится в нашем народе «буйырды», наступил тот самый благословенный день. Мы поехали с руководителем ОО «Жібек жолы – бауырластар» Алией Тазабековой, которая в свое время организовала приезд 100 казахов из Китая на учебу в Атырауский университет нефти и газа. За это поэтесса посвятила ей стихи.
В назначенный час за мной приехала Алия, да не одна. Кроме водителя Азамата, переехавшего к нам из Узбекистана, в машине находился Турганжан – бывший гражданин Китая. В разговорах не заметили, как добрались до села Тандай. Конец февраля выдался дождливым, но в тот день ярко светило солнце, придавая позитивное настроение. Аул. Нет, наверное, казаха, который на генном уровне не любил бы его. Здесь сознание сразу охватывают необъяснимый покой, умиротворение. И даже липкая грязь после дождей и тающего снега не способна вызвать негатив. В ауле только проезжие части улиц заасфальтированы, а вот тропинки к домам – сплошная жижа. Встретившая у дороги хозяйка бойко повела нас к дому, не обращая внимания на грязь. А мы, поколебавшись, все же последовали за ней.
Как оказалось, сегодня семья Жанибы апа живет в низенькой наспех построенной времянке. Позже узнала, что в прошлом году старый дом рухнул из-за ветхости… Но через несколько минут знакомства с хозяевами грустные мысли пропали. Неказистая снаружи времянка внутри казалась дворцом. И дело не в обстановке, которая мало чем отличалась от многих других домов села. Не потерявшая былую красоту и молодость, величественная, властная Жаниба апа сама превращала обстановку во дворец.
По обычаю нам предложили почетное место – төр, начались традиционные распросы – кто мы и откуда. Алия представила нас хозяевам. Про парней сказала:
– Это – Азамат, на Родину он вернулся из Узбекистана, помогла ему получить гражданство. А вот Турганжан, он приехал из Китая, уже гражданин нашей страны, не женат, работает на Карабатане. Ему уже сорок, вот взяла его с собой, никуда не ходит, пусть людей увидит, пообщается, может, суженую встретит! – отметила Алия под всеобщий смех.
– Молодец, что привезла, пусть осматривается, авось, приглянет себе кого, – поддержала хозяйка веселый настрой.
Не зря люблю такие беседы, в лице супруга Жанибы апа я встретила своего ближайшего аға по роду – 80-летний Амангельды оказался из рода Бериш-Есен-Ырсай! Получила информацию, где мне искать сведения о прадедах и т.д. Эти важные разговоры о корнях всегда волнительны, ведь без корней не устоять в этом изменчивом мире. Дастархан накрывала веселая келін – жена младшего брата Амангельды аға, разменявшая шестой десяток (!), приветливая и легкая на подъем, она отметила: «Так и буду келин до конца!» Тем временем Турганжан оказался ей близок по роду, назвав его інім (братом), она вручила ему куман с водой для мытья рук. Поистине наши традиции бесконечно мудры, они – источники любви и уважения друг к другу.
После главного блюда – мяса по казахски – началось чаепитие. И Жаниба апа читала нам свои стихи – рифмованные мудрости о жизни. Мы заслушались. А потом по нашей просьбе исполнила свою песню «Жастық өтіп барады», аккомпанируя себе на домбре. Очень душевная песня. Сказать, что мы были впечатлены встречей, значит ничего не сказать. Жаниба апа разбудила наши души, напомнила о вечных ценностях, которые забываются в повседневной жизни. Мне понравилась реакция наших спутников-мужчин. 30-летний Азамат записал на видео Жанибу апа и сказал, что таких людей нужно возносить, и он постарается познакомить ее со своей большой аудиторией в соцсетях. А Турганжан всю обратную дорогу переживал – почему не ценят такую великую поэтессу. Она заслуживает всех почестей.
«Директор и партком схватились за Жанибу как за соломинку. Ее протесты, что никогда не участвовала в айтысах, никого не убедили. Жанибу снабдили транспортом и отправили в Новобогат, чтобы узнала, о чем можно слагать стихи на айтысе. Между тем она поставила условие, что не будет пользоваться заготовками, выйдет и будет петь, что на ум придет. А директор: нет, так нельзя! Здесь нужно пояснить, в советском прошлом действовало правило, что все айтыскеры заготавливали тексты заранее, они утверждались специальной комиссией. Райкомовские цензоры безжалостно убирали в тексте все, что им казалось неправильным, они даже утверждали порядок выступления – кто с кем и после кого сойдется в словесном поединке. Жанибе пришлось дать обещание соответствовать утвержденному тексту…»
«Потом был этап – тему задавали из зала. Оппонент мой был заслуженным орденоносцем, наверное, поэтому ему «досталась» благодатная тема – какой должна быть келин. А мне пришлось импровизировать на тему «Шокан Уалиханов», в тот год праздновался его 125-летний юбилей. В первый момент у меня потемнело от ужаса в глазах! Но в следующее мгновение я взяла себя в руки – это же Шокан из романа «Аққан жұлдыз» Сабита Муканова, он же мой любимый герой! Вспомнила, собралась с мыслями, и полились слова. Зал разразился аплодисментами».
Қаламыңыз ұштала берсін!
Творчестволық табыс тілеймін!