ФОРМУЛА УСПЕХА ЮРИЯ НЕКЛЮДОВА
Недавно генеральный директор ТОО «Болат Жол» Юрий Неклюдов был удостоен звания «Почетный гражданин Атырауской области». Это высокая награда и признательность за большие заслуги талантливого производственника, немало сделавшего для Прикаспия. Юрий Дмитриевич успешно внедрил свою идею железнодорожного предприятия нового типа, свидетельствующую о его профессионализме, дальновидности, умении доказывать на практике правоту и целесообразность создания конкуренции монополистам. Подтянутому и крепкому руководителю, обладающему тонким чувством юмора, исполняется 80 лет. И насколько ярка искра в глазах Юрия Дмитриевича, настолько жива его вера в то, что юбилей — всего лишь определенная дата в жизни человека. Он продолжает развивать производство, внедрять новые технологии. Впереди новые цели и задачи, значит, надо двигаться дальше.
Юрий Дмитриевич Неклюдов — генеральный директор ТОО «Болат Жол». Почетный железнодорожник СССР и Монгольской Народной Республики. Ветеран труда. Награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», многочисленными медалями за доблестный труд, в том числе медалями Монгольской Народной Республики.
Проявляя настойчивость
Юрий Дмитриевич Неклюдов возглавляет крупную многофункциональную транспортно-логистическую компанию «Болат Жол», которая действует с 1992 года. Предприятие свыше 20 лет вносит солидный вклад в развитие экономики области и железнодорожной отрасли. Руководитель постоянно расширяет сферу производства, соответственно, увеличивая рабочие места, а приоритет отдается местным кадрам. В «Болат Жол» создана развитая инфраструктура, производственные мощности. Квалифицированный персонал обеспечивает выполнение работ на высоком международном уровне. Но это все далось не сразу. Надо было пройти определенный и достаточно непростой этап. На самом деле, успех приходит лишь к настойчивым людям, к тем, кто движется вперед и не пасует перед препятствиями. Пример Юрия Неклюдова — красноречивое тому подтверждение.
Беречь честь смолоду
Юрий Неклюдов родился в 1934 году в Бийске Алтайского края.
Много трудностей пришлось пережить семье Неклюдовых, лишь сила духа, бойцовский характер помогали противостоять любым невзгодам. А какое было великое счастье, когда после долгожданной Победы живыми и здоровыми вернулись отец Юрия и его дядя Володя.
Вскоре жизнь начала потихоньку налаживаться, в 1947 году отменили хлебные карточки. Впервые дети вдоволь наелись хлеба. Голод, сохранившийся глубоко в подсознании, научил двенадцатилетнего Юрия быть бережливым, а еще терпеливым и трудолюбивым. Мальчишка уже тогда стремился помочь семье — подрабатывал, заготавливая для «Сибпушнины» шкурки сусликов.
Школа от поселка, где жил Юра, находилась в шести километрах. Он ходил пешком, а зимой добирался на коньках по реке. Учился хорошо, а лучше всего ему давались математика и физика. Учитель математики даже пророчил ему научную карьеру математика или физика. После завершения учебы в школе стал выбор — куда пойти учиться. Представители разных институтов заманивали головастого парнишку в свои вузы, и он, не желая идти в армию, сначала записался в авиаминно-торпедное училище. Отец, узнав о выборе сына, отговорил. После раздумий Юрий выбрал самый лучший и сильный вуз — Новосибирский институт военных инженеров транспорта.
— Там было бесплатное питание, полное обмундирование и высокая стипендия, — вспоминает с улыбкой Юрий Дмитриевич. — Конкурс был жуткий — 25 человек на одно место.
Сочинение он написал на «тройку» и этим результатом сильно огорчился. А вот задание по математике выполнил за считанные минуты. Несколько удивленный экзаменатор, проверив, как все решено, поставил оценку «отлично», причем с …двумя восклицательными знаками. Все остальные предметы абитуриент Неклюдов также сдал на «пятерки».
Предметы в вузе были сложные — инженерная геология, строительная механика, начертательная геометрия и т.д. Тяга к учебе, трудолюбие помогли Юрию Неклюдову по успеваемости быть в числе лучших студентов факультета, он получал повышенную стипендию.
Стоит отметить, что организаторскими способностями и редкой целеустремленностью Юрий выделялся всегда. Активно занимался и общественной работой. Студенческие годы еще более его закалили, дали много новых знаний. 1957 год стал знаменательным в жизни Юрия Дмитриевича — он получил высшее образование и диплом инженера путей сообщения.
Итак, впереди новая жизнь, интересная работа.
Ступени роста
Звезды сложились таким образом, что Юрию в жизни всегда встречались талантливые учителя и наставники. А «зацепил» молодой специалист огромной работоспособностью, организаторским талантом, способностью неординарно и рационально мыслить. Как можно было упускать такой ценный кадровый потенциал? Поэтому неудивительно, что трудовая деятельность, связанная с железнодорожным транспортом, начала развиваться стремительно. Свой славный трудовой путь Юрий Дмитриевич начал с должности дежурного по станции управления транспортного строительства «Магнитогорскстройпуть», в 1960 году уже стал начальником этого управления. Руководить ответственным участком производства доверили Неклюдову в …25 лет. Под его руководством 800 человек занимались перевозками для Белорецкого металлургического комбината, везли уголь, кокс, стройматериалы, водили пассажирские поезда. Первое время молодому руководителю было нелегко. Огромный коллектив, производственные, кадровые, бытовые вопросы, многочисленные проблемы, требовавшие решения, навалились одновременно. Тревожные и бессонные ночи. Приходилось выдерживать физическое и умственное напряжение.
Что же помогло не спасовать перед трудностями? Юрий Дмитриевич еще со студенчества усвоил важное правило, что один руководитель не может все уметь и знать, даже если от природы отмечен божественным даром. Всегда надо опираться на коллектив, на добросовестных помощников. Своим отношением к работе, своим примером он всегда заставляет подтягиваться остальных работников. Секрет успеха Юрия Неклюдова в умении слушать и слышать человека и принимать правильное решение. Этому он следует всегда, это его принципиальная позиция.
Между тем, как отмечают коллеги Юрия Дмитриевича, характерная черта Неклюдова — быть наравне со всеми в быту (жилищные условия для его семьи в период строительства железнодорожных линий были точно такие, как и у всех — полевые условия жизни, неустроенный быт, теплушка), но первым и главным на производстве. Вместе с ним трудности быта делила его супруга Эльвира Юлиусовна. А нашли они друг друга на станции Абзаково в 1957 году. Когда молодого специалиста перевели туда, он не знал, что скоро встретит свою судьбу, свою будущую спутницу жизни — чудесную девушку с нежным именем Эльвира. После окончания Омского железнодорожного техникума девушка работала мастером пути. В июне 1958 года они поженились, с тех пор вместе, вырастили детей.
Никакие трудности бытового и производственного характера не помешали в конце 1961 года успешно сдать в эксплуатацию и линию Магнитогорск — Белорецк. Когда госкомиссия приняла объект в эксплуатацию, у него будто гора с плеч свалилась. Нервное напряжение и недосыпание сказались на здоровье, пришлось даже лечь в больницу…
Выздоровев, снова с головой погрузился в работу. Вскоре Юрий Дмитриевич стал начальником огромного треста «Павлодарстройпуть». Под его непосредственным руководством были построены и сданы в эксплуатацию несколько участков железной дороги, железнодорожных станций и узлов.
И не сдаваться
Трасса мужества. Так называли центральный участок линии Абакан — Тайшет, который теперь уже опытный руководитель Неклюдов возглавил в 1964 году. На новый объект он прибыл по направлению Министерства транспортного строительства СССР. Предстояло работать на самом ответственном участке, необходимом для освоения богатств Саянской земли. Это была ударная комсомольская стройка. Тяжелые погодные условия и другие проблемы «выдавливали» тех, кто не выдерживал экзамен на прочность и силу духа. А разве в характере Неклюдова сдаваться? Юрий Дмитриевич всегда находил выход из любой ситуации. Он личным примером все время внушает уверенность всему коллективу в возможности выстоять, пройти все трудности и выполнить работу.
— Сегодня молодежь не всегда готова преодолевать препятствия в жизни, — рассуждает Юрий Дмитриевич. — Не научили, не воспитали, а потом удивляются, почему такие слабые.
Однажды отделение временной эксплуатации получило для обкатки три электровоза, впервые нужно было работать на электротяге. Поэтому первый поезд сопровождал Юрий Дмитриевич лично. Это уже было системой — он всегда на самых сложных участках, там, где идет испытание. Поезд шел медленно, Юрий Дмитриевич делал пометки в блокноте, а когда доехали до Манского туннеля, неожиданно пропала электроэнергия в контактной сети. Пришлось осторожно, на тормозах спуститься с туннеля. Остановились у входного светофора разъезда Отроги, ждали подачу электроэнергии. Вскоре вновь тронулись в путь. Намеченный участок благополучно проехали за двое суток.
Надо ли говорить, что линию Абакан — Тайшет сдали точно в срок? Трасса мужества благополучно вступила в строй.
Со многими трудностями пришлось столкнуться и на линии Макат — Мангышлак. Пыльные бури, снежные заносы… На вновь строящиеся станции необходимо было завозить практически все. От Неклюдова требовали выполнения плана любой ценой. И никого не интересовало, что специалистов не хватает.
— На строительство приехали жители ближайших районов — колхозники, животноводы, — вспоминает Юрий Дмитриевич. — Их надо было учить железнодорожным профессиям, так как многим в будущем предстояло обслуживать эту линию. И все было выполнено.
…В 1980 году Юрия Дмитриевича как одного из лучших организаторов в области строительства и эксплуатации железных дорог направили в Народную Республику Монголия начальником отдела временной эксплуатации. За пять лет работы в Монголии под его руководством было введено в действие более 500 (!) километров новых железнодорожных линий. На всем протяжении возводимых путей были подготовлены к эксплуатации различные объекты: станции, вагонные и локомотивные депо, пункты связи и многое другое. С вводом в действие железной дороги открылись новые перспективы в экономическом развитии Монголии. Например, если раньше необходимые для Бор-Ундурского горного предприятия стройматериалы, оборудование доставляли по автотрассе, то после ввода в действие основную часть перевозок грузов взяла на себя железная дорога.
Правительство Монголии высоко оценило вклад Юрия Дмитриевича в развитие экономики своей страны, наградив тремя медалями и присвоив звание «Почетный железнодорожник Монгольской Народной Республики».
В 1986 году Юрий Неклюдов, скучающий по родным краям, вернулся на Родину. Ему доверили пост управляющего трестом «Павлодартрансстрой». На эту должность его утверждали на самом верху — на коллегии Минтрансстроя в Москве, где он вскоре прошел курсы повышения квалификации командного состава в строительстве.
В декабре 1986 года на станцию Кульсары приехала комиссия Совмина. Была построена железнодорожная линия Кульсары — Тенгиз к Тенгизскому месторождению, и надо было открывать рабочее движение для доставки грузов. Всем этим и предстояло заняться Юрию Неклюдову. Изготовленное за границей оборудование для очистки нефти от примесей было негабаритным для железных дорог не только по размерам, но и по весу. Его везли через Каспий в порт Актау. Железнодорожники отремонтировали путь, по которому предполагали везти груз: убрали светофоры, подняли различные инженерные коммуникации, пересекавшие железнодорожное полотно, собрали специальные платформы — транспортеры, которые могли выдержать такой груз. Задолго до того, как поезд пошел на Тенгиз, специалисты просчитали по электронике буквально каждый сантиметр пути. Все было сделано безупречно на сто процентов — поезд на Тенгиз прибыл в срок. Главное — оборудование для строящегося газоперерабатывающего завода было доставлено в целости и сохранности. Всю ответственность за безопасность Неклюдов взял на себя и, как всегда, не подвел.
В 1967 году Юрий Дмитриевич строил линию Гурьев — Астрахань. Масштабная стройка отнимала все силы, темп работы был максимальный, каждые сутки приходилось укладывать более трех километров пути! Неклюдов, заботящийся о своих рабочих, добился для них отменного снабжения, при этом сделал все, чтобы, как говорится, ни одна банка не уходила налево. Рабочие буквально боготворили Неклюдова. Грамотный начальник, справедливый человек, высказывались о нем.
Предприятие нового типа
В 1987 году Юрий Дмитриевич возглавил одно из подразделений управления транспортного строительства Республики Казахстан. В 1992 году было создано акционерное общество «Болат Жол», которое затем было преобразовано в товарищество с ограниченной ответственностью. Во многом благодаря прозорливости президента предприятия, силе воли Юрия Дмитриевича, умению видеть на перспективу после трудного периода реорганизации удалось сохранить работоспособность, основной костяк специалистов и основное направление — оказание транспортных железнодорожных услуг собственным производственным потенциалом. Предприятие постепенно развивалось. Для этого была выстроена специальная стратегия. Логика Неклюдова состояла в том, что монополисты достигали результатов объемами, а частные фирмы — брали качеством с последующим наращиванием объемов. Все началось следующим образом. ТШО в связи с нарастающим объемом перевозок потребовались два тепловоза, помимо тех, что они брали в аренду у Министерства путей сообщения и строителей. Юрий Дмитриевич предложил свои тепловозы, а цену за обслуживание попросил в пять раз меньше, чем другие фирмы. Заключили договор. Прошло некоторое время, в ТШО попросили еще два тепловоза. Вскоре был заключен договор и на содержание подъездных путей. С 1998 года «Болат Жол» — постоянный партнер ТШО, и с 2000 года — единственный подрядчик по оказанию железнодорожных транспортных услуг специалистами хозяйства движения, грузового, локомотивного, вагонного, пассажирского и других хозяйств.
Видный деятель железнодорожной отрасли Казахстана, оказывающий огромную помощь в развитии, становлении и расширении сферы услуг промышленного железнодорожного транспорта Казахстана, председатель наблюдательного Совета ТОО «Болат Жол» Нигматжан Кабатаевич Исингарин, написавший уникальную биографическую книгу о жизни и деятельности Юрия Дмитриевича «Ему покорялись дороги», отмечает, что роль генерального директора Неклюдова в становлении компании и сохранении коллектива невозможно переоценить.
— Именно Юрий Дмитриевич, осознав необходимость весомых перемен, взялся за сложный процесс переформатирования, — делится Нигматжан Кабатаевич. — Он начал проводить реформы, причем весьма радикальным способом. Воплощал свои идеи по созданию железнодорожного предприятия нового типа, оказывающего все виды железнодорожных транспортных услуг. Таким образом, солидный опыт работы руководителем строительства железнодорожных линий и организации перевозочного процесса помог Юрию Дмитриевичу одному из первых в Западном Казахстане создать частную фирму с собственным парком тепловозов и вагонов. Более того, он доказал на практике правомерность такого шага, возможность составить конкуренцию монополистам.
Сегодня люди, которые там работают, с гордостью говорят, что им повезло в жизни. В «Болат Жоле» высокая заработная плата, крепкая социальная составляющая, имеется возможность продолжения учебы, бесплатное питание, созданы хорошие условия для труда. Забота о людях здесь на первом плане. Вместе с тем, от сотрудников требуется добросовестное исполнение своих обязанностей, соблюдение производственной дисциплины. Здесь полностью закрыта проблема пьянства на работе, с начала организации предприятия и до настоящего времени в компании исключительно сухой закон. При его нарушении можно потерять работу, причем никто не станет учитывать прежние заслуги. Жестко, но оправданно, поскольку работа связана с движением поездов, повышенной опасностью, и другого подхода к безопасности быть просто не может.
Приоритет профессионализму и инновациям
Сегодня ТОО «Болат Жол» продолжает находиться в ряду крупнейших транспортных предприятий Казахстана. Под руководством Юрия Неклюдова разработана и нашла широкое применение технология перевозки различных грузов по принципу «от фронта погрузки до фронта выгрузки», предусматривающая использование собственных кадровых и технических ресурсов компании.
— Юрию Дмитриевичу по-прежнему покоряются дороги, — уверен Нигматжан Исингарин. — Он — Профессионал и Личность, достойный пример для подражания.
Партнеры и клиенты ТОО «Болат Жол» отмечают, что в товариществе, возглавляемом Юрием Дмитриевичем, работает сплоченный коллектив профессионалов своего дела. По результатам конкурса, проводимого Ассоциацией национальных экспедиторов Республики Казахстан (АНЭК), ТОО «Болат Жол» признано «Успешной компанией 2006 года», а генеральному директору Юрию Неклюдову направлены Благодарственные письма от президентов АНЭК и АО «НК «КТЖ». В том же 2006 году предприятие вошло в число лауреатов международной премии «Лидеры национальных экономик». Успехи этой крупной многофункциональной транспортно-логистической компании отмечены на международных и республиканских уровнях, в том числе престижной премией «Парыз». Серебряный приз республиканского конкурса «Парыз» за лучший коллективный договор Юрий Дмитриевич получил из рук Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Неклюдов получил первое место в конкурсе «Сенiм» за лучшее обеспечение охраны труда в Казахстане.
В активе компании Знак почета «Лидер национальной экономики».
У «Болат Жол» большой опыт организации пассажирских перевозок, право на эту деятельность подтверждено Государственной генеральной лицензией. В рамках инновационно-индустриального развития республики предприятие планирует реализовать крупный инвестпроект по созданию многофункционального пассажирского логистического центра, и приобретение новых пассажирских вагонов улучшенного класса стало частью этой работы.
Учитывая отнюдь не лучшие климатические условия Атырауской области, когда жара порой переваливает за 40 градусов, а зимой температура падает до минус 35 градусов, компания приложила немало усилий, чтобы обеспечивать клиентов такими вагонами, находясь в которых, они бы получали удовольствие от путешествия, независимо от его продолжительности. Ведь главное для развития бизнеса — это создание лучших условий для клиента, то есть обеспечение безопасности перевозок и полная страховая гарантия пассажирских маршрутов в случае непредвиденных обстоятельств.
Под брендом «Болат Жол»
В настоящее время Юрий Дмитриевич продолжает уделять особое внимание вопросам увеличения производственных мощностей, закупкам современного оборудования, повышению конкурентоспособности фирмы, развитию системы социального обеспечения работников.
Как рассказывает первый заместитель генерального директора «Болат Жол» Кайрат Мурсалимов, в штате фирмы более тысячи человек, из них свыше 80 процентов — жители Атырауской области.
— У компании имеется локомотивный парк — 34 тепловоза, вагонный парк — 500 единиц, автопарк — свыше ста единиц, — поясняет Кайрат Мурсалимов. — В прошлом году ТОО «Болат Жол» приобрело 450 вагонов-цементовозов. А также свыше 30 единиц специальной автотехники и автобусов. Особая заслуга Юрия Дмитриевича в ежегодном индексировании заработной платы каждого сотрудника. Имеется собственный учебный центр, где проходят подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалисты в области промышленной безопасности и охраны труда.
Кроме того, при формировании годового бюджета фирмы значительная сумма закладывается на оказание спонсорской помощи. Предоставляются беспроцентные ссуды на строительство и покупку жилья, обучение и другие нужды. Рабочие на вахтах обеспечены отличным питанием. Сотрудники имеют возможность поправить здоровье в санатории по бесплатной путевке. Всем ветеранам оказывается весомая материальная помощь. Недавно началось развитие ресторанно-гостиничного комплекса. В планах другие интересные и актуальные проекты.
Юрий Дмитриевич отмечает 80 лет. Он не мыслит себя вне коллектива, без любимого дела. Личные инициативы Неклюдова помогают осваивать новые направления деятельности компании, повышать качество предоставляемых услуг, расширять спектр социальных гарантий. Талант руководителя и коллектив единомышленников будут и дальше успешно развивать предприятие под брендом «Болат Жол».
Блиц-опрос:
— Юрий Дмитриевич, какая музыка Вам по душе?
— Песни советских времен, душевные, чистые.
— Как проводите свободное время?
— Люблю отдыхать на свежем воздухе — на даче, поливаю зелень. Причем делаю это с помощью лейки, надо больше двигаться. А вообще стараюсь, чтобы наши сотрудники сажали деревья везде, где работает наша компания, например, на Тенгизе.
— Сами готовите какие-нибудь блюда?
— Вино делаю. Утверждают, что хорошее.
— Какие цените качества в человеке?
— Искренность и честность.
— Ваш жизненный принцип?
— Добро возвращается добром. Хотя в жизни все бывает.
— Есть кумиры в жизни?
— Да. Исторические личности — Петр Первый, адмирал Федор Ушаков, а также Главнокомандующие Советской Армией, победившие в годы Великой Отечественной войны. Динмухамед Кунаев, много сделавший для Казахстана. Нурсултан Назарбаев — дальновидный политик.
— Ваш рецепт здоровья, бодрости духа?
— Не курить, я бросил эту вредную привычку в пятьдесят лет. Придерживаюсь простого и здорового питания — каши, борщи. Вино употребляю исключительно в разумных пределах. У меня жена хорошая, красивая, мы вместе почти 60 лет.
— Если бы можно было вернуться назад, лет на 50, что бы Вы изменили в своей жизни?
— Я доволен своей жизнью, поэтому ничего бы не изменил.
Светлана НОВАК,
фото автора