КультураНовостиОбщество

Возвращение добрых имен истории

День памяти жертв политических репрессий в Казахстане отмечается уже 21 год. 31 мая мы вспоминаем тех, кто невинно пострадал в эпоху сталинского режима от убийств, лагерей, голодомора и депортаций. И каждый раз,  погружаясь в эту тему, имеющую в наличии много темных пятен, большой объем засекреченных сведений и документов, мы осознаем, насколько она сложна.

Сегодня нам, людям, живущим в XXI веке, трудно понять, как карательная машина НКВД без доказательств, опираясь лишь на сомнительные доносы, могла вершить судьбы миллионов безвинных людей. Под пресс политических гонений попали 40 миллионов граждан СССР, в том числе и депортированные народы, цвет казахской интеллигенции – А. Байтурсынов, А. Бокейханов, С. Сейфуллин и др. А сколько от карательных действий НКВД пострадало наших земляков, которые жили и работали в те годы в Гурьеве? Какова их дальнейшая судьба и кто они, так называемые «изменники Родины»? 31 мая – это еще один повод, чтобы начать изучать историю своего народа.

Задавшись этим вопросом, мы обратились к человеку, который с 1995 года занимается темой жертв политических репрессий, выпустил книгу под названием «Белая книга скорби», которую любезно презентовал и нам. Это доцент кафедры «История Казахстана и Всемирной истории» Атырауского государственного университета им. Х. Досмухамедова, кандидат педагогических наук Шахман Нагимов. И сегодня мы вместе с ним вспомним несколько имен учителей города Гурьева, незаслуженно попавших под карательную машину НКВД.

Один из них Тулеген Дюсенов, уроженец села Ганюшкино. В 1943 году был осужден на 10 лет лишь за то, что читал повесть Беймбета Майлина «Памятник Шуги». Он попал в проверочно-фильтрационный спецлагерь (ПФЛ), где сидели такие известные люди, как советский кинодраматург, актер Алексей Каплер, русский советский поэт Ярослав Смеляков. В 1954 году Тулеген ага вернулся на Родину, был реабилитирован и до конца своей жизни работал учителем истории в Байчунасской средней школе. Тулеген Дюсенов умер в 1995 году.

Еще один уроженец города Гурьева, попавший под машину репрессий, Сергей Иванович Сухарев – учитель химии нефтяного техникума. Тройкой НКВД он был осужден за то, что якобы был участником повстанческой организации, передавал шпионские сведения иностранной разведке, вел вредительскую работу в техникуме. Сергея Ивановича приговорили к высшей мере наказания. А в 1958 году он был реабилитирован посмертно за недоказанностью состава преступления. В 1996 году племянница С. Сухарева В. Леонова, прочитав «Белую книгу скорби» атырауского автора, писала ему, что двое детей и жена незаконно расстрелянного многие годы подвергались гонениям как семья «врага народа». И благодарила его за возвращенное доброе имя родного человека.

– Всего, по неполным данным, массовым репрессиям по Гурьевской области подверглись более 200 педагогов, – говорит Ш. Нагимов. – При сборе материалов я работал по архивным документам и материалам управления КНБ РК по Гурьевской области. Мне удалось собрать сведения только о 70 учителях нашего края, 10 из которых были расстреляны.

Еще в разговоре с нами Шахман Нагимович поделился, что готовит к публикации новую книгу «Неизвестные страницы истории Западного края».

– Сюда войдут материалы о людях, репрессированных в 40-50-х годах из числа интеллигенции Атырауской области, – говорит Ш. Нагимов. – И один из важных разделов будущей книги посвящен репрессиям в отношении людей, которые вошли в Туркестанский легион из числа народов Средней Азии. Эти лагеря были созданы гитлеровцами на Украине и в Польше, в них отбывали наказание около 800 тысяч человек, в числе которых около 40 человек из Атырауской области.

Анжелика КИМ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button